Бэлзой:
Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных времен, «звезда от звезды разнствует во славе».
Сэр Лоуренс Оливье однажды изрёк: «Мы привыкли к тому, что актрисы пытались стать звездами, а сейчас звезды пытаются стать актрисами».
Если применять это высказывание к отечественному шоу-бизнесу, можно, наверно, перефразировать его так: многие сегодняшние эстрадные «звезды» мечтали бы стать певицами (или певцами).
Редкий же пример настоящего певца, превратившегося в суперзвезду, — Муслим Магомаев, яркость и подлинность дарования которого особенно выделяются на фоне той звездной пыли, что навязчиво пытается прельстить публику мишурным блеском со сцен концертных залов и телевизионных экранов.
Мало кто в отечественном эстрадном искусстве мог соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым, чей восхитительный баритон, артистизм и душевная щедрость покорили не одно поколение слушателей.
Диапазон его возможностей был необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных произведений азербайджанских и русских композиторов.
Муслим стал известен лет в девятнадцать — после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки. И в течение почти четырех десятилетий с честью выдерживал нелегкое испытание славой, оставаясь кумиром множества поклонников.
Гюстав Флобер предупреждал, что к идолам не следует прикасаться, а то их позолота окажется на ваших руках. Но Муслим Магомаев — счастливое исключение: артист только выигрывал от более близкого знакомства с ним, и было нечего опасаться, что к пальцам прилипнет позолота.
Многие считали, что Муслим Магомаев намного старше, чем на самом деле, — так давно на слуху это громкое имя. Москва открыла его для себя весной 1963 года.
30 марта в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов в Кремлевском Дворце съездов, где сообщалось: «Самый большой, можно сказать, редкий успех достался М.Магомаеву.
Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист».
В том же 1963 году в зале имени Чайковского и во Дворце спорта в Лужниках состоялись первые концерты певца. Требовательная Клавдия Ивановна Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. И всем безумно нравился».
Важнейшим этапом в шлифовке вокального мастерства Муслима Магомаева стала его стажировка в миланском театре «Ла Скала». Пребывание певца в середине 60-х годов в Италии — стране искусства, родине бельканто — не только благотворно сказалось на его исполнительских возможностях, но и расширило его горизонты.
Муслим навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищался творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио Дель Монако.
Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. Однако оглушительный эстрадный успех помешал его оперной карьере — подобно тому, как Голливуд похитил у оперной сцены столь любимого Муслимом Магомаевым Марио Ланца (о котором он написал книгу и сделал несколько радио- и телепередач).
1969 год принес ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, — этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись тиражом в 4,5 миллиона экземпляров. Певцу едва исполнилось 30, когда он стал Народным артистом Советского Союза.
«Я присутствовал на многих концертах, на которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте.
К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая ария, песня в его исполнении — это всегда ожидаемое чудо», — писал в 1980 году Роберт Рождественский, на стихи которого Магомаев исполнил множество песен, в том числе собственного сочинения (одна из них называлась «Мы для песни рождены»).
Певец никогда не гнался за модой, не заигрывал с публикой, его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, — все это Магомаев вкусил сполна.
И притом не зазнался, сохранил истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в фильме «Анна Каренина», которую ему предлагал Александр Зархи, хотя позже Муслим Магомаев сыграл Низами в фильме Эльдара Кулиева.
Как это часто бывает у талантливых людей, Муслим Магомаев был разносторонне одарен: он был не только певцом и актером, но и писал музыку для театра и кино, сочинял песни, лепил, рисовал. К этому надо добавить и его умение ладить с современной электронной техникой. Муслим был еще и «домашним волшебником», часто радовал любимую жену Тамару Синявскую.
Лестные для певца признания сделал в свое время незабвенный Иннокентий Михайлович Смоктуновский: «Муслим Магомаев завоевал популярность вдруг, сразу. Популярность огромную и надолго. Я всегда скучаю по нему и жду новых встреч, жду возможности услышать и увидеть то, что несёт этот замечательный талант своим поклонникам».
Ко всех прочим достоинствам нужно добавить еще и то, что душа у Магомаева не уставала трудиться. Когда Муслим стал реже выступать, что объясняется повышенной требовательностью певца к себе, - он ведь привык "высоко держать планку" и не представлял, что в концертных залах для публики можно петь под фонограмму.
Но время от времени, все же продолжал радовать своих поклонников появлением на сцене, поддерживал контакт с ними через Интернет, любил "поколдовать" в домашней студии, готовя новые записи и отбирая лучшие из старых.
К его юбилею в 2002г. вышла коллекция из 14 компакт дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства этот прекрасный певец.
Святослав БЭЛЗА.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Звезда первой величины!