Фильмы с её участием вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979),«Опасный возраст» (1981), «Жестокий романс» (1984), циклу фильмов «Женская логика» и фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).
Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих, в молодости проживала в Пскове, где участвовала в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом.
Алиса родилась 8 декабря 1934 года в доме на Исаакиевской площади в Ленинграде.
Ещё в детстве Алиса стала проявлять артистические способности. В 1941 году Алиса пошла в первый класс. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда. Позднее, в 2014 году, Алиса Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в мини-сериале «Линия Марты», посвящённом событиям блокадного Ленинграда.
В школе Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова — именитая советская актриса. Всё свободное время Алиса проводила у преподавательницы. Именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства.
Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой и подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, успешно сдала экзамены и была принята на курс Бориса Зона. В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники».
Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Шёл 1957 год. В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета. В начале 1960-х годов она вышла замуж за режиссера этого театра Игоря Владимирова. Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона».
В кино снялась в комедии Э.Климова«Похождения зубного врача» (1965), на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграют в «Служебном романе».
в 1974 году вышло три киноленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих[5]), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».
Режиссер Эльдар Рязанов начал снимать фильм «Служебный роман» и пригласил А.Фрейндлих сыграть роль Калугиной. Фильм имел огромный успех. А роль Калугиной принесла актрисе всесоюзную славу. За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».
После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра».
Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского. Актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах «Опасный возраст», «Успех». Наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского.
Продолжает сниматься в кино и играть в театре. Успешным проектом Алисы Бруновны и её внука Никиты стал фильм «Родители строгого режима». В картине, премьера которой состоялась весной 2022 года, она сыграла главную роль матери мэра города.
Комментарии 2