Только не по расценкам Цюриха. Сравниваем тарифы на такси в разных столицах
Такси в Минске
С чего начинается любой город? Каждый аэропорт, каждый вокзал выходит на стоянку такси. Транспорт — главный вопрос туриста. Гостей Минска на железнодорожном вокзале встречают «бомбилы», готовые от улицы Бобруйской до площади Независимости отвезти за 100 тысяч. Для белорусских масштабов это, бесспорно, крупная сумма. Но как отреагируют на нее приезжие, которых столица так ждет к чемпионату: испугает ли их «уан хандред саузенд»? Быть может, наши цены на «черные» такси для них покажутся приемлемыми, а тарифы легальных служб не иначе как рассмешат?
Такси в Минске
Не так давно мы сообщали: столичные транспортники пошли навстречу таксистам и разрешили поднять тарифы до 4400 рублей на этой неделе и еще на 500 рублей на следующей. Обещали, что к весне один километр пути обойдется пассажиру в 6—7 тысяч. Мало кто помнит, что всего четыре года назад эта цифра составляла ровно одну тысячу белорусских рублей. Водители в своих требованиях единогласны: «Нам надо платить за обслуживание у оператора около двух миллионов в месяц, оформлять страховку. А самое главное — запчасти, стоимость которых привязана к курсу доллара, и топливо, которое постоянно дорожает. С нынешними ценами на проезд наша работа будет приносить только убытки». Так как же формируется этот самый тариф и почему он не отличается своей гибкостью, ведь для его изменения частные фирмы обращались к своему оператору — предприятию «Столичный транспорт и связь»?
Такси в Минске
«Четыре года назад тариф был 1580 рублей, — рассказал директор одной из минских служб такси. — Но в тот момент на рынке появился новый игрок и стал „демпинговать“ — выставил цену в 1300. После него появилась еще одна служба, которая снизила сумму до одной тысячи. Все это было сделано для привлечения клиентов. Именно эту цель ставили во главе угла фирмы. Тем временем минчан, которые могли позволить себе поездку не на автобусе/троллейбусе, а на машине, стало больше, штат водителей разрастался. Вскоре перевозчики пришли к общему знаменателю. Но сформировался он не из калькуляции — затраты (на топливо, расходники) плюс выгода, — как это было еще в советские времена. Эту цифру определил рынок. То есть все думают: „Должно быть примерно столько, сколько у остальных“. Договоренность между фирмами оставила калькуляцию в прошлом. Фактически тарифы отвязаны, но никто не будет их повышать (без общего решения), чтобы не потерять клиентов».
Такси в Минске
Это, как говорится, официальная информация. По факту же у столичных перевозчиков есть разные тарифы, которые порой отличаются от сумм, высвечивающихся на счетчике. В этом мы убедились во время эксперимента: журналист представлялся то англоязычным турецким студентом, то заблудившимся «своим парнем» из Лунинца, то опаздывающим деловым человеком. Больнее всего таксист ударил по кошельку парня из маленького городка — за поездку от железнодорожного вокзала до площади Независимости попросил 100 тысяч. Можно прийти к выводу, что существуют следующие тарифы: «обычный», «ожидание», «срочный», который примерно равен «ночному», «пьяный», он же «отсюда (не знаю, где я) — домой». Конечно, речь идет о машинах, остановленных на улице, а не вызванных по телефону.
Такси в Минске
В некоторых странах многие факторы, которые заставляют наших таксистов идти в обход налоговой, учтены официально. Например, в Париже для поездок с 10:00 до 17:00 в будние дни действует один тариф (самый дешевый), в остальное время он на 30% выше, а поездка ночью воскресенья обойдется на 60% дороже «базовой» суммы. Разграничения в плате для пьяных и трезвых пассажиров в столице Франции нет, хотя в законах, например, прописано, что на переднее сиденье нетрезвым садиться нельзя, это будет приравнено к попытке нападения на водителя.
В ряде американских штатов для пьяных клиентов предусмотрен свой тариф. А в Лас-Вегасе пассажир особых такси может пить алкоголь из встроенного бара в неограниченном количестве — документально закреплена доплата в 50 долларов, если человеку станет плохо в салоне. В Лондоне в конце прошлого года появилось так называемое «антипохмельное такси» под названием Kab-U-To Work. Отличает этого перевозчика от других то, что здесь клиенту предложат горячий суп с лапшой, стакан свежевыжатого апельсинового сока, солнцезащитные очки, парацетамол и ментоловые леденцы. За отдельную плату, конечно.
Такси в Париже
Такси в Лас-Вегасе
Такси в Лондоне
Возможно, кто-то из минчан не знает, но и движение в городской пробке со скоростью меньше 10 км/ч приравнивается к простою, а это — 60 тысяч в час. Правда, слово «пробки» слишком громкое, чтобы применять его к минским заторам. В Сеуле, столице Южной Кореи, с населением более 10 миллионов человек это понятие более уместно. Там цену за проезд считают не только по километражу, но и по времени следования, поэтому при попадании в пробку стоимость поездки может вырасти весьма существенно. В Нью-Дели тарифы на услуги такси зависят еще и от комфортности автомобиля: существуют очень дешевые такси, правда такой машине, скорее всего, давно пора в индийское Гатово.
Такси в Сеуле
Такси в Дели
Все эти факты, которые могут показаться туристическими байками, мы приводим для того, чтобы обратить внимание: наша официальная система тарифов (посадка/поездка с расчетом за километры/простой) далека от совершенства и не учитывает многие факторы. Согласитесь: пьяный и трезвый человек — совершенно разные клиенты, а поездка, скажем, в 25-летнем Volkswagen отличается по комфорту от езды в относительно новой, например, Toyota. Однако цена одинаковая, разные разве что названия: «Престиж» и «Столица», допустим.
Очевидно, что воплотить данные идеи в жизнь будет нелегко. В то же время система оплаты минского общественного транспорта эволюционирует на глазах. Например, к 1 марта планируется установить электронные компостеры в троллейбусах и автобусах, а позже — и валидаторы для карт-проездных. Напомним, полностью система заработает к 1 мая. А, казалось бы, самый передовой (хотя бы потому, что предоставлен рынку) вид общественного транспорта, на котором, как известно, наши люди в булочную не ездят, функционирует по старым стандартам.
Такси в Минске
Но пока мы имеем дело с существующей системой, попробуем выяснить, за что борются перевозчики. Если их план воплотится в жизнь, к концу весны один километр поездки обойдется в 7 тысяч. Путь в три километра с платой за посадку (то есть абонирование) будет стоить примерно 3,78 доллара — если курс изменится несильно. Тогда Минск займет почетную 45-ю строчку в независимом рейтинге цен на такси в мире, составленном сайтом Priceoftravel.
Стоимость услуг такси в разных городах мира
Здесь должен появиться Minsk, Belarus с его $3,78.
Стоимость услуг такси в разных городах мира
Жители Гонконга и Рио-де-Жанейро (44-е и 46-е места), если заедут на чемпионат, будут чувствовать себя в минских такси как дома. Ну а швейцарцы и норвежцы, чей визит более вероятен, нам только позавидуют.
С чего начинались услуги такси, где исток этого массового ныне явления? Один француз придумал нанимать извозчиков для конных экипажей, которые развозили клиентов туда, куда им требовалось. Этот постоялый двор конных экипажей назывался «Фиакры».
такси
Хоть теперь вместо лошадей появились машины – привычка возить с собой сено у некоторых осталась. В Австралии каждый таксист обязан возить с собой охапку сена, а все из-за того, что благодаря правозащитникам животных остался закон, который был применяем по отношению к извозчикам лошадей.
Самое первое такси появилось в России, когда в 1907 году один водитель на свой небольшой и старенький автомобиль повесил плакат, на котором было написано: «Извозчик. Такса по соглашению» – так появилось первое такси. И к 1925 году в Москве уже было 200 авто Фиат и Рено, которые таксовали по городу.
Самая большая прибыль от такси в России – московские таксисты в общем зарабатывают 2, 5 миллиардов рублей за год, при этом легальные перевозки занимают только 20% в общей сумме.
Ценообразование услуг такси в нашей стране происходит совершенно по разному: в обычных российских городах цена пропорциональна дальности поездки, для этого используется счетчик, который отсчитывает километраж и цену, либо для расчета стоимости дальность поездки определяется по спидометру автомобиля.
А в Москве цена «капает» за время, проведенное в пути, которое измеряется в минутах. Например, на сайте старого московского такси указано, что стоимость поездки на автомобилях комфорт класса составляет 18-20 рублей за минуту поездки днем и 13 рублей за минуту ночью, в выходные и праздничные дни. Тут уместны две поговорки: «Время – деньги» и «Москва – не Россия».
А дешево в такси вы сможете проехаться в Китае – там минимальная плата за услуги извоза, причем в Поднебесной почти половину таксистов (40%) представляет прекрасный пол.
По дороговизне такси можно выделить тройку таких стран: чопорная Англия, горячая Италия и педантичная Германия.
Такси и таксисты даже одно время участвовали в боевых действиях. Этот исторический момент случился в 1914 году. Осень, когда немецкие войска напали на Францию и пытались прорваться в Париж. И нужно было выдвинуть подкрепление, но не было транспорта. Тогда ситуацию выручили таксисты столицы – они сумели переправить на рубеж реки Марна более чем 6500 солдат всего за одну ночь и тем самым предрешили исход событий войны в пользу Франции. Эти такси были названы «марнские такси» и уже в тот период сложилась поговорка: «Гуси спасли Рим, а Париж спасли такси».
Большинство финских такси можно заказать через интернет.
Самый первый музей, посвященный такси, был открыт в Москве в 1975 году. Там собраны в качестве экспонатов различные модели машин, которые в свое время принимали участие для таксоперевозок, среди них: «Газ», «Рафик» и другие.
В городе Азове началась реформа, исходя из которой, к своей работе допускаются только те таксисты, которые имеют более-менее опрятный вид и не сквернословят при других людях.
Одни из самых необычных такси – это чилийские такси города Сантьяго, которые расписаны под коров, а сиденья сзади у них сделаны наподобие коровьего вымени. Даже звук сигнала у них издает мычание.
В России услугами такси, так или иначе, пользуются 70% населения.
В таксопарке мексиканской столицы Мехико находится 60 тысяч такси – это самый огромный таксопарк.
Можно добавить по поводу честности и нечестности таксистов. Например, в Праге был такой случай, когда поползли слухи, что таксисты очень много сдирают с туристов. Решив это проверить, мэр города надел накладные усы и представился итальянцем, попросив таксиста довезти до назначенного пункта. Когда «фальшивому итальянцу» нужно было выходить, таксист назвал цену, которая в пять раз превышала установленною, за что и поплатился штрафом в 33 тысячи евро.
Другой реальный случай рассказывает о таксисте из Афин, у которого олимпийский чемпион из Нидерландов забыл серебряную медаль. Таксист возвратил медаль владельцу и за это получил награду, как человек, который защитил честь своей страны и профессии.
Другой таксист из США нашел на своем сиденье забытую сумку и с трудом отыскал ее владельца – им оказался ювелир, а в сумке оказались бриллианты, общая цена которых составляла 350 тысяч долларов. Благодарный ювелир подарил таксисту колье за 10 тысяч долларов.
А в Испании, в Барселоне однажды пропали 13 редких картин Дали, просьба вернуть пропажу прозвучала по всем радиостанциям города, и ее услышал таксист, в машине которого эти произведения искусства были забыты. Таксист, естественно, вернул пропажу, которая стоила 130 тысяч долларов.
Самая большая цена за проезд в такси была зафиксирована в Финляндии, когда двое путешественников ехали из города Нокиа до Испании через всю Скандинавию, а потом проделали обратный путь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев