МНЕНИЕ ЛУЧШИХ ЭТОЙ УММЫ (сподвижников и табиинов).
Передает Ибн Абдель Барр, что когда сподвижник ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, совершил половое сношение со своей рабыней, жена спросила его: «Был ли ты с ней?». Он ответил: «Нет». Тогда она потребовала от него почитать Коран, чтобы убедиться, что между ними ничего не было, поскольку осквернившемуся не дозволяется читать Коран. И он продекламировал стихи, уклоняясь, таким образом, от чтения Корана: «Засвидетельствовал я, что обещание Аллаха — Истина, и что Огонь — обитель для неверных, и что Трон — сверху воды, а сверху Трона — Господь Миров. Несут его благородные ангелы, Ангелы Господа отмеченные» (см. Ибн Абдель Барр, в «Истиаб», 3/900, также передал Дарими и другие имамы)
И сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям „Будь!“, и они появились» (Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный)
Говорил табиин Масрукъ об Аише, когда передавал от нее хадисы: «Рассказала мне правдивая, дочь правдивого (Абу Бакра), да будет доволен ей Аллах, которую оправдал Аллах свыше семи небес» (Передали Ибн аль Каййим в «Иджтима», 90, и Ибн Хаджар аль Аскалани в «Тахзиб ат тахзиб», 12/386)
Рассказывал табиин Катада, ученик Ибн Аббаса, что сказали Бану Исраиль: «О Господь! Ты на небесах, а мы на земле, как же нам узнать, когда ты гневаешься, а когда доволен нами?» И ответил Аллах: «Когда Я доволен вами, я ставлю над вами правителем лучших из вас, а когда гневаюсь на вас, ставлю над вами худших из вас» (Передал мухаддис-саляф Ад-Дарими в «Родд аля Джахмия», 59, иснад хасан)
Передают от Кааба, табиина, что тот сказал: «Сказал Аллах в Таурате: «Я Аллах, Возвышенный над своими рабами, и Трон мой — над всеми моими творениями, и я — над Троном своим, распоряжаюсь делами творений, и не скрывается от Меня ничего из дел их на земле и на небесах, и ко Мне — возвращение всех моих творений, и оповещу их о том, что было скрыто от них из моего Знания, и прощу кого пожелаю из них, своим Прощением, и накажу, кого пожелаю из них, своим наказанием» (Передал Абу Шейх в «Азыма», 2/39, а также Ибн Батта, Ибн Аль Каййим, и другие, и иснад его достоверный)
Передается от Хасана Аль Басри, табиина, что сказал он: «Нет ничего из творений, более близких к Господу, чем ангел Исрафил (из числа несущих Трон), и между ним, и между Господом, 70 покрывал, и каждое равно 500 годам пути, и Исрафил за ними всеми, и голова его под Троном, а плечо — на пределах седьмого неба» (Передал Ибн Кудама в «Исбату сыфат аль улюв», 111,
также Захаби, и упомянул об этом асаре Багави в своем тафсире)
Сказал таабиин Рабии Ибн Аби АбдурРахман, учитель имама Малика: «Аль-истава — не является для нас неизвестным, а то — каким образом оно произошло — не вообразимо, и на Аллахе — послание, на Посланнике — доведение его до нас, а на нас — вера в него»
(См. «Шарх улуль аль иттикод Ахли Сунна Уаль Джамаа» , Лялякаи 3-39)
Сказал табии табиин
Хаммад Ибн Зейд, и также передает через него имам Аз-Захаби от его учителя, табиина Аюба Сахтияни, что сказали они о сектах мутазилитов и джахмитов:
«Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами» (см. «Мухтасар аль-Улюв», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зейда передали Абдуллах Ибн Ахмад в «Сунна»,
1-118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, № 27627 и другие имамы)
Передал имам Аль-Лялякаи, а также другие имамы с хорошим иснадом от табиина Дахакка, что он сказал об аяте: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым»: «Он, Аллах, над Троном, а знание его с ними» (см. «Шарх усуль аль иттикод ахли Сунна уаль джамаа» Аль Лялякаи, 2/92)
Сказал великий саляф, алим-маликит Абу Умар Ибн Абдель Барр: Собрались ученые сподвижники и табиины, от которых передается тафсир, на толковании к словам Аллаха: «Нет тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым», что сам Он на Троне, а его знание во всех местах, и не противоречил им в этом никто, в чьем слове у нас была бы нужда. (Аль-Улюв, 572)
И сказал Мукотиль Ибн Хайан, табиин: «Пришли мы к тому, а знание у Аллаха, что в словах Всевышнего: „Он — Первый и Последний, Явный и Ближайший“: „Первый“ — значит, что не было ничего до него, и „Последний“ — значит, что не будет ничего после него, „Явный“ — что он сверху всего, и „Скрытый“ — ближе, чем что либо, и имеем ввиду здесь только то, что близок он своим Знанием, и своей Мощью, а сам Он — над Троном своим, и ему известно обо всякой вещи» (Передал Бейхакы в «Асмау уа Сыфат», 2/173)
Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми: «Если меня спросят „Где Аллах?“ Свят Он и Высочайш. То я скажу: „На небесах“. Если меня спросят: „А где был Его Трон до создания небес?“. То я скажу: „Над водой“. А если спросят меня: „А где был Трон до создания воды?“. Я отвечу: „Не знаю“.
Дополнил эти слова Имам Бухари: Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — „И это в соответствии со Словами Аллаха: “ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2-255), то есть, кроме того, что разьяснено Аллахом«.
(См. Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр. 37, и Лялякаи «Шарх усул И’тикьад», 3/401.)
Сказал имам Аль Аузаи, алим из поколения заставшего табиинов: «Мы и табиины в один голос говорили, что Аллах хвала Ему, над Троном, и верили в то, что пришло из Сунны из Его Атрибутов»
(см. «Асмау уа Ссыфат» Аль Бейхакы, 515, иснад сахих)
Передают от Муджахида, великого табиина, имама тафсира, что он сказал: «Между седьмыми небесами и между Троном 70000 хиджабов (покрывал), и не прекращал Муса приближаться, пока не осталось между Мусой и Троном одно покрывало, и когда он увидел свое место, и услышал скрип Пера, сказал: «О Господь мой, позволь мне взглянуть на Тебя»
(Передал Бейхакы в «Асмау уа Сыфат», 508, и Абу Шейх в «Азыма», 2/690, и сказал Аз-Захаби: «достоверно от Муджахида
Сказал хафиз Бишр Ибн Умар Аз Захрани, ученый саляф умерший в 208 году и слышавший от Исхака и Ахмада: Слышал я от множества толкователей Корана, говорили они в смысле аята: «Милостивый (истауа) над Троном» — значит «Иртафа’» (возвысился) над Троном.(Аль Лялякаи, «Шарх усуль иттикод ахли Сунна», 3/397, иснад сахих)
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр, великий ученый маликитского мазхаба: «Ахлю Сунна собрались на подтверждении атрибутов, пришедших в Книге и Сунне, и принимают их на их очевидном значении, а не на переносном»(См. «Шарх Муватта»)
Передал Имам Бухари, что сказал великий табии табиин Фудейл Ибн Йад: «Если скажет тебе джахмит: я не верю в Господа, который спускается со своего места (т.е. на ближнее небо в последнюю треть ночи), то ответь: «Я верю в Господа, который делает всё, что пожелает.» (см. «Хальк Афалиль Ибад» Аль Бухари, стр 36)
Сказал имам Малик:«Вознесение известно (معلوم — то есть его смысл охвачен знанием), а как оно произошло — неизвестно, и иман в него — уаджиб, а вопросы о том как оно произошло — бид’а»(см. «Тафсир Куртуби, 7-219, «аль-Хилья» (6/325-326),«ат-Тамхид» (7/151), иснад сахих)
Сказал также имам Рабии Ибн Аби Абдур-Рахман, учитель имама Малика: «Аль-истава — не является для нас неизвестным, а то — каким образом оно произошло — не вообразимо, и на Аллахе — послание, на Посланнике — доведение его до нас, а на нас — вера в него» (См. «Шарх улуль аль иттикод Ахли Сунна Уаль Джамаа» , Лялякаи 3-39)
Сказал имам Куртуби: «И были праведные предшественники на том, что не отрицали они от Аллаха понятие стороны, и не произносили его, но говорили они об утверждении ее, что сказал Аллах в Его Книге и о чем сказано Его Посланниками, и не отрицал ни один из саляф, что воистину Он, хвала Ему, вознесся на Трон в истинном смысле, и выделяется этим Арш, потому что он величайший из творений, и только не знали саляфы „кейфията“ (образа) Возвышения, поистине невозможно (постигнуть) истинности его. Сказал Малик: Возвышение известно,- то есть в языке, — каким образом неизвестно, а вопрос об этом — новшество» (см. «Тафсир Куртуби», 7/219)
Имам Ибн Касир в толковании к аяту 54 из Суры "Аль-Араф", где упоминается вознесение Аллаха над Троном, сказал: «Люди высказывали очень много мнений по поводу вознесения Аллаха на Трон, и здесь не место для их подробного изложения. В этом вопросе мы следуем дороге праведных предков: Малика, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейса ибн Саада, аш-Шафии, Ахмада, Исхака бин Рахавейхи и других ранних и поздних выдающихся алимов. Мы признаем вознесение Аллаха так, как это пришло в Коране и Сунне, не задавая вопрос „Как?“, не уподобляя человеческим качествам, и не отрицая его истинное значение.
Мы отрицаем то, как некоторые пытаются вообразить себе атрибуты Аллаха, тем самым уподобояя Его творениям. Аллах не похож на Свои творения. Всевышний сказал: „Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий“ (аш-Шура,11)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев