26 февраля родился Виктор Гюго.
"«Человек, который смеётся» — по-моему, лучший роман Гюго. Конечно, он не так масштабен, как «Отверженные», но он лучше написан, он самый интересный. И вы знаете, эта бесконечно долгая глава, где он с девочкой (две жертвы — он, жертва компрачикосов, и девочка брошенная), когда они вместе идут, Гуинплен и девочка, по снежной пустыне — это так страшно, так здорово сделано! Меня, конечно, раздражает в Гюго его стилистическая избыточность, но он с годами в последних вещах стал немножко как-то в этом смысле аккуратнее. И «Девяносто третий год» мне нравится, и нравится мне очень «Человек, который смеётся». Я до сих пор помню, что в большом пятнадцатитомном собрании это были десятый и одиннадцатые тома, и я начал читать Гюго именно с них.
Мне когда-то Иван Киуру — муж Новеллы Матвеевой, очень хороший поэт и человек очень просвещённый, европейски просвещённый — он мне говаривал, что именно Гюго был ориентиром для Толстого (и я потом в этом убедился, подробно сравнивая композицию «Войны и мира» и «Отверженных»). И вообще он говорит: «Да, у Гюго, может быть, плохо местами со вкусом. Да, Гюго избыточен. Да, Гюго слишком пассионарен. Но не забывайте, что, когда вы читаете Гюго, вы воспитываете в себе прекрасные душевные качества. Вот как-то это у него получается». Вас могут раздражать бесконечно длинные отступления про епископа Мириэля, совершенно ненужные. Вас может раздражать это огромное мясо текста, которое на тоненьких рёбрышках фабулы виснет в «Отверженных». Вас могут раздражать его патетические, немножко старомодные, такие традиционно-романтические убеждения. Но просто помните, что, когда вы читаете про Мариуса и Козетту или про Гуинплена, или когда вы читаете у него даже «Наполеона Малого», вы всё равно воспитываете в себе неожиданно прекрасные душевные качества. А может быть, этот словесный избыток и нужен для того, чтобы как-то прошибить скучного читателя?
Когда-то очень хорошо писал кто-то из критиков, что вот ставить Гюго, например, в театре — это колоссальная ответственность; если вы не заставите зрителя рыдать, вы его насмешите. И действительно, «Эрнани» или «Король забавляется», или «Рюи Блаз», который был в детстве моей любимой стихотворной пьесой («Мне имя Рюи Блаз! И я простой лакей») — когда это читаешь, это смешно. Но когда об этом вспоминаешь, то всегда почему-то со слезами. Тут действительно есть крайности. Поэтому я люблю иногда безвкусную прозу, если она своей избыточной силой всё-таки действует на какие-то очень тонкие и очень важные читательские нервные окончания. Поэтому мой вам совет (совет ещё от Ивана Киуру): желайте воспитать в себе человека, читайте Гюго".
(с) Дмитрий Быков
Минюст РФ считает Дмитрия Быкова «иностранным агентом». Мы указываем это по требованию властей
Викто́р Мари́ Гюго ( фр. Victor Marie Hugo ; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).
Как свидетельствует история, не всегда те идеалы, которые исповедовали великие творцы слова, являлись для них жизненным кредо. Иногда идеал для них самих был недосягаемой мечтой. Так великий Гюго, гордость Франции, ее пророк и рыцарь чести, придавал своим литературным героям черты высоконравственных людей, а их любовь описывал необыкновенно чистой, целомудренной и непорочной. Совсем не так обстояли дела с его личной жизнью, на протяжении которой вел борьбу со своей необузданной похотью и любвеобильностью, но так и не смог победить.
Гений великого Гюго
Совсем немногие писатели с мировым именем имели такую удачную творческую судьбу, как у Виктора Гюго. Как поэт, он был популярен в своей стране, как писатель имел славу мировую, в театрах ему аплодировали как великому драматургу, а в историю изобразительного искусства он вошел как великолепный иллюстратор-график. В политике его знали как публициста, миротворца и непримиримого борца с несправедливостью.
Не жилец
В конце зимы 1802 года увидел свет малыш, который по всем прогнозам акушерки вряд ли мог дотянуть до утра. Из всех младенцев, которых она приняла за свою немалую практику, он был самым хилым, издающим не детский плач, а едва слышный писк. Его голова была невероятно огромной по соотношению к тощему синему тельцу.
Однако предположение акушерки не оправдалось. Это маленькое непропорционально сложенное создание пережило не только тяжелую ночь, но и осталось в этом мире еще на долгие годы. Отец считал сына особенным, и не без основания. Так как зачат он был на высокой горе Донон, на самой ее вершине, среди облаков, то есть над всем миром. Об факте зачатия поведал как-то сыну сам отец, который гордился своим отпрыском, третьим сыном в семействе Леопольда Гюго.
Однако жилось маленькому Виктору не сладко. Постоянные распри родителей на почве политических взглядов, а позже и их развод оставили в его жизни тягостные детские воспоминания и наложили свой отпечаток на характер будущего писателя, сделав из него довольно своенравного, честолюбивого юношу с весьма неустойчивой психикой.
Первая любовь
Со своей будущей женой, жившей по соседству, Гюго был знаком с девяти лет. Соседская девчушка не вызывала у Виктора никакого интереса, пока однажды, будучи уже 17-летним парнем, он не пригляделся к ней и не влюбился. Юношеские чувства оказались взаимными, однако о свадьбе и речи не могло идти. Мать Гюго категорически воспротивилась этому союзу: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не могла позволить сыну бракосочетаться с девушкой из буржуазной семьи.
История повторялась. Ведь именно из-за политических взглядов расстались его родители. Что поделать... дух времени. Франция в те времена была полностью погружена в политические распри и революционные события. И Виктор не посмел ослушаться свою родительницу. Он просто продолжал самозабвенно любить возлюбленную, писал ей трогательные послания, ходил по пятам, изнурял своей дикой ревностью.
Виктор боготворил целомудрие во всем, а в своей избраннице особенно. Будучи полным мужского здоровья и чрезмерной страсти, он пылал к ней вожделенной любовью. При том эти чувства в себе подавлял всеми фибрами, так как их проявление считал низменным.
Всю свою сознательную жизнь великий Гюго будет ценить целомудрие и бороться с непреодолимой похотью. И что интересно: сам он эту борьбу проиграет, однако всех своих знаменитых литературных героев и героинь представит читателю непорочными. И нравственной чистоты он будет требовать от всех женщин, которых будет любить в будущем. А таковых в его донжуанском списке окажется несметное количество.
Разбитые надежды на семейное счастье
Адель Фуше - так звали любимую девушку писателя, оказалась роковой женщиной для их семьи. Как выяснилось старший брат писателя Эжен, также был влюблен в красавицу соседку. Будучи отвергнутым, он не смог пережить несчастной любви и сошел с ума. А после скоропостижной смерти матери Гюго, Адель все же стала его женой, при том единственной, и родила ему в течение десяти лет пятерых детей. Хотя семейное счастье в их дом так и не вошло.
Красавица Адель измученная постоянными беременностями и материнством, охладела к мужу и стала избегать близости с ним, отказывая в плотском удовольствии. На ряду с этим она никогда не принимала его литературное творчество, не прочла ни единой строчки из его произведений, да и талантом она его также не считала. Отдушину женщина нашла в близком друге супруга Сент-Беве, который из-за физической неполноценности не мог претендовать на близость с ней, зато сумел завладеть сердцем женщины, культивируя в нем «любовь возвышенную». И хотя эти отношения сложно было назвать изменой, Виктор бешено ревновал и злился. Мужчине полному сил и неуемной страсти ничего не оставалось, как пойти во все тяжкие.
50 лет рабской преданной любви куртизанки на грани отчаяния
К своему тридцатилетию Гюго, достигший популярности как поэт и драматург, имел немало поклонниц своего таланта, а в лице некоторых и вожделенных страстных любовниц. Жюльетту Друэ, ставшей его самой верной и преданной поклонницей, любовницей, "истинной женой", он встретил в театре, на подмостках которого ставили спектакль по его пьесе. Ей было двадцать шесть, ему - тридцать два, а впереди было 50 лет, которые принесут и безмерное счастье, и горечь предательства, и разочарование, и расставания, и воссоединения двух любящих сердец.
А тогда в 1833 году, когда Гюго впервые увидел Жюльетту в театре, она играла крохотную роль в его пьесе, заключающейся в нескольких репликах. В разговоре с драматургом актриса, остроумно и не без гордости заявила, что «в пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает», чем основательно покорила его сердце. Между писателем и актрисой вспыхнула искра чувств, переродившихся в безмерную любовь.
Ради Виктора ей пришлось отказаться от своего прошлого, которое было не таким уж безоблачным. Рано оставшись сиротой, Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре и чуть было не стала монахиней. Однако архиепископ, решающий судьбу девушек пансиона, счел, что в монахини она не годится. И оказавшись за стенами монастыря, юное создание с прелестной фигуркой волею судьбы оказалось в мастерской скульптора Жан-Жака Прадье. Девушка стала не только моделью для скульптора, а и его любовницей. Позже родила ему дочь Клер. Но ни жениться на ней, ни признавать ребенка скульптор не собирался. Дал лишь бедной девушке дельный совет, которым она и воспользовалась.
Жюльетта стала актрисой, правда весьма посредственной, но зато получила репутацию известной куртизанки, которую брали на содержание богатые и знатные мужчины. Список их имен сохранила история, и он был не так уж и мал. Последним из них был богатый русский князь Анатолий Демидов.
И как бы ни порочно было тело этой женщины, ее душа всегда стремилась к возвышенной любви, она мечтала стать «страстно любящей подругой честного человека». И этого героя она встретила в лице именитого писателя, став его рабой до конца своих дней. Первая же ночь стала для неизбалованного женской лаской Виктора Гюго ночью откровений. В его постели оказалась не только редкая красавица с изумительным телом, а и опытная женщина, искушенная в сексуальных играх. Он хоть и был пылким и неутомимым любовником, но никогда не испытывал такого сладострастия со своей холодной супругой и с теми немногими женщинами, с которыми имел связь на стороне.
И влюбленность Гюго к Жюльетте стала перерождаться в ревнивую страсть собственника, она же этому не противилась, готова была отдать любимому себя без остатка. В то время весь Париж гудел, осуждая связь Гюго с куртизанкой. А он совершенно не раскаивался в своем грехопадении, просто был счастлив.
Подчиняясь деспотичной любви, Жюльетта вынуждена была оставить театр и роскошную жизнь, отказаться от роли содержанки, тем самым погрузившись в нищету.
Сам же Гюго считал невозможным просто так давать возлюбленной деньги на жизнь. В его понимании это было безнравственным, так как его любимая вновь бы оказалась на постыдном содержании. Гюго презирал продажных женщин, поэтому и решил «нанять» свою любовницу в качестве секретарши, чтобы та переписывала набело рукописи его романов.
Женщина сочла это за огромную честь и восприняла с восторгом возможность иметь причастность к творчеству гения, обсуждать с ним сюжеты будущих литературных трудов и просто быть рядом. Однако совсем скоро Жюльетта, принесшая в жертву любви свое материальное благополучие, стала ее заложницей, не имеющей право одной выйти из дома, тратиться на наряды и еду. Отныне ее уделом были поношенные полотняные платья, хлеб и вода, что никак не приуменьшало ее благоговения и преданной любви к Гюго. Ради него она могла стерпеть почти все, но не измены.
А Гюго, спустя годы, не видя в ней уже тех прелестей, что раньше, распрощался со своим целомудрием, которое культивировал и в себе и погряз в «опасных связях» с привлекательными доступными женщинами. По некоторым подсчетам за два года гений сменил около двухсот сексуальных партнерш. Да и не мудрено - Жюльетта в затворничестве, экономя даже на элементарной еде, сильно постарела, поношенные платья совсем не украшали ее, великолепные волосы ее поседели, а ревность и тоска полностью овладела ее душой. Она совершенно перестала волновать Гюго как женщина, но по-прежнему должна была хранить чистоту и принадлежать только ему - властелину ее души...
Но каждый раз именитый писатель и знатный герой-любовник возвращался к ней, к своей Жюльетте, клянясь, что только одну ее он любит, ради нее и живет. А она верила как прежде и готова была на любые испытания ради него. Ведь именно Жюльетта Друэ, а не законная жена, проведет с Гюго долгие годы в изгнании. Она стерпит все его похотливые связи с девицами легкого поведения непосредственно в их доме. Всю до капельки себя отдаст и ни в чем не воспротивится. Воистину... любовь - зла.
За два года до смерти Гюго Жюльетта умерла от рака. Он даже и подумать не мог какими тяжким бременем ляжет на его душу смерть дорогой ему женщины, прошедшей с ним рядом жизненный путь длиною в 50 лет.
Виктор Гюго был героем Франции еще при жизни, поэтому его удостоили государственных похорон, его останки погребены в Пантеоне - рядом с Вольтером и Руссо. А катафалк с гробом провожала двухмиллионная процессия.
Мало кто знает, что творец слова Виктор Гюго ко всем своим литературным талантам имел незаурядные способности иллюстратора-графика. С 8 лет начал рисовать и возвращался время от времени к этому занятию, уже будучи знаменитым. Большую часть из четырех тысяч работ, он нарисовал, когда занялся политикой и отошел от литературной деятельности.
Чернильные и карандашные наброски хранятся во многих галереях и крупных коллекциях и стоят не малых денег. Степень талантливости писателя можно определить высказыванием Делакруа: «Если бы Гюго стал художником, то затмил бы всех живописцев современности».
Афоризмы.
Недостаточно быть счастливым… надо быть - довольным…
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Всегда любите друг друга всей душой.
Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
Надо уметь часто повиноваться женщине, чтобы иметь право иногда ею повелевать.
Ум богатеет от того, что он получает. Сердце - от того, что оно отдает.
Судьба никогда не отворяет одной двери, не захлопнув прежде другой.
Ко всем человеческим поступкам можно относиться двояко: за что клеймят одного, за то другого венчают лавром.
Меняйте Ваши мнения, сохраняйте Ваши принципы: меняйте листья, сохраняйте корни.
Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне правда. Заблуждайтесь, грешите, но будьте справедливы.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно.
Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом.
Есть зрелище более величественное, чем море, - это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, - это глубь человеческой .
#Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Гюго #26февраля
https://widget.afisha.yandex.ru/w/sessions/MzcxMzd8Mjk4MTE5fDI3MTE4NDh8MTY1NjQ5NjgwMDAwMA==?clientKey=288322c2-cc40-466b-b2c0-4794506089be
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев