Основанный в 1887г Инзерзавод дал первый металл в 1892г, когда в сентябре 1888г ж/д мост через Белую и ж/д Самара-Уфа начали работать. Мост через Уфимку сдали лишь в 1890г и после этого заработала ж/д Уфа-Златоуст. Проект ж/д Инзер-Дёма существовал давно,-на него и ориентировался С.П.фон Дервиз, закладывая Инзерзавод, но проект постоянно, по разным мотивам откладывали, вызывая сомнения в его успешности. Первые 2 года готовый металл весной сплавляли по Инзеру. И то с большим трудом, т.к. завод работал при паровых двигателях без заводского пруда, залповыми сбросами воды из которого можно было бы поддержать нужный уровень воды в Инзере. Основную часть года металл лежал в Инзере «мёртвым капиталом». ( Хотя с 1893г в России начался промышленный подъём, что вместе с стройкой Транссиба требовало чёрного металла!). Как выход из положения в 1893г начали строить гужевую дорогу от Инзера через Манышту, нижнее течение Тюльмы, долину Ямашты к Лемезе, от которой через Анновку и Серпиевку уже были конные дороги к ж/д ст. Кропачёво. Зимой на санях, а летом на телегах металл из Инзера, худо-бедно стал регулярно поступать в Кропачёво. В 1893г в Инзере управляющим завода стал Генрих Егорович Диц. (Могила его жены, умершей в 1894г, до сих пор сохранилась на православном кладбище Инзера). Энергией Г.Е.Дица металл Инзера, подходимый для бессемеровкой технологии, пошёл гужевым транспортом от Инзера через Лемезу в Катав/Ивановск, где в 1892г наладили прокат стальных рельс. (Из - за того, что в качестве флюса использовался местный известковый доломит, чугун Инзерзавода наиболее подходил бессемеровской технологии, с помощью которой из чугуна получали сталь, из которой в свою очередь, прокатывали ж/д рельсы и металлопрофиль для ж/д мостов. В 1908г Катав — Ивановский завод отказался от собственных домен и перешёл на Инзерский чугун). Финансовое положение Инзерзавода окрепло настолько, что в 1894г приступили к стройке 2-й домны, а после её сдачи приступили к стройке Лапыштинского завода, сданного в 1897г. В 1898г С.Е.Диц на 6-м Съезде горнопромышленников Урала в Екатеринбурге сделал обширный доклад, где обосновал проекты ж/д Бердяуш-Катав/Ивановск-Инзер-Лапышта-Магнитная и ж/д Дёма-Инзер-Лапышта-Магнитная. Пока не было большой уверенности в дальнейшей судьбе Инзерзавода, многого, самого необходимого в нём не было. Печи углежжения и домны требовали специализированной пожарной охраны. Последняя появилась на берегу Инзера, как гарантированного источника воды, который тогда протекал в непосредственной близости от Завода и лишь гораздо позже был отодвинут от него. В 2024г пожарной охране Инзера исполнится 130 лет. За эти годы она многое повидала и испытала. Сначала на гужевой тяге - обыкновенная повозка с бочкой и лестницей. Существовало это примерно до 1965 года, а после стали появляться пожарные автомашины. Первая машина была ГАЗ. Пожарная станция тогда находилась рядом с гаражом ОРСа (на данный момент рядом пруды Талменева). На горе Салтыс была вышка с телефоном, где дежурили круглосуточно, контролируя обширную зону лесфонда Инзерского ЛПХ, доходившего тогда до Кузъелги. Символично,-ныне пождепо Инзера расположено в одном из сохранившихся зданий ИнзерсЛПХ, чей гараж был на территории бывшего Инзерзавода. Здание имеет историческую ценность и присвоение ему статуса «памятника» истории нашего края будет справедлива и логична. При соответствующем «памятнику» финансировании и уходе оно простоит ещё долго, т.к. делано руками, а ничем другим.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2