Предыдущая книга "Люди за спиной" завершилась накануне событий 1917 года.
Прежде чем погрузиться в эту эпохальную и трагическую веху в истории
страны, я хотел бы привлечь внимание читателя к нескольким важным
моментам.
В своих работах я использую ряд терминов, значение которых со временем
претерпело серьезные изменения. Отношение к тем, кого раньше считали
героями или злодеями того периода, также существенно трансформировалось.
Тем не менее, эти понятия и имена по-прежнему присутствуют в нашей жизни -
в названиях населенных пунктов, улиц, площадей.
Реакция людей на это неоднозначна. Одни осознают пагубность подобной
практики, другие же продолжают гордиться ими и считать их героями. Есть и те,
кто предпочитает сменить собственные фамилии, чтобы избежать лишних и
некомфортных вопросов.
Важно понимать эти нюансы, прежде чем погрузиться в события 1917 года и
последовавшую за ними историческую катастрофу.
Пытаться объективно оценивать роль наших предков в истории - задача
непростая. Особенно когда речь идет о близких нам людях - дедах и прадедах,
которые участвовали в противостояниях и смутах. Здесь личное отношение
зачастую затмевает историческую объективность. Хочется гордиться их
подвигами, даже если они не всегда были безупречны с точки зрения морали.
И действительно, трагедия в том, что подобные исторические катаклизмы
повторяются с печальной регулярностью. Совсем недавно рухнул тот строй, за
который сражались наши деды, и никто не встал на его защиту. А ведь это уже
наше, или даже ваше, поколение. И что удивительно - потомки бывших
"победителей" теперь зачастую принимают идеи тех, кого когда-то считали
врагами, умело сочетая это с наследием предыдущей эпохи.
Возможно, в этом есть определенная цикличность и закономерность. Но все
равно очень тяжело принять, что ценности, за которые боролись наши родные,
могут быть подвергнуты сомнению или отвергнуты последующими
поколениями. Чтобы извлечь правильные уроки из этих болезненных процессов,
нам нужно учиться отделять личное от исторического, стараться смотреть на
них максимально объективно. Только так мы сможем понять прошлое и
попытаться предотвратить повторение ошибок в будущем, причём у своих
потомков.
Совсем недавно мы были свидетелями такой смуты в соседних странах. В
некоторых из них это словно "национальная забава", повторяющаяся чуть не
каждые пять лет. Люди не делают должных выводов и вновь выходят на
"майданы". Попытки устроить нечто подобное предпринимаются и у нас,
причем зачастую движущей силой становятся наши дети и внуки.
Но мы то знаем по своему опыту, к чему это приводит. Поэтому нам
необходимо сделать соответствующие выводы, изменить свое сознание и
отношение к таким событиям. Для этого нам сначала нужно разобраться с
событиями столетней давности, чтобы оградить наших потомков от повторения
того ужаса, через который прошли предыдущие поколения. Только через
изменение своего отношения к тем историческим событиям мы сможем
положить конец "гражданской войне".
Вернёмся немного в прошлое и будем опираться на исторические документы, а
не на домыслы и фантазии, чтобы дать объективную оценку тем событиям.
А для этого я расскажу о терминах которые я употребляю в своих работах,
точнее о их значениях.
После революционных событий 1917 года в нашей стране появились новые
термины и понятия, а старые слова изменили свое смысловое содержание.
Для понимания значений этих слов обратимся к "Толковому словарю живого
великорусского языка" В.И. Даля, составленному до революционных событий.
Сам Даль являлся ярким примером того, как иностранец может стать более
"русским", чем коренные жители. В России немало известных личностей,
являвшихся потомками иностранцев, но внесших значительный вклад в
развитие страны.
Обращение к дореволюционному словарю Даля позволит нам точнее понять
значения важных терминов в той культурной среде, в которой наша страна
существовала на протяжении почти тысячи лет до событий начала XX века.
РЕВОЛЮЦИЯ, ж. (франц. revolution) - переворот, внезапная перемена в
состоянии, порядке, отношениях; смута, тревога, беспокойство. Революция в
погоде, в общественном мнении - переворот. || Мятеж, возмущение,
насильственный переворот государственного и общественного строя. Генерал
от революции - бранное прозвище людей, бессмысленно стремящихся ко
всеобщим смутам и переворотам. Революционный, к этому относящийся.
Революционер, революционерка - смутьян, возмутитель, мятежник. Как видно, в
дореволюционном толковании этот термин имеет ярко выраженный негативный
оттенок, в отличие от трактовки, навязанной нам после 1917 года.
Мне, возможно, придется не раз обращаться к предыдущей книге, чтобы
повторить высказанные там мысли. Моя цель - показать пути выхода из того
состояния, в котором мы оказались в результате событий более чем столетней
давности, последовавших за известным переворотом. Я не вижу пользы в
поиске виновных в происшедшем. В то же время, есть и другая крайность -
культивирование в себе чувства вины и сожаления о событиях прошлого, как
своих, так и наших предков. В Новом Завете мы можем найти два разных
примера: Иуда сожалел о своем поступке, вернул деньги и покончил с собой, в
то время как апостол Петр был восстановлен в апостольстве и завершил свой
жизненный путь распятием на кресте. В предыдущей книге мы говорили о
новом этносе, который даровал нам Христос.
Термин "народ" у Даля имеет гораздо более широкий смысл, чем просто
синоним "этноса". Он включает в себя как этническое, так и социально-
политическое, а также количественное измерение (множество людей,
население).
"Народ" у Даля часто противопоставляется "власти", "государству",
"правительству". То есть это скорее "простой народ", "народные массы" в
противовес элитам и управляющим.
Важное значение имеет понятие "народности" - совокупность свойств и быта,
отличающих один народ от другого. То есть этническая и культурная
специфика.
Даль использует также производные понятия, такие как "народодержавие",
"народоправление", "народоначальник" и т.д., которые характеризуют
различные формы народного, демократического управления в противовес
единодержавию.
Таким образом, можно сказать, что у Даля термин "народ" гораздо шире, чем
просто "этнос", и несет в себе социально-политическое и культурно-
идентификационное содержание. Это важно понимать при анализе русской
народной традиции.
Без понимания роли православия в русской истории и культуре невозможно в
полной мере постичь концепцию "народа" в представлении В.И. Даля.
Некоторые важные моменты:
1. Даль подчеркивает, что "глас народа - глас Божий", указывая на
сакрализацию народа в православном мировоззрении.
2. Взаимосвязь "народа" и "царя" рассматривается в контексте православной
монархической традиции, где правитель является "помазанником Божьим".3.
Концепции "народности", "народного духа", "народного быта" тесно
переплетены с православной культурой, традициями, мировоззрением.
Таким образом, без учета православной составляющей, которая пронизывала
все сферы жизни русского народа, невозможно в полной мере понять и
интерпретировать представления Даля о "народе".
В Библии очень часто используется образ живого человеческого тела, а не
мертвого. Союз мужчины и женщины описывается словами "И будут два одной
плотью" (Мф. 9:5). Но сейчас это часто воспринимается лишь как сожительство
двух эгоистов. В предыдущей книге я подробно писал о Любви. Интимные
отношения мужа и жены определяются словом "познал" (Быт. 4:1), а не
современным пониманием.
В той же книге я подробно останавливался на учении о Церкви. Чтобы не
заставлять вас заново ее перечитывать, приведу отрывок из православной
энциклопедии. Апостол Павел пишет: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас
и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое
есть Церковь" (Кол. 1:24). Также он говорит Коринфянам о том, что "вы - тело
Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12:27). Таким образом, все мы, живущие в
Церкви, составляем единое Тело, Глава которого - Христос, а каждый из нас
является его малой частью.
Согласитесь, что у большинства из нас сложилось несколько иное
представление о Церкви. Но как говорит о. Владимир Воробьев, семья имеет
начало на земле и вечное продолжение в Царстве Небесном. Ради этого она и
создается - чтобы двое, ставшие единым, перенесли это единство в вечность.
Так малая Церковь и Небесная становятся едиными.
Семья является важным выражением антропологического, духовного характера
человека, заложенного Богом. В семье происходит реализация и воплощение
Церкви, которую Господь установил в человеке. Создание семьи и преодоление
себя ради ее построения по образу Божьему - это очень серьезный духовный
путь аскетического самосовершенствования.
В отличие от распространенного современного понимания семьи как чисто
социального института, христианское видение глубже и масштабнее. Семья
рассматривается не просто как ячейка общества, а как малая Церковь, в которой
происходит духовное возрастание личности. Муж и жена призваны отражать в
своих отношениях любовь и единство Христа и Церкви. Дети же становятся не
просто продолжателями рода, но участниками этого духовного пути, обучаясь
христианским добродетелям. Таким образом, христианское понимание семьи
разительно отличается от привычных нам секулярных взглядов. Это не просто
социальный союз, а глубокая духовная реальность, укорененная в Боге и
ведущая человека к спасению. Это путь самоотверженной любви, жертвенного
служения и духовного возрастания всех ее членов.
Царь.
В современном мире монархия часто воспринимается как отживший свое
политический строй, анахронизм и пережиток прошлого. Вместо неё
предлагается альтернатива в виде правителя-временщика, который якобы
выражает интересы лишь той части граждан, которые его избрали. Такой
правитель, по мнению многих, будет заботиться главным образом о том, чтобы
угодить своим избирателям и не допустить неприятностей для себя после ухода
с поста. Подобная ситуация кажется абсурдной, ведь если в многочисленной
семье каждую неделю выбирать нового главу исключительно ориентируясь на
успешное исполнение сиюминутных прихотей, к чему это неминуемо приведет?
Библейские же представления о монархе рассматривали его не как
самовластного властелина, а как исполнителя Божественного закона,
призванного радеть о духовном и материальном благе всего народа. Эти два
диаметрально противоположных подхода к пониманию сути власти определяют
коренной водораздел между традиционными духовными ценностями и
современными политическими тенденциями.
Слова "бояться", "убояться" и "устрашиться" претерпели изменение значений со
временем. Согласно толковым словарям, их устаревшие значения были связаны
с духовной сферой - "испугаться греха", "потерять любовь Божью", "испугаться
величия". Сейчас эти слова используются преимущественно для выражения
обычного страха или опасения, не имеющего религиозной окраски.
Роль казачества в истории нашей страны следует рассматривать с
антропологической точки зрения, как это следует из библейских учений.
Казачество следует воспринимать как неотъемлемую часть Руси, выполняющую
свои специфические задачи, подобно органам в человеческом организме. Так,
как ухо не возмущается, что оно не является глазом, а ноги - руками, так и
казачество являлось одним из множества важных элементов, составляющих
единое целое.
Подобно органам в теле, каждая составляющая часть Руси, в том числе и
казачество, несла на себе определенные функции и обязанности, необходимые
для нормального функционирования всего организма. Именно в этом ключе
следует рассматривать роль и значение казачества в истории нашей страны - как
неотъемлемого компонента, выполняющего свое предназначение в рамках
единого целого.
В результате событий 1917 года духовное понимание человека как части живого
богочеловеческого организма - Церкви Христовой - утрачено. Вместо этого
люди превратились в безликие винтики бездушной машины, способной лишь
уничтожать, ломать и выбрасывать отработанные части механизма без
сострадания и сожаления.
Однако этим не исчерпываются все вопросы, которые возникают, когда
задумываешься, как так получилось, что наши близкие родственники отошли от
таких разумных принципов, как православие, и последовали за авантюристами,
не желая возвращаться и изменять свое сознание, чтобы исправить ход событий
для своих потомков.
Также хотелось бы напомнить о закономерностях возникновения и развития
смутных времен. В своей книге "Люди за спиной" я ранее приводил слова
историка А.А. Гордеева о том, как разворачиваются смуты во все времена и в
разных странах.
Обобщая, можно выделить общий сценарий развития смут, независимо от
временных и национальных особенностей.
а) В первом акте этой трагедии разворачивается острая борьба за власть между
различными аристократическими и олигархическими группировками.
б) Параллельно происходит глубокая интеллектуальная и мировоззренческая
дезориентация значительной части образованных классов. В их сознании
воцаряется хаос, который может именоваться по-разному - Церковной
Реформацией, Просвещением, Социализмом, Демократизацией и так далее. Ф.М.
Достоевский метко называл это явление "бесовщиной".
в) Одновременно недружественные геополитические силы начинают
спонсировать и поддерживать как олигархов и чиновников-оппортунистов, так
и творцов новых и ниспровергателей старых устоев. Таким образом, в обществе
нарастает разрушительная энтропия. Хотя многие эксперты склонны видеть в
этом исключительно внешний заказ, нельзя абсолютизировать этот фактор - без
веских внутренних причин смуты не возникают.
2. Однако первый акт этой трагедии может растянуться на многие годы, не
приводя к реальным последствиям. Для перехода ко второму акту пьесы
требуется некий катализатор. Таким поводом может стать все, что угодно:
неудачная или затянувшаяся война, голод, неурожай, экономический кризис,
эпидемия, стихийное бедствие, природная катастрофа, смена правящей
династии, появление самозванца, попытка государственного переворота,
убийство влиятельного лидера, фальсификации на выборах, повышение налогов,
отмена льгот и так далее. Дрова для пожара уже заготовлены, достаточно лишь
поднести спичку. Если власть слаба, а оппозиция активна, она непременно
воспользуется удобным случаем и совершит переворот, который в дальнейшем
назовут революцией.
3. Если конструктивная часть оппозиции во время переворота сумеет обуздать
разрушительные силы, второй акт на этом и завершится (как это произошло в
1991 году). Но чаще случается обратное - начинается кровопролитная
гражданская война с чудовищными жертвами и тяжелыми последствиями для
государства и народа. При этом нередко происходит иностранная военная
интервенция. Великие смуты отличаются тем, что они разворачиваются в
несколько актов, растягиваясь на долгие десятилетия.
Приводился пример развития смуты в сознании человека, основываясь на
теории пролога. Были выделены следующие основные этапы этого процесса:
1. Пролог. На этом этапе человек поддается на провокацию - будь то влечение,
мысль, идея или что-то другое, что привлекает его внимание.
2. Внимание и обдумывание. Человек начинает сосредотачиваться на этом
моменте, тщательно обдумывая его.
3. Упоение идеей. Человек полностью увлекается этой идеей, "упивается" ею.
4. Реализация идеи. Человек приступает к воплощению задуманного в жизнь.
5. Осуществление замысла. Наступает этап практической реализации
изначальной идеи.
Отмечается, что на этих этапах у человека отсутствует критический анализ
ситуации и объективная оценка происходящего. После осуществления
задуманного, когда результат может сильно отличаться от первоначальных
мечтаний, человек либо приходит к трезвому осознанию того, что процесс
вышел из-под контроля, либо упорно продолжает искать виновных в крахе
"замечательного" замысла. В случае со смутой, такое поведение может привести
к очень печальным последствиям.
Профессор А.В. Венков анализирует внутренние причины смуты в России на
примере Донского региона:
1. Промышленность в стране росла, но уровень жизни населения повышался
слабо. В Россию вкладывались огромные средства, но основная прибыль
уходила за границу.
2. Наблюдалась резкая разница в уровне жизни между городским и сельским
населением - социально-культурный уровень значительно различался.
3. Аграрный вопрос: земля на Дону принадлежала казакам, как ее завоевателям,
но многие из них были вынуждены сдавать ее в аренду "иногородним", что
порождало конфликты между землевладельцами и обрабатывавшими землю. К
началу XX века казачье население стало меньшинством на Дону.
4. Существовал значительный разрыв в условиях труда между
квалифицированными и неквалифицированными рабочими.
5. Многонациональность и конфессиональное разнообразие России приводили к
стремлениям местной буржуазии присвоить "свои" территории на основе
разговоров об "национальной исключительности".
6. Первая мировая война обострила все эти противоречия. Союзники России,
такие как Англия, строили планы по расширению своего влиянию за счет
ослабления Российской империи.
Как видно, представленный анализ позволяет взглянуть на предпосылки
революционных событий 1917 года с разных сторон. Прежде чем рассматривать
сами этапы развития этих событий, необходимо более подробно разобрать
указанные причины.
Прежде чем перейти к описанию российского общества накануне 1917 года,
необходимо рассмотреть формирование идеологии западной цивилизации и
историю православной церкви, так как эти факторы во многом определили
события столетней давности. Советская историография, основанная на
принципах классовой борьбы, зачастую недооценивала их значение.
Рассмотрим, как складывалась идеология Запада и какую роль играла
Православная церковь перед революционными потрясениями начала XX века в
Российской империи. Понимание этих ключевых предпосылок поможет нам
более всесторонне проанализировать сложившуюся в то время общественно-
политическую ситуацию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев