Предновогоднее Черновское 2024 - илюминация
    0 комментариев
    24 класса
    ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕЛЕ ЧЕРНАВСКОМ ОХАНСКОГО У[ЕЗДА СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ЛЕПОРСКОГО Направленные им в с. Петербург в Русское географическое общество в 1849 году в 1849 г. Священник А. Лепорский, длительное время наблюдавший за жизнью крестьян с. Черновское Оханского уезда, в ответе на вопросы программы Русского географического общества, писал: «Народ, населяющий сию страну (в данном контексте местность при реке Сива*), имеет все свойства неподдельного русака. Из себя довольно строен, росту небольшого, русоват, лицом бел, части тела имеет правильные и пропорциональные одни другим, глаза большию частию серые и голубые, здоровьем крепок, к физическим трудам весьма способен, посему пр
    3 комментария
    19 классов
    Хорошо зимою на селе! Огород под снегом, все убрано, грибов, ягод нет, можно сутками отдыхать и спать, спать и отдыхать... Правда только вот часиков в пять нужно встать, что бы печку протопить, а остальное время спи отдыхай. Встал в пять часов, открыл дверь, а там снега по пояс и для того, что бы дров принести, нужно тропу грести до дровенника. Взял лопату и УРА к дровеннику, только снег в стороны. Тропу пробил, дров принес, печь затопил- спи отдыхай! Ан нет, скоро детям вставать в садик и школу, а у тебя тропа только в дровенник. Снова на улицу, снова физзарядка с лопатой с забегами домой, что бы в печь древей подкинуть. К восьми часам снег до дороги расчищен - иди спи и отдыхай... Ах да!
    0 комментариев
    13 классов
    КАК ЗАКРЫВАЛИ ЦЕРКОВЬ В СИВИНСКОМ. Перед тем как переходить непосредственно к событиям ликвидации церкви в селе Сивинское, рассмотрим историю этой местности к началу событий. Согласно подворной переписи населения 1 890 года, в 1890 году в селе проживало 12 семей Алтынцевых, девять семей Елесиных, 14 семей Поповых, одна семья Васевых, две семьи Зуевых, одна семья Сальниковых, пять семей Вдовиных, шесть семей Колдомовых, пять семей Старухиных, восемнадцать семей Волковых, Лисиных три семьи, 30 дворов Черепановых, Дьяковых один двор, Овчинниковых один двор и 10 семей Щетниковых. В XVIII веке Алтынцы являлись центром Алтыно-Дробинской волости, но потом утратили этот статус и стали входить в
    2 комментария
    29 классов
    КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО Буквально через неделю в нашей стране, опять с претензией на помпу будут отмечать "День памяти жертв политических репрессий", а там уже и до очередной годовщины. Как тут не вспомнить "невинно убиенного" настоятеля Тойкинской церкви Иакова Ваганова, которого в октябре 1918 года конвой отряда братьев Лещевых повел в Петропавловск, за то, что пол полом в церкви был обнаружен тайник с оружием, но так и не довел до места дознания. За месяц до этого на литургии указанный священник призывал Тойкинцев к вооруженному восстанию против Советской власти. Прихожане тойкинской волости своего попа, кстати иначе как Яшкой не называли, а все потому, что годом ранее он в сговоре с лавочниками устроил настоящий террор по отношению к жителям села. Так этот случай описан исследователем Гражданской войны на Урале Нарским И.В. в своем труде ""Десятая власть": В августе 1917 (то есть за два месяца до Отябрьской социалистической революции) по наущению священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы И Ваганова, который так же являлся волостным комиссаром села Тойкино и всей волости, прибывшая в село команда солдат во главе с прапорщиком Борисовым устроила массовую порку Тойкинских крестьян, обвиненных в незаконном изготовлении кумышки - слабого самогона распространённого среди удмуртского населения Вятской губернии. Поданная крестьянами коллективная жалоба Временному правительству Петроград, дает представление о масштабах и садизме экзекуции: "Всего избито более двадцати человек, причем некоторые при этом теряли сознание. Шестерых женщин позорно оголяли и были до их испражнения. Жить страшно. До приезда прапорщика Борисова с отрядом, никаких волнений в Тойкино не было. Просим не принимать таких жестких мер впредь." Эта порка была применена к крестьянам вовсе ни как наказание за пьянство в борьбе за благопристойный образ жизни. Они были наказаны, за то, что не ходили покупать водку в купеческие лавки, не принося им доход, а так же за то, что таким образом укрыли от продотрядов излишки свежего урожая переведя зерно в самогон. Да, да, продотряды и продразвёрстка это вовсе не "дьявольское" изобретение большевиков, а ноу-хау именно Временного правительства.
    6 комментариев
    35 классов
    УНКВД. Город Челябинск. Опер-группа. ПРОТОКОЛ ДОПРОСА. 1938 год. Августа месяца. 28 дня. Я, оперуполномоченный Романенко, допрашивал в качестве обвиняемой гражданку Козицину М.М.. Фамилия - Козицина. Имя, отчество- Мария Михайловна. Возраст, год рождения -1898. Происхождение. Откуда родом.- Село Черновское. Черновского района Свердловская область. Место жительства - Город Челябинск, улица Пушкина, дом 35, квартира 10. Розы занятий - Город Челябинск. Госбанк, бухгалтер. Семейное положение - Замужем. Муж Козицин Михаил Васильевич. Арестован органами НКВД в 1937 году. Сын Юрий. 16 лет, Игорь. 14 лет, и Валерий 11 лет. Имущественное положение до и после революции - До революции крест
    4 комментария
    10 классов
    .
    0 комментариев
    1 класс
    ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала..... Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской области .Отец Трефилов Илья Андреевич 18.07.1904 года рождения, мать Анна Александровна 05.11.1900 года рождения. Отец Павла Ильича - Илья Андреевич, был интересной и неординарной личностью и достоин отдельного исследования - участник четырех войн и отец семерых детей, прожил долгую и достойную жизнь. В семье Трефиловых, кроме Павла, было еще четыре сестры: Нина, Валентина, Вера, Евгения,
    1 комментарий
    18 классов
    ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Напечатано в газете Пермские Губернские ведомости №" 48 от 17 июня 1881 года. Село Чистопереволочеое, Оханскаго уѣзда, расположено на лѣвомъ берегу рѣки Сивы (при­токъ р.Камы), въ18-ти верстахъ, вверхъ по теченію рѣки, отъ извѣстнаго торговаго пункта села Черновскаго ,гдѣ сосредоточена обширная хлѣбная торговля. Къ сѣверу находится село Большесосновское въ18-ти верстахъ; къюгу село Шлыковское, так же въ18-ти верстахъ.Такимъ образомъ с.Чистопереволочное служитъ средо­точіемъ между упомянутыми селеніями. Поводомъ къ основанію этого селенія, по увѣренію мѣст­ныхъ сторожилъ, послужило слѣдующее обстоятель­ство. Къ юговостоку отъ села, на разстояніи 2-хъ верстъ, идетъ небольшое возвышеніе, име­нуемое мѣстными обитателями Чекиной горой.Это возвышеніе идетъ полукругомъ на разстоя­ніи отъ 300—400 саженъ, образуя двумя своими отрогами родъ замкнутой котловины. На скло­нѣ этой котловины находилось нѣкогда селеніе, о чемъ свидѣтельствуютъ сохранившіяся до сихъ поръ руины. Жители этого селенія (назва­нія его не сохранилось), вероятно, по недо­статку воды,—на этомъ мѣстѣ нѣтъ воды,—ста­ли переселяться на берегъ р.Сивы, на мѣсто настоящаго селенія. Такимъ образомъ всѣ жители переселились, и старое селеніе, говоря просто­народнымъ языкомъ, было «чистопереволочено». Отсюда село и получило названіе села Чистопереволочнаго. Селеніе представляетъ незначительную группу сгрудившихся деревянныхъ крестьянскихъ по­строекъ, крытыхъ въ зачастую соломою. Только въ послѣднее время нѣкоторые изъ болѣе зажиточ­ныхъ крестьянъ стали строить дома болѣе пра­вильнойа рхитектуры. Въ селеніи находится дере­вянная церковь, небогатая особенно внутри, по­строенная лѣтъ сто тому назадъ (раньше село принадлежало къ Черновскому приходу) и, ветхое деревянное зданіе, въ которомъ помѣщается. В правленіе и такое же ветхое зданіе сельской Управы или «Расправы», въ которомъ теперь помѣщается Земское народное училище, основанное въ 1873 году. Число жителей во всей Чистопереволочной воло­сти, имѣющей два прихода, по статистикѣ ревизскихъ 1773 душъ, всего же насчитается до 2500. Жители селенія всѣ русскіе православнаго вѣро­исповѣданія, хотя въдѣйствительности хромаю­щіе между православіемъ и расколомъ, особенно старухи замѣтно уклоняются отъ обрядовъ право­славной церкви. Это народъ радушный и хлѣбо­сольный, но въ умственномъ отношеніи довольно низкостоящій. Поэтому немало достается пере­волочинамъ отъ различныхъ кулаковъ, которые, какъ чужея дные, высасываютъ кровь ихъ; что бы судить объ этомъ, достаточно привести слѣ­дующіе доводы. Всѣ болѣе выдающіеся кресть­янене мало сожалѣютъ о безграничной простотѣ своихъ собратій вообще, а переволочанъ въ особенности. Вотъ напримѣръ ежегодно крестьяне берутъ усебя въ селѣ кабакъ, на что даютъ приговоръ, Повѣренное лицо, которое обыкновен­но является въ село, что бы выпросить у кресть­янъ такой приговоръ, склоняетъ ихъ тѣмъ, что обѣщаетъ выставитъ міру ведра 2—3 водки— это приблизительно человѣкъ на 100; кромѣ того обѣщаетъ каждому участвующему въ приговорѣ награду въ размѣрѣ 1или 2 рублей. Эта при­манка, такъ ловко поставленная, попадаетъ въ цѣль. Повѣренное лицо, устроивъ такимъ обра­зомъ дѣло, т.е. обезпечивъ себя приговоромъ, отправляется. Межъ тѣмъ поставленные 2—3 ведра водки уже выпиты, да и деньги, выданные каждому, пошли туда же за кабацкую стойку (или прилавокъ).Но этого мало. Широкая нату­ра крестьянина неудовлетворяется: вслѣдъ запо­жертвованными рублями, идутъ такимъ же обра­зомъ деньги и изъ своего кармана. Праздникъ, такъ быстро составленный, оканчивается далеко не эфектнымъ зрѣлищемъ :шумомъ, ругательствами и, нерѣдко, дѣло доходитъ до потасовокъ. Надругой денькрестьянинъ встаетъ съ болью въ головѣ, порядочно измятый и преждевсего шаритъ въ карманѣ, при чемъ съ ужасомъ замѣ­чаетъ, что не достаетъ нѣсколькихъ монетъ, прі­обрѣтенныхъ его тяжелымъ трудомъ.Такъ распоряжаются переволочане съ наплы­вающими къ нимъ благами, тогда какъ другіе сосѣди ихъ получивъвыше упомянутымъ способомъ кушъ рублей въ 200—400 и даже болѣе, всѣе диногласно рѣшаютъ сдѣлать какое нибудь по­лезное для себя дѣло: купить пожарную маши­ну, или уплатить подать, или улучшить что либо въ своемъ сельскомъ хозяйствѣ. Впрочемъ съ открытіемъ въ селѣ училища, можно думать, воз­высится и уровень образованія. Число учащихся состоящихъ въучилищѣ и уже вышедшихъ изъ него довольно значительно, если принять во внима­ніе малочисленность населенія. Школьники охот­но учатся. Исключительное занятіе переволочанъ земледѣліе; занимаются скотоводствомъ и птицеводствомъ; нѣкоторые изъ зажиточныхъ крестьянъ занимают­ся пчеловодствомъ въ незначительной степени. Но это послѣднее полезное занятіе, по недостат­ку хорошаго ухода, стоитъ низко. Система удо­бренія земли здѣсь, какъ и во всѣхъ сосѣднихъ мѣстахъ, трёхпольцая; но почва безъ значитель­наго удобренія навозомъ не можетъ давать удовле­творительныхъ урожаевъ. Этому способствуетъ то, что на значительномъ пространствѣ волости почти совершенно истреблены лѣса. Изъ хлѣб­ныхъ растеній здѣсь сѣютъ: рожь, пшеницу, овесъ, ячмень, гречиху, горохъ; на половину сѣютъ ленъ. Въ урожайные годы хлѣбъ ро­дится въ количествѣ вполнѣ вознаграждающемъ земледѣльца за трудъ; избытокъ мѣстныхъ про­изведеній, какъ-то: ржи, овса, льна, льнянаго сѣмени и т.д. все продается на ближайшихъ рынкахъ. Какъ выше можно-видѣть, Чистопереволочная волость почти не имѣетъ лѣса. Насколько замѣ­чается недостатокъ въ лѣсныхъ матеріалахъ, достаточно сказатьто, что ежегодно выѣзжаютъ изъ Чистопереволочной волости семейства, остав­ляя свое хозяйство, и селятся на починкахъ въ Осинскомъ уѣздѣ, богатомъ лѣсами, которые ихъ главнымъ образомъ привлекаютъ. Ф.Я
    2 комментария
    27 классов
    К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ Статья из газеты "Знамя Труда" от 7 марта 1968 года № 29 "СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА" До середины 1940 годов Селетковская зона относилась к Черновскому району, следовательно заслуженный человек, о котором идет речь в статье имеет прямое отношение к нашему селу. В селе Петропавловск до сих пор помнят и почитают Селеткову А.П., как и в Большой Соснове Смородина И.А., им посвящают стенды в школах, пишут статьи в газетах, называют их фамилиями улицы... В селе Черновское так же были заслуженные и орденоносные учителя, но почему то мы о них не вспоминаем, ушли в забвение, как и не бывало.... СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Дувакина Августа Павловна направляется на работу Сарапульский уезд, в Петропавловскую волость, в деревню Селетки с первого января 1911 года в качестве учителя начальных классов...». Настороженно неуютно встретила деревня молоденькую учительницу, но Августа Павловна не отчаивалась. На другой же день пошла в школу и удивилась: школьников совсем мало, а некоторые из них ростом были выше своей учительницы. В чем же дело, почему школу посещают немногие? Августа Павловна пошла по домам, уговаривала родителей отдать детей в школу. Некоторые соглашались, но среди деревенских было большинство старообрядцев: они косо смотрели на учителей, недоверчиво относились ко всем мероприятиям, которые проводились в школе. Но постепенно таял лед упрямства родителей, наполнялись классы. А вскоре оказалось, что ребятишки сами не стремились к знаниям, учились плохо: сказывалось отрицательное влияние родителей. Материально старались задобрить учителей: несли им масло, яйца (это было заведено в церковно-приходской школе), но потом убедились, что новые учителя взяток не берут. Деревня была оторвана от остального мира. Газет никто не выписывал. Чтобы отправить письмо, его надо было отнести в Большую Соснову. Но события, происходившие где-то в глубине России, эхом донеслись в этот отдаленный уголок. Революция... Гражданская война... Советская республика в огненном кольце. Бывшие ученики Августы Павловны уходили на фронт. Власть в деревне часто меня-лас. Когда хозяевами в дерев не были кулаки, они беспощадно расправлялись с коммунистами и с семьями ушедших в Красную Армию: избивали до полусмерти, расстреливали, по нескольку дней не разрешали хоронить. И теперь Августа Павловна с горечью вспоминает: - Когда, бывало, услышу про очередную расправу, стыжу этих извергов, а им хоть бы что. И мне грозили не раз, побить, но не били. Черной бедой прошли по деревне войска Колчака. Кулаки охотно шли служить в колчаковскую армию, а бедняков и середняков ставили под ружье силой. - А в июле 1919 года при-шли красные сразу стало легче, говорит Августа Павлов-на. - Я все эти тяжелые годы не бросала работу в школе, хоть и трудно, очень трудно приходилось. Было у меня четырех классах восемьдесят человек, и каждому надо было так объяснить, чтобы понял. Но школу оставить не могла: считала немыслимой жизнь без нее... В 1929 году Августа Павловна переезжает в Русский Лем. Здесь новую учительницу встретили очень сердечно, сразу полюбили эту тоненькую женщину с толстой золотистой косой, уложенной на затылке тугим узлом. За что полюбили? Может быть, за то, что учительница не считалась со временем: работала в школе, вела ликбез и краеведческий кружок, а может, за то, что в любую минуту умела дать правильный ответ на «неразрешимый» вопрос. А может, просто за ее мягкий характер, за душевную простоту и приветливость. Шли годы. В деревне резко уменьшилась кулацкая эксплуатация, но от нее еще страдала крестьянская беднота. Выход из создавшегося положения был в претворении жизнь ленинского плана кооперирования. Этот вопрос был решен в декабре 1927 года ХѴ съездом ВКП(6). Об этом Августа Павловна узнала от дочери Нины, которая училась тогда в Оханском педагогическом техникуме. A вскоре ее вызвали в район. После этого она выступает на сельских сходках, ходит по домам, разъясняет преимущество коллективного хозяйства перед единоличным. Она собирала налоги, распространяла Государственный заем, вела учет населения, была единственным организатором и полномочным представителем Советской власти в д. Русский Лем. Все указания из района при ходили в деревню Пермяки, и Августе Павловне приходилось туда добираться верхом на лошади, а иногда и просто пешком. Откуда столько упорства и энергии брала эта хрупкая на вид женщина? Вступать в колхоз она агитировала не только у себя в деревне, но и в Кузнецах, и в Селетках. - в Русском Леме было больше бедноты, и вступать в колхоз соглашались охотнее, а вот в Селетках оказалось труднее. рассказывает Августа Павловна, - Более быстро стали расти колхозы во второй половине 1929 года. Тогда в коллективные хозяйства пошли середняки, которые составляли большинство крестьянства. Помню, первыми в Леме записались Ураков и Сальянков... Да, деревня переживала незабываемые дни. На сходках решали главный вопрос - об объединении крестьян в колхозы, спорили, убеждали колеблющихся. И ни одна деревенская сходка не начиналась без Августы Павловны. С 1930 по 1936 год в ее жизни произошли большие изменения: умер муж, оставив ее с четырьмя детишками. Правда, старшая, Нина, заканчивала пединститут. В эти годы Августа Павловна учительствует в Пермяках, Кузнецах; переезжает в Петропавловск. Здесь она работает в начальной школе, а потом учительницей русского языка и литературы в старших классах. Великая Отечественная вой на... Директор школы В. Н. Турицын ушел на фронт, передав школу В. В. Лымарю, но и тот через несколько дней получил повестку. Он принес Августе Павловне ключ от школы и сказал: -Вот Вам ключ, директорствуйте! И всю войну до конца она работала директором школы, вела уроки литературы и большую общественную работу. Отгремела военная гроза, вернулся бывший директор. Августа Павловна перешла в начальную школу, где проработала еще 11 лет. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в вскоре - орденом Ленина за долголетнюю работу в школе. Сейчас Августа Павловна Селеткова уже одиннадцать лет на заслуженном отдыхе. Выросли ее дети, разлетелись» из родительского дома: старшая, Нина Павловна Вотинцева, работает географом в Б.-Сосновской средней школе. Она заслуженная учительница РСФСР. - Сын, Борис Павлович, бывший летчик, сейчас на пенсии, Руфь Павловна кассир совхоза «Память Ильича», младший сын, Герман, - летчик. Обычная для ее поколения, нелегкая, завидная и счастливая судьба этой женщины. Счастье Августы Павловны я вижу в том, что она ощущала горячее дыхание революции и была непосредственным, активным ее участником. Нина ДРОБИНИНА, ученица 10 класса. с. Петропавловск.
    3 комментария
    48 классов
  • Класс
  • Класс

КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО

Буквально через неделю в нашей стране, опять с претензией на помпу будут отмечать "День памяти жертв политических репрессий", а там уже и до очередной годовщины. Как тут не вспомнить "невинно убиенного" настоятеля Тойкинской церкви Иакова Ваганова, которого в октябре 1918 года конвой отряда братьев Лещевых повел в Петропавловск, за то, что пол полом в церкви был обнаружен тайник с оружием, но так и не довел до места дознания. За месяц до этого на литургии указанный священник призывал Тойкинцев к вооруженному восстанию против Советской власти. Прихожане тойкинской волости своего попа, кстати иначе как Яшкой не называли, а все потому, что годом ранее он в сговор
КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО - 969353386777
  • Класс
  • Класс

ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ

Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала.....
Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской об
ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ - 968976679193
  • Класс
Показать ещё