ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала..... Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской области .Отец Трефилов Илья Андреевич 18.07.1904 года рождения, мать Анна Александровна 05.11.1900 года рождения. Отец Павла Ильича - Илья Андреевич, был интересной и неординарной личностью и достоин отдельного исследования - участник четырех войн и отец семерых детей, прожил долгую и достойную жизнь. В семье Трефиловых, кроме Павла, было еще четыре сестры: Нина, Валентина, Вера, Евгения,
    1 комментарий
    14 классов
    ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Напечатано в газете Пермские Губернские ведомости №" 48 от 17 июня 1881 года. Село Чистопереволочеое, Оханскаго уѣзда, расположено на лѣвомъ берегу рѣки Сивы (при­токъ р.Камы), въ18-ти верстахъ, вверхъ по теченію рѣки, отъ извѣстнаго торговаго пункта села Черновскаго ,гдѣ сосредоточена обширная хлѣбная торговля. Къ сѣверу находится село Большесосновское въ18-ти верстахъ; къюгу село Шлыковское, так же въ18-ти верстахъ.Такимъ образомъ с.Чистопереволочное служитъ средо­точіемъ между упомянутыми селеніями. Поводомъ къ основанію этого селенія, по увѣренію мѣст­ныхъ сторожилъ, послужило слѣдующее обстоятель­ство. Къ юговостоку отъ села, на разстояніи 2-хъ верстъ, идетъ небольшое возвышеніе, име­нуемое мѣстными обитателями Чекиной горой.Это возвышеніе идетъ полукругомъ на разстоя­ніи отъ 300—400 саженъ, образуя двумя своими отрогами родъ замкнутой котловины. На скло­нѣ этой котловины находилось нѣкогда селеніе, о чемъ свидѣтельствуютъ сохранившіяся до сихъ поръ руины. Жители этого селенія (назва­нія его не сохранилось), вероятно, по недо­статку воды,—на этомъ мѣстѣ нѣтъ воды,—ста­ли переселяться на берегъ р.Сивы, на мѣсто настоящаго селенія. Такимъ образомъ всѣ жители переселились, и старое селеніе, говоря просто­народнымъ языкомъ, было «чистопереволочено». Отсюда село и получило названіе села Чистопереволочнаго. Селеніе представляетъ незначительную группу сгрудившихся деревянныхъ крестьянскихъ по­строекъ, крытыхъ въ зачастую соломою. Только въ послѣднее время нѣкоторые изъ болѣе зажиточ­ныхъ крестьянъ стали строить дома болѣе пра­вильнойа рхитектуры. Въ селеніи находится дере­вянная церковь, небогатая особенно внутри, по­строенная лѣтъ сто тому назадъ (раньше село принадлежало къ Черновскому приходу) и, ветхое деревянное зданіе, въ которомъ помѣщается. В правленіе и такое же ветхое зданіе сельской Управы или «Расправы», въ которомъ теперь помѣщается Земское народное училище, основанное въ 1873 году. Число жителей во всей Чистопереволочной воло­сти, имѣющей два прихода, по статистикѣ ревизскихъ 1773 душъ, всего же насчитается до 2500. Жители селенія всѣ русскіе православнаго вѣро­исповѣданія, хотя въдѣйствительности хромаю­щіе между православіемъ и расколомъ, особенно старухи замѣтно уклоняются отъ обрядовъ право­славной церкви. Это народъ радушный и хлѣбо­сольный, но въ умственномъ отношеніи довольно низкостоящій. Поэтому немало достается пере­волочинамъ отъ различныхъ кулаковъ, которые, какъ чужея дные, высасываютъ кровь ихъ; что бы судить объ этомъ, достаточно привести слѣ­дующіе доводы. Всѣ болѣе выдающіеся кресть­янене мало сожалѣютъ о безграничной простотѣ своихъ собратій вообще, а переволочанъ въ особенности. Вотъ напримѣръ ежегодно крестьяне берутъ усебя въ селѣ кабакъ, на что даютъ приговоръ, Повѣренное лицо, которое обыкновен­но является въ село, что бы выпросить у кресть­янъ такой приговоръ, склоняетъ ихъ тѣмъ, что обѣщаетъ выставитъ міру ведра 2—3 водки— это приблизительно человѣкъ на 100; кромѣ того обѣщаетъ каждому участвующему въ приговорѣ награду въ размѣрѣ 1или 2 рублей. Эта при­манка, такъ ловко поставленная, попадаетъ въ цѣль. Повѣренное лицо, устроивъ такимъ обра­зомъ дѣло, т.е. обезпечивъ себя приговоромъ, отправляется. Межъ тѣмъ поставленные 2—3 ведра водки уже выпиты, да и деньги, выданные каждому, пошли туда же за кабацкую стойку (или прилавокъ).Но этого мало. Широкая нату­ра крестьянина неудовлетворяется: вслѣдъ запо­жертвованными рублями, идутъ такимъ же обра­зомъ деньги и изъ своего кармана. Праздникъ, такъ быстро составленный, оканчивается далеко не эфектнымъ зрѣлищемъ :шумомъ, ругательствами и, нерѣдко, дѣло доходитъ до потасовокъ. Надругой денькрестьянинъ встаетъ съ болью въ головѣ, порядочно измятый и преждевсего шаритъ въ карманѣ, при чемъ съ ужасомъ замѣ­чаетъ, что не достаетъ нѣсколькихъ монетъ, прі­обрѣтенныхъ его тяжелымъ трудомъ.Такъ распоряжаются переволочане съ наплы­вающими къ нимъ благами, тогда какъ другіе сосѣди ихъ получивъвыше упомянутымъ способомъ кушъ рублей въ 200—400 и даже болѣе, всѣе диногласно рѣшаютъ сдѣлать какое нибудь по­лезное для себя дѣло: купить пожарную маши­ну, или уплатить подать, или улучшить что либо въ своемъ сельскомъ хозяйствѣ. Впрочемъ съ открытіемъ въ селѣ училища, можно думать, воз­высится и уровень образованія. Число учащихся состоящихъ въучилищѣ и уже вышедшихъ изъ него довольно значительно, если принять во внима­ніе малочисленность населенія. Школьники охот­но учатся. Исключительное занятіе переволочанъ земледѣліе; занимаются скотоводствомъ и птицеводствомъ; нѣкоторые изъ зажиточныхъ крестьянъ занимают­ся пчеловодствомъ въ незначительной степени. Но это послѣднее полезное занятіе, по недостат­ку хорошаго ухода, стоитъ низко. Система удо­бренія земли здѣсь, какъ и во всѣхъ сосѣднихъ мѣстахъ, трёхпольцая; но почва безъ значитель­наго удобренія навозомъ не можетъ давать удовле­творительныхъ урожаевъ. Этому способствуетъ то, что на значительномъ пространствѣ волости почти совершенно истреблены лѣса. Изъ хлѣб­ныхъ растеній здѣсь сѣютъ: рожь, пшеницу, овесъ, ячмень, гречиху, горохъ; на половину сѣютъ ленъ. Въ урожайные годы хлѣбъ ро­дится въ количествѣ вполнѣ вознаграждающемъ земледѣльца за трудъ; избытокъ мѣстныхъ про­изведеній, какъ-то: ржи, овса, льна, льнянаго сѣмени и т.д. все продается на ближайшихъ рынкахъ. Какъ выше можно-видѣть, Чистопереволочная волость почти не имѣетъ лѣса. Насколько замѣ­чается недостатокъ въ лѣсныхъ матеріалахъ, достаточно сказатьто, что ежегодно выѣзжаютъ изъ Чистопереволочной волости семейства, остав­ляя свое хозяйство, и селятся на починкахъ въ Осинскомъ уѣздѣ, богатомъ лѣсами, которые ихъ главнымъ образомъ привлекаютъ. Ф.Я
    2 комментария
    23 класса
    К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ Статья из газеты "Знамя Труда" от 7 марта 1968 года № 29 "СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА" До середины 1940 годов Селетковская зона относилась к Черновскому району, следовательно заслуженный человек, о котором идет речь в статье имеет прямое отношение к нашему селу. В селе Петропавловск до сих пор помнят и почитают Селеткову А.П., как и в Большой Соснове Смородина И.А., им посвящают стенды в школах, пишут статьи в газетах, называют их фамилиями улицы... В селе Черновское так же были заслуженные и орденоносные учителя, но почему то мы о них не вспоминаем, ушли в забвение, как и не бывало.... СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Дувакина Августа Павловна направляется на работу Сарапульский уезд, в Петропавловскую волость, в деревню Селетки с первого января 1911 года в качестве учителя начальных классов...». Настороженно неуютно встретила деревня молоденькую учительницу, но Августа Павловна не отчаивалась. На другой же день пошла в школу и удивилась: школьников совсем мало, а некоторые из них ростом были выше своей учительницы. В чем же дело, почему школу посещают немногие? Августа Павловна пошла по домам, уговаривала родителей отдать детей в школу. Некоторые соглашались, но среди деревенских было большинство старообрядцев: они косо смотрели на учителей, недоверчиво относились ко всем мероприятиям, которые проводились в школе. Но постепенно таял лед упрямства родителей, наполнялись классы. А вскоре оказалось, что ребятишки сами не стремились к знаниям, учились плохо: сказывалось отрицательное влияние родителей. Материально старались задобрить учителей: несли им масло, яйца (это было заведено в церковно-приходской школе), но потом убедились, что новые учителя взяток не берут. Деревня была оторвана от остального мира. Газет никто не выписывал. Чтобы отправить письмо, его надо было отнести в Большую Соснову. Но события, происходившие где-то в глубине России, эхом донеслись в этот отдаленный уголок. Революция... Гражданская война... Советская республика в огненном кольце. Бывшие ученики Августы Павловны уходили на фронт. Власть в деревне часто меня-лас. Когда хозяевами в дерев не были кулаки, они беспощадно расправлялись с коммунистами и с семьями ушедших в Красную Армию: избивали до полусмерти, расстреливали, по нескольку дней не разрешали хоронить. И теперь Августа Павловна с горечью вспоминает: - Когда, бывало, услышу про очередную расправу, стыжу этих извергов, а им хоть бы что. И мне грозили не раз, побить, но не били. Черной бедой прошли по деревне войска Колчака. Кулаки охотно шли служить в колчаковскую армию, а бедняков и середняков ставили под ружье силой. - А в июле 1919 года при-шли красные сразу стало легче, говорит Августа Павлов-на. - Я все эти тяжелые годы не бросала работу в школе, хоть и трудно, очень трудно приходилось. Было у меня четырех классах восемьдесят человек, и каждому надо было так объяснить, чтобы понял. Но школу оставить не могла: считала немыслимой жизнь без нее... В 1929 году Августа Павловна переезжает в Русский Лем. Здесь новую учительницу встретили очень сердечно, сразу полюбили эту тоненькую женщину с толстой золотистой косой, уложенной на затылке тугим узлом. За что полюбили? Может быть, за то, что учительница не считалась со временем: работала в школе, вела ликбез и краеведческий кружок, а может, за то, что в любую минуту умела дать правильный ответ на «неразрешимый» вопрос. А может, просто за ее мягкий характер, за душевную простоту и приветливость. Шли годы. В деревне резко уменьшилась кулацкая эксплуатация, но от нее еще страдала крестьянская беднота. Выход из создавшегося положения был в претворении жизнь ленинского плана кооперирования. Этот вопрос был решен в декабре 1927 года ХѴ съездом ВКП(6). Об этом Августа Павловна узнала от дочери Нины, которая училась тогда в Оханском педагогическом техникуме. A вскоре ее вызвали в район. После этого она выступает на сельских сходках, ходит по домам, разъясняет преимущество коллективного хозяйства перед единоличным. Она собирала налоги, распространяла Государственный заем, вела учет населения, была единственным организатором и полномочным представителем Советской власти в д. Русский Лем. Все указания из района при ходили в деревню Пермяки, и Августе Павловне приходилось туда добираться верхом на лошади, а иногда и просто пешком. Откуда столько упорства и энергии брала эта хрупкая на вид женщина? Вступать в колхоз она агитировала не только у себя в деревне, но и в Кузнецах, и в Селетках. - в Русском Леме было больше бедноты, и вступать в колхоз соглашались охотнее, а вот в Селетках оказалось труднее. рассказывает Августа Павловна, - Более быстро стали расти колхозы во второй половине 1929 года. Тогда в коллективные хозяйства пошли середняки, которые составляли большинство крестьянства. Помню, первыми в Леме записались Ураков и Сальянков... Да, деревня переживала незабываемые дни. На сходках решали главный вопрос - об объединении крестьян в колхозы, спорили, убеждали колеблющихся. И ни одна деревенская сходка не начиналась без Августы Павловны. С 1930 по 1936 год в ее жизни произошли большие изменения: умер муж, оставив ее с четырьмя детишками. Правда, старшая, Нина, заканчивала пединститут. В эти годы Августа Павловна учительствует в Пермяках, Кузнецах; переезжает в Петропавловск. Здесь она работает в начальной школе, а потом учительницей русского языка и литературы в старших классах. Великая Отечественная вой на... Директор школы В. Н. Турицын ушел на фронт, передав школу В. В. Лымарю, но и тот через несколько дней получил повестку. Он принес Августе Павловне ключ от школы и сказал: -Вот Вам ключ, директорствуйте! И всю войну до конца она работала директором школы, вела уроки литературы и большую общественную работу. Отгремела военная гроза, вернулся бывший директор. Августа Павловна перешла в начальную школу, где проработала еще 11 лет. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в вскоре - орденом Ленина за долголетнюю работу в школе. Сейчас Августа Павловна Селеткова уже одиннадцать лет на заслуженном отдыхе. Выросли ее дети, разлетелись» из родительского дома: старшая, Нина Павловна Вотинцева, работает географом в Б.-Сосновской средней школе. Она заслуженная учительница РСФСР. - Сын, Борис Павлович, бывший летчик, сейчас на пенсии, Руфь Павловна кассир совхоза «Память Ильича», младший сын, Герман, - летчик. Обычная для ее поколения, нелегкая, завидная и счастливая судьба этой женщины. Счастье Августы Павловны я вижу в том, что она ощущала горячее дыхание революции и была непосредственным, активным ее участником. Нина ДРОБИНИНА, ученица 10 класса. с. Петропавловск.
    3 комментария
    45 классов
    МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ Оригинальное название - "Вместе с Партией, Из истории комсомола с. Б-Соснова" из газеты Знамя Труда от 03.09.1965 года. (Автор рассказывает о первых шагах и вехах комсомола в Большой Соснове, но в настоящее время большее внимание в статье вызывают те обычаи и явления на селе с которыми боролись комсомольцы) КАЗАНСКИЙ ТРАКТ Большая Соснова действительно большое село. До революции и несколько лет после, оно было волостным, славилось шумными новогодними базарами, торговлей льном и пшеницей, высокой трехпролетной церковью, да еще пересыльной тюрьмой для политических ссыльных и каторжников. В 1924 году здесь был образован район. В райкоме партии штат из четырех человек - секретарь, зав агитпропом, жекорганизатор и технический секретарь - все посланцы рабочего класса Перми. В райкоме комсомола трое: секретарь, зав. политпросветработой и пионерработник. В соответствии с задачами всей партии они в своей работе взяли курс на социалистическое преобразование деревни. В хмурый осенний вечер 1924 года в бывшем поповском доме (ныне столовая СПТУ) собрались девять комсомольцев. Это была воссозданная в конце 1923 года организация (первые комсомольцы села с 1919- 20 гг. разлетелись по фронтам гражданской войны ина учебу). Среди собравшихся Леня Сташков. Ира Сальникова, Петя Бажутин, Вася Чесноков, прибывшая из Перми библиотекарь Наташа Кудрявцева и другие. Обсуждались два вопроса: прием в комсомол и участие комсомольцев в предстоящем праздновании 7-й годовщины Великой Октябрьской революции. Собрание затянулось, но секретарь комсомольской ячейки Леня Сташков не спешил его заканчивать, а старался получить исчерпывающие ответы на вопросы, волновавшие комсомольцев и молодежь. Их да вали присутствовавшие на собранни секретарь райкома комсомола Гриша Черемин и работник ЦК ВЛКСМ А. Шардаков, очерец по рождению. Главной, усвоенной в тот вечер комсомольцами мыслью было: учиться, учиться и учиться, выполнять заветы Ленина и разъяснять молодежи политику партии в деревне. Собрание определило обязанности каждого по подготовке к празднику Октября. Ире Сальниковой поручили организовать кружок ликбеза (по ликвидации безграмотности). А. Глазову оформить наглядную агитацию в зале школы. В. Чеснокову и А. Наумову - создать струнный оркестр, Л. Сташкову выпустить первый номер стенгазеты «Юный коммунар». С поручениями все справились. Правда, хлопотливо было создать струпный оркестр. Но к школьным балалайке и мандолине присоединили свои инструменты бывшие красногвардейцы В. П. Наумов и Я. Г. Сальников, и в праздник Октября оркестр в составе пяти человек сыграл Интернационал». Жизнь требовала усиливать политико-массовую и культурно-просветительную работу среди населения, так как в селе властвовали церковные праздники, старые бытовые традиции. Летом праздники с утра отмечались хождением в церковь, а но второй половине дня гуляниями на лугах. Из окрестных мест в день так называемого престольного праздника - Владимирской божьей матери было паломничество в церковь верующих, священнослужителей и разного рода калек. Калеки - больные люди - располагались длинными рядами по обе стороны тракта вблизи церкви, выпрашивая у проходивших милостыню. Часть верующих после официального богослужения в церкви проходила в церковную ограду к могиле «святой Аннушки». Тут брали землю с могилы и лечили, болезни. Таким путем распространялись заразные заболевания. Как подступиться к религиозному засилью? Вспоминается беседа, которую провел с комсомольцами секретарь райкома партии, посланец рабочих Шпагинских мастерских в Перми Н. Герик, впоследствии в 1937 году необоснованно репрессированный. Он говорил: - Учитесь Записывайтесь слушателями деревенской политшколы передвижки. Мало распевать песню «Долой, долой монахов, долой, долой попов!..» и Надо научно и терпеливо разъяснять вред религиозных обрядов, несостоятельность религиозных толкований о жизни на земле. Беритесь за спортивную работу, за художественную самодеятельность, помогите молодежи скорее ликвидировать не грамотность, и она пойдет за вами. Эти слова нашли горячий от звук в наших сердцах. Почта все члены начали учиться и окончили партшколу-передвижку. Какая это была радость и волнение после окончания школы выступить перед группой на селения или молодежи с небольшим докладом, беседой! Автору этих строк было поручено выступить 18 марта 1925 года на базарной площади с докладом о Парижской Коммуне. Хотелось рассказать о коммунарах хорошо, доходчиво, призвать крестьян и молодежь к оказанию помощи борцам революции. Готовился серьезно, не хотел говорить по бумажке, выучил текст на память. Наступил час митинга. Красные флаги, транспаранты, написанные комсомольцами, привлекли к трибуне на площади десятки людей. Подражая старшим товарищам. начинаю говорить очень громко, не в меру жестикулируя (в то время так было принято выступать). И... к концу голос сорвался. А реплика моего старшего брата, стоявшего рядом с трибуной; «Не подать ли воды?, совсем смутила. Пауза. Наконец, тихим-тихим голосом я произнес заключительную здравицу в честь Коминтерна и партии большевиков. Райком партии и райком комсомола терпеливо помогали комсомольской ячейке готовить молодых агитаторов. С каждым месяцем накапливался опыт агитационно-массовой работы. К докладам, беседам, к постановкам спектаклей, концертов добавилась новая форма - живая театрализованная газета «Синяя блуза». CПОРТИВНО MACСОВАЯ РАБОТА началась с футбола, хотя не было для игры да же мяча. Бедняк-сапожник М. Шишов сшил нам по эскизу кожаный мяч. Поставили на базарной площади двое ворот. Играли без каких-либо правил, лишь бы больше мячей забить в ворота противника. Потом зародилась Мысль провести соревнование по легкой атлетике. И вот о дне соревнования расклеены афиши : победивший в беге получит премию пачку папирос «Сафо» и полфунта конфет. В бегах прямо по Казанскому тракту, конечно, без гаревой дорожки участвовали только два комсомольца П. Бажутин и В. Чесноков. Руководил первым соревнованием лично секретарь райкома партии. Сюда пришли многие жители села. В дальнейшем был построен стадион между школой и церковью, но кто-то подал мысль иметь в селе и сад для молодежи, использовав церковную ограду, где росли большие деревья. Был проведен целый комплекс мероприятия: беседы, доклады о вреде религиозных обычаев. Райком партии организовал диспут на тему: «Был ли Христос?». На диспут прибыли товарищи из окружкома партии, известный атеист Н. М. Семенов. Верующих представляли протодьякон из кафедрального собора г. Перми и несколько священников. Зал школы не вмещал всех желающих послушать диспут, который закончился поражением теоретиков от бога. Присутствующие крестьяне заметили явную растерянность представителей церкви. Вскоре в окружающие села и деревни были посланы коммунисты и комсомольцы для проведения индивидуальных бесед с верующими и получения от них личного согласия вскрытие «святой могилы Аннушки», на передачу церковного сада молодежи. Через два года по решению верующих была закрыта и сама церковь. Так - от малого до большого - комсомольцы доводили дело до намеченной цели. Серьезно комсомольская организация изучала военное дело. Началось с проведения стрельб на охотничьих ружей по тарелкам. Место луга под горой Курмыш, на которой и сейчас стоит над рекой старая- старая сосна. Из собиравшейся сюда молодежи много было желающих пострелять, но не было ружей, да и требовалось вначале изучить оружие. А империалистическое окружение нашей страны постоянно выдвигало задачу подготовки молодежи к активной обороне. И вот организовали ячейку Осоавиахима (ныне ДОСААФ), создали кружок по военно-прикладной гимнастике. С палками вместо ружей учились брать ружье на караул, на плечо, делать повороты на месте, в строю, в движении и даже вести штыковой бой. Были изучены винтовка (к тому времени из Перми прислали 5 винтовок), ее боевые свойства, законы полета пули. Новый размах политико-воспитательная культурная работа получила с открытием в районе изб-читален, преобразованных потом в библиотеки и клубы. Бюджетом предусматривалось открытие изб-читален при большинстве сельсоветов и в отдельных крупных населенных пунктах. Быстро были найдены помещения, но требовалось много сил, чтобы создать именно здесь центры всей массово-политической культурной работы. Сколько пережито забот и тревог, про ведено бессонных ночей комсомольцами К. Варовой, Старицыной (по мужу Власовой) и другими, прибывшими для работы избачами политпросветотделения по окончании Пермского педагогического техникума. Избач брался за все: за ремонт здания, побелку, за оформление наглядной агитации, за сбор простейшей мебели. Открыли, украсили избы-читальни, и наступили новые хлопоты. Надо было браться за основную массовую работу, за то, чтобы сделать избы-читальни притягательным местом для населения. Начали с организации столов справки. Собирали у населения вопросы и вывешивали их крупно написанными в читальне вместе с ответом. О количестве заданных вопросов и выданных справках избачи отчитывались перед районом. Учет справок позволял изучать запросы и настроения крестьян, делать выводы и намечать планы проведения до кладов, бесед на определенные темы. В первое время жители заходили сюда робко. Это были преимущественно бедняки и маломощные середняки, искавшие решения вопросов о наделе землей, о возможности получения семенной и продовольственной ссуды из страхового фонда, о при обретении тягла, о льготах по сельхозналогу. Очень трудно было привлечь сюда женщин и девушек, ведь последним родители не разрешали уходить из дому в вечернее время. В райкоме партии и у комсомольцев возникла мысль: не попробовать ли про вести в Б.-Сосновской избе-читальне красные посиделки для девчат? Пусть сидят, вяжут или прядут в теплом и освещенном помещении. На первые посиделки пришли только четыре девушки. Немногие приходили и на следующие. А ведь сколько было индивидуальных бесед. сделано приглашений! И лишь когда создали при помощи учительницы кружок вышивания, дело с посиделками пошло. Важное место в работе комсомольских организаций занимали вопросы борьбы со старыми обрядами. Взять свадьбу с венчанием в церкви, крестины. Расходы на них тяжелым бременем ложились на семьи бедняков и середняков. Ехать в церковь полагалось обязательно на лошадях, а если пойдешь пешком засмеют, особенно богачи соседи. На второй день свадьбы требовалось проехать жениху и невесте по селу, развешать на лошади. на кошевках и телегах приданое невесты - скатерти, полотенца, ленты и даже одежду. А где их взять девушке из бедной семьи? Обычно после свадьбы жизнь молодых людей становилась еще беднее. И комсомольцы решили по примеру городских организаций устроить в Соснове красную свадьбу комсомольца Коли Молодцова. неосвобожденного экономправработника райкома комсомола, приехавшего из Перми. О событии афишировали, к свадьбе готовились. В школьном зале молодых усадили на сцене за стол, покрытый красной скатертью. Речь о свадьбе, как о важном событии, произнес агитпроп райкома партии. Далее пошли поздравления, вручение небольших подарков и все под музыку струнного оркестра. После торжественного гражданского обряда друзья и близкие молодоженов проводили их до дома пешком. В клубе осталась молодежь, слушала небольшой концерт, танцевала, хороводила. РАССКАЖУ, как помогали комсомольцы главному хозяйственному строительству в деревне. К середине двадцатых годов среднее крестьянство превратилось в основную производительную силу сельского хозяйства От комсомольцев требовалось вести свое единоличное хозяйство на культурной основе, показывать пример получения высоких урожаев, внедрения новых методов обработки земли. Комсомольцы сел Большая Соснова, Юрково, Б. Корелы, Петропавловска первыми стали применять массовое окучивание картофеля, приобретали сортовые семена вятка». - Создали небольшие комсомольские опытно-показательные участки. За достигнутые успехи комсомольские организации становились участниками районной сельхозвыставки 1926 - 27 гг., впервые организованной и проведенной под руководством райкома партии агрономом райземотдела, ныне персональным пенсионером М. Г. Волгиным. Значительную работу комсомольцы проводили по охвату потребительской кооперацией широких масс деревни. Как правило, все комсомольцы являлись членами кооперации. Для того, чтобы обеспечить снабжение хлебом, требовалось провести ряд экстраординарных мер и в числе их - удар по кулакам и спекулянтам, взвинчивавшим цены на хлеб. Весной 1928 года в районе впервые проводились опытные заготовки хлеба. Партийной организации предстоял серьезный экзамен. Для организации работы из Перми приехала бригада. Началась трудная, кропотливая работа по выявлению хлебных излишков. В ней большую роль сыграли комсомольцы. До собрания населения по вопросу об участии в хлебопоставках многие из нас получили конкретное задание - сагитировать родителей выступить на собрании и заявить о согласии сдать хлеб. Такой почин давал свой результат. К злостным несдатчикам зерна приходилось применять принудительные меры, но таких было немного. К вечеру на сельских улицах можно было видеть, как готовились в крестьянских дворах телеги к отправке мешков с зерном в Оханск, на пристань. Комсомольские организации активно участвовали в проведении самообложения населения денежным налогом для строительства в деревнях школ и клубов, в размещении крестьянского займа и других хозяйственно-политических кампаниях. В 1928 году районные организации, выражая волю крестьян, вступивших в льноводческое товарищество, возбудили ходатайство перед окружкомом партии о необходимости постройки в районе льнозавода по переработке льно-тресты. Ряд комсомольцев добровольно изъявили желание участвовать в выявлении ресурсов льнопродукции в соседних Черновском и Очерском районах. Так комсомольцы села под руководством партийной организации приобрели опыт организаторской работы в массах, который очень пригодился B более сложной и трудной работе по коллективизации сельского хозяйства, начавшейся в конце 1928 года и охватившей 1929-30 годы. Но об этом - особый разговор А. ГЛАЗОВ,
    1 комментарий
    8 классов
    бабе Клаве
    1 комментарий
    43 класса
    24.09.2024 года ушла из жизни Ляхина Клавдия Егоровна, долгожитель и старожил д. Лягушино, великая труженица, светлый человек, человек - легенда...........
    1 комментарий
    18 классов
    Новый проект
    1 комментарий
    23 класса
    ФРОНТОВЫЕ ПОДРУГИ Лидия Петровна Варова родилась в 1921 году в многодетной семье в деревне Вары. После окончания 7 классов поступила в Молотовсксе медицинское училище. В это же училище из Частинского района приехала учиться землячка Любовь Васильевна Корзухина. Сразу после окончания училища медицинских сестер в июле 1941 года призвали в армию - это был эвакогоспиталь М2946, базировавшийся в то время в Улан-Уде. Так, сразу серьезно началась медицинская практика девушек. С первых дней войны работы в гoспитале было много - и в операционной, и в перевязочной. Труднее было привыкнуть не к физическим перегрузкам, а к психологическим - к человеческому горю и страданиям раненых. Но приятные моменты были даже на войне. Лидия Петровна встретила на фронте свою любовь - техника-авиатора Федора Фёдоровича Фролова, часть которого стояла недалеко от госпиталя. В 1943 году молодые поженились. Фронтовая свадьба была роскошной по тем временам: с буханкой хлеба и луковицей. В 1944 году Лидия Петровна была демобилизована в связи с рождением дочери. Муж после окончания войны приехал в отпуск в д. Вары Черновского района, где жили его жена с дочкой. Зайдя е дом, не сразу узнал свою любимую в исхудавшей осунувшейся женщине. Спросил: «Где моя?» А Лида, подумав, что он спрашивает про дочку, показала на печь и сказала: «Выбирай». На печи грелось с десяток деревенских детишек. Дочку узнал сразу. Приехал фронтовик в отпуск уже с дальнейшим назначением. Забрал семью и уехали к месту службы. Это была послевоенная Германия. Там вскоре родилась вторая дочка Тамара. В 1950 году после демобилизации Ф.Ф. Фролова семья приехала в Очер. Лидия Петровна проработала 37 лет в Очерской больнице, в детской консультации. Коллеги отзывались о ней как трудолюбивой, скромной, ответственной. Дочь Тамара Федоровна вспоминает, когда мама ходила к детям на уколы, то папа всегда ее сопровождал по темным, ночным улицам. Семья это, когда все вместе: и на фронте, и в мирной жизни. Любовь Васильевна Корзухина родилась в 1924 году а Черновской волости на фронте была да самого окончания войны. Сначала в эвакогоспитале, а в октябре 1944 года ее перевели на автотранспортную базу, которая базировалась сначала в Монголии, а затем в Китае. Закончила службу Любовь Васильевна в октябре 1945 г. Имеет правительственные награды: медаль За победу над Германией и За победу над Японией». После окончания войны 5 лет работала медсестрой в больнице с. Черновское. А с 1950 года переехала в Очер и по 1965 год работала в Очерской больнице сначала участковой медсестрой, а затем медсестрой туберкулезного кабинета. Была спокойной и отзывчивой. Годы войны отразились на здоровье Любови Васильевны, из-за болезни ей пришлось раньше уйти на пенсию, оставив любимую работу.
    1 комментарий
    11 классов
    О ПАМЯТНИКАХ В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ И СЕЛЕТКАХ На сайте центральной окружной Большесосновской библиотеки, об упомянутых памятниках имеется следующая информация https://biblio-sosn.ru/krajevedenije/pamatniki_i_pama.. https://biblio-sosn.ru/krajevedenije/pamatniki_i_pama.. Дополнительную информацию удалось найти в районной газете Очерского района "Знамя труда" № 33 за 1966 год, когда еще живы были очевидцы событий Гражданской войны ПАМЯТЬ ХРАНИТ ЭТО Юные следопыты Петропавловской школы идут по следам командира отряда красно- гвардейцев Ивана Родионовича Журавлева, который в годы гражданской войны был послан большевистской партией на Урал. Журавлев прибыл в Петропавловск - центр волости группой бойцов в 13 человек для образования здесь красно- гвардейского отряда. Это было сделано. Многие бывшие бойцы этого отряда и сейчас живут в нашем районе. Например, Георгий Александрович Жужгов живет в Кизелях. Он до сих пор хранит удостоверение о том, что был зачислен в отряд Журавлева. В Петропавловске живет Иван Григорьевич Кашин. Вот что рассказывают участники гражданской войны об этих событиях. После боев красногвардейцев похоронили на площади села Петропавловска там, где сейчас стоит памятник. Но когда село заняли белогвардейцы, они заставили население голыми руками, без лопат, выкопать "красных" и вывезти их на скотский могильник. Когда вернулась Красная Армия, тела убитых снова были перевезены на кладбище и похоронены там. Количество захороненных не установлено. Рассказывают еще о волостном писаре (фамилия его не установлена), которому белые вручили предписание о мобилизации населения B Колчаковскую армию. Но писарь предписание уничтожил и за это был расстрелян. Вот как погиб один из бойцов отряда Липин, который служил в армии вместе с Кашиным, и Иван Григорьевич хорошо его знает. Липин был оставлен в селе для охраны порядка, но не успел покинуть Петропавловск, как в село ворвались белогвардейцы. Липина схватили и расстреляли. Место расстрела— на горке за селом. Живет в Петропавловске Августа Павловна Селеткова, заслуженная учительница РСФСР, награжденная орденом Ленина. В те дни Августа Павловна работала учительницей в деревне Селетки. Она рассказывает, что вначале красных некоторые жители боялись только потому, что они богу не молились. Сыновья богатых крестьян покидали деревни и уходили к белым, а бедняки оставались на своих местах. Когда население повидало и красных и белых, оно воочию убедилось, на чьей стороне правда, что собой представляют белогвардейцы чьи интересы защищают. Они безжалостно истязали тех, кто хоть чем-нибудь поддерживал Красную Армию. Врывались в избы и хватали, что попадет, никого не спрашивая. Красная Армия стояла в этой местности до марта 1919 года. В боях за Советскую власть на линии фронта у д. Кукушкино (бывшего Черновского района) погибло 17 красногвардейцев. Их похоронили в Селетках. В апреле этого же года началось наступление белых, они захватили власть и продержались в Селетках около двух месяцев. Здесь они применили свою власть: тела семнадцати погибших бойцов были выкопаны и увезены на окраину деревни, на то место, где сходятся сухие балки. Здесь была выкопана яма. Вместе с красногвардейцами в нее зарыли Пивоварову Анну с её одиннадцатилетней дочерью Дусей. Сын Анны — семнадцатилетний Петя Пивоваров ушел с красным отрядом, в Селетках остались его мать и сестренка. Мать батрачила у кулаков, долгое время работала у зажиточного крестьянина Михаила Корлякова, Когда пришли белые, то им Анну выдали — сообщники, что ее сын ушел с отрядом красных. Женщину поставили на край ямы, куда уже были брошены трупы семнадцати бойцов. Рядом, держась за платье стояла и плакала Дуся. Маму расстреляли, вместе с ней упала в яму и девочка. Рассказывали как из-под земли еще долго раздавались стоны. Так была заживо зарыта ни в чем не повинная Дуся Пивоварова. Так зверствовали белые, цепляясь за власть, уходившую из их рук. В. КОНИЩЕВ, член внештатного отдела комсомольской жизни редакции "Знамя труда" 1966
    1 комментарий
    10 классов
    В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ И.Р. ЖУРАВЛЕВА. Опять конец августа, тот сезон, в который 105 лет назад начался Ижевско-Воткинский мятеж рабочих и крестьян юга Вятской губернии против Советской власти вызванный реакцией на продразверстку и насильственный призыв в Красную армию.. Именно в это время в долинах и на холмах вдоль реки Сива началась стрельба и кровопролитие еще за полгода до прихода армий Колчака в нашу местность, когда соседние деревни буквально воевали между собой за лучшую жизнь и долю какой они себе ее представляли, когда и с той и с другой стороны в друг друга стреляли бойцы в основном не регулярных войск, а наспех сколоченных полупартизанских дружин и соединений разномастно одетых и вооруженных. Именно сейчас, мне совершенно случайно попалась статья публиковавшаяся в1965 году в Очерской газете "Знамя труда" с воспоминаниями разведчика Особой Вятской дивизии Ф.Жужгова, уроженца д. Денисята которая раньше находилась на территории нашего района. В статье упоминаются ранее неизвестные, или уже забытые факты, например о гордости с .Б-Соснова И.А. Смородине. Например, мне до этого было известно, что во время боев с Колчаком Смородин служинвполитотделе30 стрелковой дивизии 3 армии Блюхера, но то, что он за полгода до этого был резидентом разведки красных в штабе Воткинских мятежников, это для меня новость. Будет и ложка дегтя в критическом восприятии этих воспоминаний, как то, что Дробинин здесь упоминается как подполковник, хотя с Первой Мировой он вернулся в звании прапорщика а к сентябрю 1918 года был максимум штабс капитаном (ст.лейтенантом),подполковником он станет уже значительно позже во время отступления с Колчаком в Сибири в1921 году. Также подвергается сомнению факт личной встречи В.Жужгова с Дробининым Владимиром Никаноровичем в штабе мятежников, ибо как сам упоминает автор, они были с одного села Петропавловск и вряд ли Дробинин известный своей одиозностью не захотел бы при этом заглянуть в лицо земляка и не расспросить о родных и соседях (ни когда Штирлиц так близко не находился к провалу). Что не вызывает сомнений так это то, что как красные так и мятежники засылали в тылы к друг другу разведгруппы и диверсантов. Именно в то же время, в октябре 1918 года диверсантами был полностью деморализован и располитизирован Ижевский Коммунистический полк стоявший между Лисьей и Вахрино и перешедший на сторону Воткинцев,в результате чего отряд Носова в Лисье был окружен, прижат к Сиве и почти полностью разбит, спаслись немногие переплыв реку вплавь в Стафията. Я старательно в аннотации избегал названия "белые" по отношению к Воткинцам, так как на тот период времени они себя еще сами таковыми не считали, напротив среди их много было социалистов - эсеров меньшевиков и прочих социал-демократов, среди которых присутствовали даже красные знамена и лозунги "За Советскую власть без большевиков". у а теперь к статье... 1918 год. Тяжелое было время для молодой республики Советов. Потеря Украины, Белоруссии. Прибалтики. Закавказья. Английские, американские, японские империалисты высадили свои десанты на севе ре и Дальнем Востоке, чехословацкий мятеж, широкое наступление внутренней, контрреволюции... Дело шло о жизни и смерти первого в мире государства рабочих и крестьян. Партия коммунистов во главе с В. И Лениным сумела поднять народ- вые массы на отпор интервентам и белогвардейцам. Советская власть отстояла свое право на жизнь. Мне хочется поделиться личными воспоминаниями о подавлении Ижевско-Воткинского эсеро- меньшевистского восстания. Его организаторы рассчитывали захватить Ижевский, Воткинский заводы. Пермь и на этой территории создать Прикамскую республику. На подавление восстания были брошены не только регулярные части Красной Армии, но и рабоче-крестьянские отряды, партизаны. Петропавловск. В конце лета 1918 года в это село прибыл конный отряд из тринадцати человек. Им командовал Иван Родионович Журавлев - большевик, умелый организатор, военачальник. Вместе с волостным военным комиссаром комиссаром Иваном Дмитриевичем Рубцовым, уроженцем деревни Денисята Петропавловской волости, он объединил все отряды, действовавшие в этом районе, в одну партизанскую группу. В нее вошли Мотовилихинский отряд Каракулова, Павловский под командованием Носова, Тойкинская группа Васева, Черновской отряд Дмитрюкова и очерские рабочие во главе с И. А. Аренсоновым. К концу сентября отряд И. Р. Журавлева насчитывал более трех тысяч пеших и конных бойцов, одну батарею трехдюймовых орудий, Более половины отряда составляли коммунисты и комсомольцы. Партизаны И. Р. Журавлева были грозной силой для белогвардейцев. Против них стояла особая ударная бригада из трех стрелковых пол- ков, дивизиона артиллерии и четырех эскадронов конницы что-то более пяти тысяч штыков и сабель, Командовал ею полковник Дробинии. Белые создали против партизан целый укреплённый район с двумя линиями окопов и сложной системой проволочных заграждений. Я в то время находился команде разведчиков. Н. Р. Журавлев не раз посылал меня в тыл врага. Много полезных советов по разведывательной работе давал нам Н. Д. Рубцов. Помню такой случай. Однажды меня и моего товарища Мотовилова вызвали срочно в ставку Журавлева. Здесь мы по- лучили задание перейти линию фронта и проникнуть в штаб бригады полковника Дробинина, узнать о планах готовящегося на нас наступления. Было еще одно чрезвычайно важное поручение: достать через одного штабного офицера списки засылаемых в наш тыл белогвардейских лазутчиков и шпионов и оперативные приказы «главкома так называемой армии Юрьева. Получив необходимые доку менты, пропуска, адреса явок. пароли (серебряный рубль чеканки 1909 года), мы отправились в путь. Не буду описывать. как нам пришлось добираться до логова врага. Несколько раз нас останавливал патруль, но «липовые документы действо вали безотказно. Разыскали штаб бригады. Захожу в помещение, а Мотовилов остался на улице и затеял с охраной веселый разговор. В накуренной комнате за столом сидел чело- век в форме офицера. Русые волосы, небольшие усы, внимательные глаза. «Ну да, это он и есть, тот «белогвардеец Смородин, к которому я шел на связь». думал я. Предъявляю ему доку менты, выданные бывшей Петропавловской волостной управой о том, что я и Мотовилов идем добровольцами служить армию белых, а вместе с ними незаметно подаю Смородину серебряный рубль - условный пароль. Поговорить мне с Иваном Александровичем не удалось. В штаб приехал сам полковник Дробинин. «Пропал!» - думаю. Ведь с ним у меня в юности бы ла неприятная встреча. - Кто такой? - спросил у Смородина полковник. - К нам на службу пришел. Из Петропавловска. - Направь его в роту поручика Жужгова, приказал Дробинии. Он тут же вырвал из своего блокнота листок бумаги и написал записку. Мне оставалось щелкнуть каблуками выйти из штаба. «Кажется, пронесло», - с облегчением вздохнул я на улице.... Вечером я вторично встре тился с Иваном Александрови чем у него на квартире. Несколь ко слов о самом Смородине. Учитель из Большой Сосновы он был послан нашим командованием во вражеский стан. Умный, серьезный человек, он су мел «продвинуться» до приказиста оперативного отдела при штабе ударной бригады. Отсюда Смородин снабжал нас важны ми сведениями. Надо ли говорить, что его работа была сопряжена с каждодневным риском. Забегая вперед, скажу, что Иван Александрович оправдал доверие. После гражданской войны он снова вернулся в Соснову к учительской работе. Умер в 1952 году. Смородин передал мне очень важные сведения о готовившемся прорыве белых в районе се ла Щучье Озеро с последующим выходом на Московско-Казанскую железную дорогу. результате этой операции ударная бригада полковника Дробинина должна была соединиться с войсками генералов Дутова и Гайды. На словах Иван Александрович передал мне план Воткинского подпольного партийного комитета по освобождению коммунистов, советских работников и пленных красноармейцев. Все они были загнаны в конце августа в баржи, стоявшие на Вятке, и со дня на день ожидали расстрела. Все эти сведения мы переда ли по назначению. Узнав о планах белых, командование партизанского соединения и частей Красной Армии провело пере группировку своих сил, сосредоточив боевой кулак на участке предполагаемого прорыва. Замыслы врага были сорваны. В этих боях особенно отличились рабочий Мотовилихинский от ряд и стрелковый полк из бригады комбрига Оплока. Партизанские отряды И. Р. Журавлева и бойцы первого Вятского стрелкового полка совершили ночной бросок по Воткинскому тракту и с ходу взяли большое село Полозово. Одних пленных было захвачено около шестисот человек. много орудий, винтовок. Боясь полного окружения, белые оставили еще ряд важных населенных пунктов на подступах к Воткинску. Во второй половине октября партийная подпольная организация Воткинска стала готовить освобождение баржевиков. На помощь ей была послана группа наших разведчиков, среди которых был и я. Чтобы избежать провала, все мы получили ответствующие документы, в которых даже опытный контрразведчик не заподозрил бы "липу". Прибыв на место, группа активно включилась в в работу. Подготовка к освобождению шла форсированными темпами т.к. белые уже начали расстрелы заключенных. Через И. А. Смородина и руководителя городской подпольной организации С. М. Шлюхина я получил от штаба белых «полномочия» дежурного по городу. Это давало мне право проверки караулов не только в самом городе, но и на баржах. Теперь мы получили возможность сообщить арестованным, чтобы они подготовились к побегу в ночь на 10 ноября. Пришел назначенный час. Часовые на баржах были сняты, но шума все же не удалось из- бежать. Его услыхала береговая охрана и подняла стрельбу Медлить было нельзя. Люди кидались в воду и вплавь через реку добирались на другой берег. Одних догнала пуля, другие попали в лапы погони, но более трехсот человек спаслось. 12 ноября 1918 года в Воткинск пришли освободители партизаны И. Р. Журавлева и части Особой Вятской дивизии А. А. Медведева. Советская власть навсегда укрепилась в Прикамье. И. Р. Журавлев умер в 1936 году в Москве. И. Д. Рубцов скончался пять лет назад (1960г). Может быть, мои воспоминания получат отзвук у бывших партизан журавлевского отряда. Хотя времени прошло много. но еще немало живых участников этих событий. Откликнитесь, товарищи! Ф.Жужгов бывший разведчик Особой Вятской дивизии. Пенсионер. 1965 г.
    2 комментария
    20 классов

ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ

Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала.....
Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской об
ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ - 968976679193
  • Класс

ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Напечатано в газете Пермские Губернские ведомости №" 48 от 17 июня 1881 года.
Село Чистопереволочеое, Оханскаго уѣзда,
расположено на лѣвомъ берегу рѣки Сивы (при­токъ р.Камы), въ18-ти верстахъ, вверхъ по теченію рѣки, отъ извѣстнаго торговаго пункта села Черновскаго ,гдѣ сосредоточена обширная хлѣбная торговля. Къ сѣверу находится село Большесосновское въ18-ти верстахъ; къюгу село Шлыковское, так же въ18-ти верстахъ.Такимъ образомъ с.Чистопереволочное служитъ средо­точіемъ между упомянутыми селеніями. Поводомъ къ основанію этого селенія, по увѣренію мѣст­ныхъ сторожилъ, послужило слѣдующее обстоятель­ство. Къ юговостоку отъ села, на разстоян
ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА - 968891111193
  • Класс

К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ

Статья из газеты "Знамя Труда" от 7 марта 1968 года № 29 "СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА"
До середины 1940 годов Селетковская зона относилась к Черновскому району, следовательно заслуженный человек, о котором идет речь в статье имеет прямое отношение к нашему селу.
В селе Петропавловск до сих пор помнят и почитают Селеткову А.П., как и в Большой Соснове Смородина И.А., им посвящают стенды в школах, пишут статьи в газетах, называют их фамилиями улицы... В селе Черновское так же были заслуженные и орденоносные учителя, но почему то мы о них не вспоминаем, ушли в забвение, как и не бывало....
СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА
Дувакина Августа Павловна направляется на работу Сарапульский уезд,
К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ - 968798609177
  • Класс

МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ

Оригинальное название - "Вместе с Партией, Из истории комсомола с. Б-Соснова" из газеты Знамя Труда от 03.09.1965 года.
(Автор рассказывает о первых шагах и вехах комсомола в Большой Соснове, но в настоящее время большее внимание в статье вызывают те обычаи и явления на селе с которыми боролись комсомольцы)
КАЗАНСКИЙ ТРАКТ
Большая Соснова действительно
большое село. До революции и несколько лет после, оно было волостным, славилось шумными новогодними базарами, торговлей
льном и пшеницей, высокой трехпролетной церковью, да еще пересыльной тюрьмой для политических ссыльных и каторжников.
В 1924 году здесь был образован район. В райкоме партии шта
МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ - 968745570073
  • Класс
03:26
баба Клава 3
2 459 просмотров
  • Класс
  • Класс
  • Класс
a.glazyrin
Добавил видео
07:42
Новый проект
1 630 просмотров
  • Класс
  • Класс
Показать ещё