✅
Ответ:
Да, существует такой хадис. Передается от Анаса ибн Малика (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
حُفَّتِ الجَنَّةُ بِالمَكَارِهِ، وَحُفَّتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ
«Ад окружен соблазнами, а Рай – тяготами». (Муслим, «Джаннат» 1, № 7308, 8/142; ат-Тирмизи, «Сыфат аль-джаннат» 21, № 2559, 4/693)
Приведем хадис, который подробно раскрывает этот вопрос. Передается от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
حَدَّثَنَا أَبُو كُرَيْبٍ قَالَ: حَدَّثَنَا عَبْدَةُ بْنُ سُلَيْمَانَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو سَلَمَةَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ الجَنَّةَ وَالنَّارَ أَرْسَلَ جِبْرِيلَ إِلَى الجَنَّةِ فَقَالَ: انْظُرْ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، قَالَ: «فَجَاءَهَا وَنَظَرَ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعَدَّ اللَّهُ لِأَهْلِهَا فِيهَا»، قَالَ: فَرَجَعَ إِلَيْهِ، قَالَ: فَوَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا، فَأَمَرَ بِهَا فَحُفَّتْ بِالمَكَارِهِ، فَقَالَ: ارْجِعْ إِلَيْهَا فَانْظُرْ إِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، قَالَ: فَرَجَعَ إِلَيْهَا فَإِذَا هِيَ قَدْ حُفَّتْ بِالمَكَارِهِ، فَرَجَعَ إِلَيْهِ فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خِفْتُ أَنْ لَا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ، قَالَ: اذْهَبْ إِلَى النَّارِ فَانْظُرْ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، فَإِذَا هِيَ يَرْكَبُ بَعْضُهَا بَعْضًا، فَرَجَعَ إِلَيْهِ فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ فَيَدْخُلَهَا، فَأَمَرَ بِهَا فَحُفَّتْ بِالشَّهَوَاتِ، فَقَالَ: ارْجِعْ إِلَيْهَا، فَرَجَعَ إِلَيْهَا فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَنْجُوَ مِنْهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا
«Сотворив Рай, Аллах сказал Джабраилю: «Пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, войдёт туда каждый, кто услышит о нём!» (То есть всякий будет стремиться войти туда и его не будет заботить ничто иное)
Тогда Аллах сокрыл Рай за тем, что неприятно и ненавистно (подразумевается необходимость исполнять религиозные обязанности, чему человеческая душа сопротивляется), и снова сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, я боюсь, что теперь туда вообще никто не войдёт!» (Из-за тяжких религиозных обязанностей, сопротивления души и необходимости сдерживать свои страсти)
Сотворив Ад, Аллах сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, не войдёт туда никто из тех, кто услышит о нём!» (То есть всякий, кто услышит об Аде, так испугается, что постарается сделать всё, чтобы не попасть туда). Тогда Аллах сокрыл Ад за страстями и снова сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, я боюсь, что теперь не останется того, кто не попадёт туда!» (Причиной тому – склонность души к удовольствиям и леность её в отношении проявлений покорности Аллаху). (Ат-Тирмизи, «Сыфат аль-джаннат» 21, № 2560, 4/693)
Итак, Рай окружен поклонением и послушанием, которые ненавистны нафсу. Тот, кто сможет выполнить эти деяния, окажется в райских садах.
По этому случаю актуальны слова Абу Бакра ат-Туртуши (рахимахуллах): «Усердствуй в земной жизни столько, сколько там проживешь, прилагай усилия ради вечной жизни столько, сколько там пребудешь. Ощущай робость перед Всевышним Аллахом настолько, насколько Он близок тебе. Повинуйся Всевышнему Аллаху настолько, насколько ты нуждаешься в Нем. Ощущай страх перед Всевышним настолько, насколько ты бессилен перед Ним. Бесчинствуй перед Всевышним Аллахом настолько, насколько ты сможешь перенести огонь Ада».
Некоторые из нас ощущают страх перед входом в тоннель из-за его темноты и тесноты. Другие люди испытывают страх во время размышлений о жизни после смерти из-за глубины, одиночества и тишины могилы.
Ад – самое страшное из всего, что только можно представить, ямы там очень глубоки, человек там абсолютно одинок. Помня об этом, нам не следует повиноваться устремлениям нафса, приближаясь тем самым к мукам Ада, а стремиться войти в райские сады через его усмирение.
Пусть Всевышний Аллах сделает нас успешными в благих делах, отдалит от пламени Ада и сделает Рай нашим пристанищем. Аминь!
Автор: Шейх Абдуллах Накышчы
Из книги: «Семьдесят пять вопросов об Аде», стр. 76-79
Источник: https://islamdinr.ru/v-chem-smysl-hadisa-raj-okruzhen-tjagotami
https://islamdinr.ru/pro-prazdnovanie-novogo-goda-v-islame-sbornik-statej-i-fetv
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев