С этого момента (не без помощи Тургенева) русская литература становится событием и явлением европейской и мировой культуры. К удивлению Запада, Россия - место, представлявшееся духовной пустыней, - вдруг произвела нечто, что стало оказывать несомненное влияние на духовную жизнь цивилизованного мира.
Тургенев ещё при жизни был признан классиком всеми выдающимися деятелями Европы: от Жорж Санд до Т.Карлейля. Его называли единственным представителем эпического творчества в Европе (по сути, он подготовил зарубежных читателей к восприятию Толстого и Достоевского), влияние Тургенева к концу жизни было так велико, что, скажем, аугсбургская «Аллгемайне Цайтунг», по свидетельству П.В.Анненкова, «ядовито говорила о поклонении немцев «московской» эстетике.
Выбор европейцев был, однако, неслучаен и безошибочен. Предшественники Тургенева казались тогда западному читателю не совсем самобытными. Пушкин, Гоголь и Лермонтов как бы вводили русскую культуру в контекст европейской, настраивая на современный лад: Евгений Онегин вполне встраивался в привычный ряд героев типа шатобриановского Рене или байроновского Чайльд-Гарольда, в «Капитанской дочке» улавливались сюжетные ходы Вальтера Скотта, в «Мертвых душах» – традиции «плутовского романа», а поэзия Лермонтова могла восприниматься как продолжение демонической линии западной литературы. Их своеобычность была осознана позже, к концу XIX века.
Тургенев утвердил, следуя за создателями отечественной словесности, те ключевые темы, фигуры и коллизии русской жизни, которые во многом определили направление и проблематику возникавшей великой литературы. Его тексты сделали внятным своеобразие этой проблематики. Скажем, от «Дневника лишнего человека» Тургенева прямой путь к «Запискам из подполья» Достоевского и «Крейцеровой сонате» Толстого. Здесь впервые разыграна тема «лирического антигероя», получившая свое развитие в западной литературе XX века (Сартр, Камю, Гессе, Онетти и др.). Стали событием «Записки охотника», и дело было не только в изобличении крепостнического рабства. Писатель увидел в крестьянах людей, которых можно было мерить европейской меркой: в рассказе «Хорь и Калиныч» он, шокировав тем публику, одного из мужиков сравнил с Гете, а другого – с Шиллером. От Тургенева идет сюжет разрушающихся «дворянских гнезд», завершенный Чеховым и Буниным. Он создал – первым! – символический образ русского народа – Герасима (из рассказа «Муму»): могучего и глухонемого. Потом уже, отталкиваясь от этого образа и с учетом тургеневского опыта, был написан Толстым Платон Каратаев, а Достоевским – мужик Марей.
Тургенев ввел в русскую литературу тему, которая стала едва ли не основной, во всяком случае, самой значимой в нашей отечественной судьбе, – тему нигилизма (в «Отцах и детях»), показав не только ее политическую и культурную злободневность, но и ее философскую и духовную глубину: Базаров у него не шут, а мыслитель, трагическая фигура. И пожалуй, именно Тургеневу принадлежит честь вполне сознательного использования определенного эстетического принципа для анализа явлений российской действительности – в контексте символов мировой культуры, в сравнении с великими образами европейской литературы, как в прямом соотнесении («Гамлет Щигровского уезда», «Фауст», «Степной король Лир»), так и в косвенных параллелях, внутренней рифмовке, становящихся средством характеристики героев (Рудин рифмуется с Вечным Жидом, Ася – с Гретхен и Миньоной, Инсаров – с Дон Кихотом, Базаров – с Фаустом и Мефистофелем одновременно: как человек познания и дух отрицания в одном лице и т. п.). Этот принцип стал характерным для русской классики.»
Автор текста: Владимир Кантор
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
597
Иван Сергеевич – писатель,
Земляк орловцев, из дворян,
Во многом – первооткрыватель
В литературе россиян
.
И, хоть немало жил в Европе,
Душой и сердцем был в России,
Писал, конечно, меньше Лопе71,
Но с рвением, пока был в силе,
.
Правдиво дал в своих новеллах,
Статьях, романах, пьесах и стихах
Жизнь русских в гнёздах их замшелых,
Пророчески им предвещая крах,
.
Дал образ женщины эпохи,
В ней видя светлое начало,
Он классик наш и даже крохи
С его стола читать пристало!
.
Его природа – Бежин луг,
А не столичная в пурге Нева,
В селе – охотник первый друг,
Товарищ нашего…
Т&у&р&г&е&н&е&в&а&.
.
(Из цикла моих стихов «Великие люди.
Загадки с отгадками» на портале «Стихи.ру»)