Н.В. Гоголь писал, что в картине "Итальянский полдень" предстает "... женщина страстная, сверкающая, южная, итальянская, во всей красе полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты". Художнику оставалось лишь найти в реальной жизни сотворенный им в картинах художественный идеал.
Со своим земным воплощением идеальной красоты Брюллов столкнулся в 1827 году. Внешним обликом графиня Юлия Павловна Самойлова напоминала итальянку. Высокая, статная, с густыми черными волосами и большими темными глазами, по словам А.Н. Бенуа она обладала "сатанинской прелестью". Ходили слухи, что в ней есть изрядная доля итальянской крови. Во всяком случае, и внешний облик, и темперамент Самойловой не слишком гармонировали с бледными небесами родного для Брюллова Петербурга. Его ровесник, А.С. Пушкин так описывал колоритную внешность Самойловой:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...
Юлия Самойлова появилась на свет в 1803 году. Ее отцом был Павел Петрович фон дер Пален - известный участник заговора против Павла I. Мать Юлии - Мария Скавронская - была дальней родственницей Екатерины I. Павел Скавронский - дед Юлии по материнской линии - приходился императрице внучатым племянником и служил российским посланником в Неаполитанском королевстве. Он скончался в 1793 году, и его овдовевшая супруга вышла второй раз замуж за миланского аристократа Джулио Ренато Литта.
В России этого итальянского красавца богатырского роста, который в 26 лет стал капитаном генерал-майорского ранга, стали называть Юлием Помпеевичем. Он обожал свою внучку и оставил ей после своей кончины в конце января 1839 года огромное состояние. Род Литта был связан с древним итальянским родом Висконти, и помимо драгоценностей, особняков и вилл Юлия Самойлова стала владелицей одной из картин Леонардо да Винчи. В 1865 году, за 10 лет до кончины, она продала эту картину Александру II, и теперь "Мадонну Литта" можно увидеть в Эрмитаже.
За год до знакомства с Брюлловым Юлия вышла замуж за флигель-адъютанта лейб-гвардии Преображенского полка графа Николая Александровича Самойлова, однако вскоре их союз распался, и брак закончился разводом. В своем фамильном имении "Графская Славянка" под Петербургом Самойлова вела жизнь светской дамы, пренебрегающей условностями света. Она собирала у себя в Петербурге вольнодумствующих людей, и Николай I, недовольный ею, вынудил Самойлову покинуть Россию. Потеряв благодаря своей независимости благосклонность двора, Юлия вскоре уехала подальше от светских пересудов - в Милан. Там ее на приеме у посла при Тосканском дворе князя Григория Ивановича Гагарина и повстречал впервые Брюллов и стал ее горячим поклонником с первой же встречи. И немудрено, если сам Пушкин посвятил Юлии Павловне стихи, восхваляя ее многочисленные достоинства:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей…
В то время Брюллов раздумывал над темой большого полотна, которое должен был выполнить по условию своей поездки в Италию. Идея пришла сама собой, когда Анатолий Николаевич Демидов российский заводчик - отвез Брюллова в Помпеи. Раскопки произвели на художника сильное впечатление. В его воображении как живые вставали картинки погибающего античного города.
Тут же, на месте он сделал ряд зарисовок: вид на Везувий, руины, развалины храмов. Полотно должно было стать огромным - более 6 метров в длину. Демидов дал обещание приобрести готовую картину. Работа закипела.
После одиннадцати месяцев беспрерывного труда, не считая двух лет
подготовки, картина была окончена, мастерская открыта для публики, и публика
повалила валом. Готовая картина была показана осенью 1833 года в Милане и принесла художнику славу. Брюллов открыл итальянцам их собственную историю! Рассказывают, что в Италии при пересечении границ княжеств у Брюллова перестали спрашивать паспорт. Считалось, что каждый итальянец должен знать этого великого русского художника в лицо.
После Рима картина была показана в Париже. После выставки в Париже картина отправилась на корабле в Петербург, и в 1834 году была показана в Академии художеств. Сам Карл Павлович уехал на Восток путешествовать.
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи» ––
Для русской кисти первый день!
Баратынский Л.Е.
Комментарии 4