Тема 348. Может ли вера в Воскресение быть результатом заговора?
Самая ранняя попытка выдвинуть «теорию заговора» – апостолы сознательно лгали – упоминается уже непосредственно в Евангелии (Мф.27:62-64).
Теория заговора разбивается о две трудности – отсутствие мотива и невозможность долгое время сохранять заговор в тайне.
Люди составляют заговоры и согласованно лгут с какими-то целями – приобрести деньги или власть, отомстить врагам и т.д. Люди не составляют заговор с единственной целью – подвергнуться гонениям и смерти. Перед лицом близкой и лютой смерти все предполагаемые выгоды, которые мог бы получить участник заговора, обращаются в ничто.
Конечно, есть много случаев, когда люди умирают за ложные убеждения, и добровольная смерть человека ещё не доказывает истинности того, во что он верит. Но смерть доказывает искренность его убеждений – по крайней мере, он не лжёт сознательно. Судьба апостолов доказывает, что они не были сознательными обманщиками.
Кроме того, всем апостолам было бы необходимо сохранять заговор в тайне всю оставшуюся жизнь, и достаточно было бы одного проболтавшегося, чтобы весь заговор рухнул. Это не выглядит сколько-нибудь правдоподобным, и в наши дни неверующие предпочитают «теорию галлюцинаций», которая, впрочем, сталкивается с неменьшими затруднениями.
Практический совет
Самое важное в духовной жизни – хранение мира в сердце. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. В нём должен царить мир, безмолвие, тишина. Мысленный хаос – это состояние падших духов. Наш ум должен быть собран, внимателен, сосредоточен. Только в такой ум может вселиться Бог.
Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь в стоянии перед Господом – это значит нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С ним мы должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь повсюду и во всём.
архимандрит Фаддей Витовницкий
Случайный тест
1. Выберите верное утверждение: для Ария...
1рождение Сына Божия вечно и вневременно, поэтому кардинально отлично от сотворения мира
2рождение Сына Божия равнозначно Его возникновению во времени, что приближает Его к остальному творению
Правильный ответ: №2
Материалы для изучения: Вопрос о происхождении арианства
Комментарий:
Творение есть именно возникновение. То тварно, что возникло, что существует не от себя и не через себя, но от другого, – чего не было прежде, чем начало быть. И потому «рождение» для Ария неотделимо от «творения» – то и другое есть возникновение. Возникновение Арий мыслит не иначе как во времени. Одни из его положений: «Было, когда не было Сына».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1