Главным конструктором «проекта 61» выступил советский инженер-кораблестроитель Б.И. Купенский. Несмотря на ряд недостатков, которые были выявлены при испытаниях судна, работу признали удовлетворительный, а «61-го» приняли в состав ВМФ.
Через 10 лет после создания, у военно-морского флота СССР появилось 20 кораблей «проекта 61». «Отважный» был седьмым судном в серии.
В начале августа на «Отважном» сменился офицерский состав — в должности вступили лейтенанты, которые только «вчера» окончили училища. Кроме того, произошли изменения внутри командного состава экипажа судна.
Появление молодых специалистов на корабле — это всегда хорошо. Однако, когда они остаются без присмотра опытных моряков, это может вызвать проблемы. Именно такая ситуация произошла на корабле «Отважный».
Дело в том, что наставники, которые должны были помогать молодым специалистам, ушли в отпуск. А офицеры, пришедшие им на смену, не были знакомы с особенностями корабля проекта 61.
В тот трагический день, 30 августа 1974 года, корабль «Отважный» стоял на рейде в Стрелецкой бухте Севастополя. По запланированному сценарию, начальник штаба Черноморского флота, офицеры и представитель Главного штаба ВМФ контр-адмирал М.Г. Путинцев должны были наблюдать за ракетными стрельбами с моря.
В 10 часов 01 минуту мичман по фамилии Шупортяк доложил экипажу о странном хлопке и ярких вспышках рядом с местом, где хранились запасные ракеты. В следующую секунду помещение наполнилось дымом. Охваченный паникой, Шупортяк не смог адекватно отреагировать на ситуацию и вместо того, чтобы сообщить о происшествии и активировать противопожарную систему, просто убежал. Возможно, если бы он поступил иначе, катастрофы удалось бы избежать.
Все эти события заняли всего лишь 20 секунд, но этого времени оказалось достаточно, чтобы в погребе зенитных управляемых ракет произошёл первый взрыв. После хлопка пламя охватило кормовые помещения и быстро распространилось по всему кораблю.
О том, что происходит на «Отважном», штаб Черноморского флота узнал через три минуты после начала катастрофы. Однако информация, которую получили его сотрудники, оказалась недостоверной. Вопреки действительности, штабу сообщили, что на корабле взорвались баллоны с воздухом.
В этот момент на судне царил хаос. Множество офицеров и два адмирала не могли принять правильные и общепринятые решения. Вместо того чтобы чётко действовать и минимизировать количество жертв, «начальники» только усугубляли ситуацию.
Корабль находился недалеко от берега, и поэтому было несложно направить к нему оперативную помощь. Около тридцати судов приплыли к горящему «Отважному» уже через час после начала катастрофы. Однако ни одному из кораблей так и не удалось справиться с пламенем.
Следующие взрывы прозвучали на «Отважном» почти через пять часов после начала катастрофы — в 14:47 и 14:55. За два хлопка взорвалось сразу 12 зенитных ракет. Согласно корабельному журналу, последний приказ «подняться на верх», который отдал экипажу капитан, прозвучал в 15:11. Ровно через 46 минут после этого корабль затонул.
Несмотря на то, что по официальным документам в штат «Отважного» входило 270 сотрудников, в тот день на борту судна было 287 человек. Среди тех, кому не удалось спастись с большого противолодочного корабля, оказались 19 моряков и 5 курсантов, еще 26 членов экипажа получили тяжелые ранения.
События, произошедшие на «Отважном», навсегда останутся тайной. Информация о катастрофе была немедленно засекречена, а в газетах и среди населения ходили только слухи. Больше всего были возмущены родственники погибших моряков, которые хотели узнать, что стало причиной гибели их близких.
В ходе следствия комиссия выдвинула восемь возможных версий случившегося. Среди них были как правдоподобные, такие как «повышенное электропитание в цепях питания ракет», так и абсурдные, напоминающие диверсию, — «умышленный запуск двигателя ракеты специальными неопознанными устройствами». Однако, несмотря на все усилия специалистов, установить точные причины так и не удалось.
Многие очевидцы утверждали, что именно мичман Шупортяк сыграл ключевую роль в этой истории. Если бы он не покинул отсек, а принял необходимые меры, возможно, удалось бы избежать аварии. Однако мичман не был привлечён к ответственности за свой поступок. Не получив достоверных выводов, дело было закрыто и засекречено.
О том, как на самом деле умерли их сыновья, мужья и братья, не знали даже родственники моряков.
Погибший корабль лежал на глубине 130 метров в 28 милях от Севастополя. Ввиду наличия на нём различного секретного оборудования и снаряжения командование ВМФ СССР приняло решение о подъёме корпуса корабля. С 31 августа по 10 сентября 1974 года состояние погибшего БПК изучалось с помощью наблюдательной камеры и водолазов-глубоководников. По его результатам было принято решение поднимать корабль по частям.
12 ноября 1974 года БПК «Отважный» был исключен из состава ВМФ.
С августа по ноябрь 1975 года водолазы поднимали с «Отважного» секретные документы, комплекты аппаратуры ЗАС и опознавания, элементы ракетных комплексов и артиллерийских установок. Однако после этого было принято решение не поднимать корабль, а взорвать его на дне. С мая до августа 1977 года водолазы занимались установкой взрывных зарядов на корпус корабля. Всего на «Отважном» было размещено 124 тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Во время этой операции .
17 июня 1977 года на глубине погиб водолаз-матрос.
23 декабря 1977 года был осуществлён подрыв корабля.
О катастрофе, произошедшей с «Отважным», не было известно до 1994 года. В течение двадцати лет единственной памятью о тех трагических событиях была табличка на кладбище в Севастополе, где была надпись: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года»...
На кладбище «Коммунаров» в Севастополе установлен мемориал в память о моряках БПК, погибших в 1974 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев