МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ
Оригинальное название - "Вместе с Партией, Из истории комсомола с. Б-Соснова" из газеты Знамя Труда от 03.09.1965 года.
(Автор рассказывает о первых шагах и вехах комсомола в Большой Соснове, но в настоящее время большее внимание в статье вызывают те обычаи и явления на селе с которыми боролись комсомольцы)
КАЗАНСКИЙ ТРАКТ
Большая Соснова действительно
большое село. До революции и несколько лет после, оно было волостным, славилось шумными новогодними базарами, торговлей
льном и пшеницей, высокой трехпролетной церковью, да еще пересыльной тюрьмой для политических ссыльных и каторжников.
В 1924 году здесь был образован район. В райкоме партии штат из четырех человек - секретарь, зав агитпропом, жекорганизатор и технический секретарь - все посланцы рабочего класса Перми. В райкоме комсомола трое: секретарь, зав. политпросветработой и пионерработник. В соответствии с задачами всей партии они в своей работе взяли курс на социалистическое преобразование деревни.
В хмурый осенний вечер 1924 года в бывшем поповском доме (ныне столовая СПТУ) собрались девять комсомольцев. Это была воссозданная в конце 1923 года организация (первые комсомольцы села с 1919- 20 гг. разлетелись по фронтам гражданской войны ина учебу). Среди собравшихся Леня Сташков. Ира Сальникова, Петя Бажутин, Вася Чесноков, прибывшая из Перми библиотекарь Наташа Кудрявцева и другие.
Обсуждались два вопроса: прием в комсомол и участие комсомольцев в предстоящем праздновании 7-й годовщины Великой Октябрьской революции. Собрание затянулось, но секретарь комсомольской ячейки
Леня Сташков не спешил его заканчивать, а старался получить исчерпывающие ответы на вопросы, волновавшие комсомольцев и молодежь. Их да вали присутствовавшие на собранни секретарь райкома комсомола Гриша Черемин и работник ЦК ВЛКСМ А. Шардаков, очерец по рождению.
Главной, усвоенной в тот вечер комсомольцами мыслью было: учиться, учиться и учиться, выполнять заветы Ленина и разъяснять молодежи политику партии в деревне. Собрание определило обязанности каждого по подготовке к празднику Октября. Ире Сальниковой поручили организовать кружок ликбеза (по ликвидации безграмотности). А. Глазову оформить наглядную агитацию в зале школы. В. Чеснокову и А. Наумову - создать струнный оркестр, Л. Сташкову выпустить первый номер стенгазеты «Юный коммунар».
С поручениями все справились. Правда, хлопотливо было создать струпный оркестр. Но к школьным балалайке и мандолине присоединили свои инструменты бывшие красногвардейцы
В. П. Наумов и Я. Г. Сальников, и в праздник Октября оркестр в составе пяти человек сыграл Интернационал».
Жизнь требовала усиливать политико-массовую и культурно-просветительную работу среди населения, так как в селе властвовали церковные праздники, старые бытовые традиции. Летом праздники с утра отмечались хождением в церковь, а но второй половине дня гуляниями на лугах. Из окрестных мест в день так называемого престольного праздника - Владимирской божьей матери было паломничество в церковь верующих, священнослужителей и разного рода калек. Калеки - больные люди - располагались длинными рядами по обе стороны тракта вблизи церкви, выпрашивая у проходивших милостыню. Часть верующих после официального богослужения в церкви проходила в церковную ограду к могиле «святой Аннушки». Тут брали землю с могилы и лечили, болезни. Таким путем распространялись заразные заболевания. Как подступиться к религиозному засилью? Вспоминается беседа, которую провел с комсомольцами секретарь райкома партии, посланец рабочих Шпагинских мастерских в Перми Н. Герик, впоследствии в 1937 году необоснованно репрессированный. Он говорил:
- Учитесь Записывайтесь слушателями деревенской политшколы передвижки. Мало распевать песню «Долой, долой монахов, долой, долой попов!..» и Надо научно и терпеливо разъяснять вред религиозных обрядов, несостоятельность религиозных толкований о жизни на земле. Беритесь за спортивную работу, за художественную самодеятельность, помогите молодежи скорее ликвидировать не грамотность, и она пойдет за вами.
Эти слова нашли горячий от звук в наших сердцах. Почта все члены начали учиться и окончили партшколу-передвижку. Какая это была радость и волнение после окончания школы выступить перед группой на селения или молодежи с небольшим докладом, беседой!
Автору этих строк было поручено выступить 18 марта 1925 года на базарной площади с докладом о Парижской Коммуне. Хотелось рассказать о коммунарах хорошо, доходчиво, призвать крестьян и молодежь к оказанию помощи борцам революции. Готовился серьезно, не хотел говорить по бумажке, выучил текст на память. Наступил час митинга. Красные флаги, транспаранты, написанные комсомольцами, привлекли к трибуне на площади десятки людей. Подражая старшим товарищам. начинаю говорить очень громко, не в меру жестикулируя (в то время так было принято выступать). И... к концу голос сорвался. А реплика моего старшего брата, стоявшего рядом с трибуной; «Не подать ли воды?, совсем смутила. Пауза. Наконец, тихим-тихим голосом я произнес заключительную здравицу в честь Коминтерна и партии большевиков.
Райком партии и райком комсомола терпеливо помогали комсомольской ячейке готовить молодых агитаторов.
С каждым месяцем накапливался опыт агитационно-массовой работы. К докладам, беседам, к постановкам спектаклей, концертов добавилась новая форма - живая театрализованная газета «Синяя блуза».
CПОРТИВНО MACСОВАЯ РАБОТА началась с футбола, хотя не было для игры да же мяча. Бедняк-сапожник М. Шишов сшил нам по эскизу кожаный мяч. Поставили на базарной площади двое ворот. Играли без каких-либо правил, лишь бы больше мячей забить в ворота противника. Потом зародилась Мысль провести соревнование по легкой атлетике. И вот о дне соревнования расклеены афиши : победивший в беге получит премию пачку папирос «Сафо» и полфунта конфет. В бегах прямо по Казанскому тракту, конечно, без гаревой дорожки участвовали только два комсомольца П. Бажутин и В. Чесноков. Руководил первым соревнованием лично секретарь райкома партии. Сюда пришли многие жители села.
В дальнейшем был построен стадион между школой и церковью, но кто-то подал мысль иметь в селе и сад для молодежи, использовав церковную ограду, где росли большие деревья.
Был проведен целый комплекс мероприятия: беседы, доклады о вреде религиозных обычаев. Райком партии организовал диспут на тему: «Был ли Христос?». На диспут прибыли товарищи из окружкома партии, известный атеист Н. М. Семенов. Верующих представляли протодьякон из кафедрального собора г. Перми и несколько священников. Зал школы не вмещал всех желающих послушать диспут, который закончился поражением теоретиков от бога. Присутствующие крестьяне заметили явную растерянность представителей церкви. Вскоре в окружающие села и деревни были посланы коммунисты и комсомольцы для проведения индивидуальных бесед с верующими и получения от них личного согласия вскрытие «святой могилы Аннушки», на передачу церковного сада молодежи.
Через два года по решению верующих была закрыта и сама церковь. Так - от малого до большого - комсомольцы доводили дело до намеченной цели.
Серьезно комсомольская организация изучала военное дело. Началось с проведения стрельб на охотничьих ружей по тарелкам. Место луга под горой Курмыш, на которой и сейчас стоит над рекой старая- старая сосна. Из собиравшейся сюда молодежи много было желающих пострелять, но не было ружей, да и требовалось вначале изучить оружие. А империалистическое окружение нашей страны постоянно выдвигало задачу подготовки молодежи к активной обороне. И вот организовали ячейку Осоавиахима (ныне ДОСААФ), создали кружок по военно-прикладной гимнастике. С палками вместо ружей учились брать ружье на караул, на плечо, делать повороты на месте, в строю, в движении и даже вести штыковой бой. Были изучены винтовка (к тому времени из Перми прислали 5 винтовок), ее боевые свойства, законы полета пули.
Новый размах политико-воспитательная культурная работа получила с открытием в районе изб-читален, преобразованных потом в библиотеки и клубы. Бюджетом предусматривалось открытие изб-читален при большинстве сельсоветов и в отдельных крупных населенных пунктах. Быстро были найдены помещения, но требовалось много сил, чтобы создать именно здесь центры всей массово-политической культурной работы. Сколько пережито забот и тревог, про ведено бессонных ночей комсомольцами К. Варовой, Старицыной (по мужу Власовой) и другими, прибывшими для работы избачами политпросветотделения по окончании Пермского педагогического техникума. Избач брался за все: за ремонт здания, побелку, за оформление наглядной агитации, за сбор простейшей мебели.
Открыли, украсили избы-читальни, и наступили новые хлопоты. Надо было браться за основную массовую работу, за то, чтобы сделать
избы-читальни притягательным местом для населения. Начали с организации столов справки. Собирали у населения вопросы и вывешивали их крупно написанными в читальне вместе с ответом. О количестве заданных вопросов и выданных справках избачи отчитывались перед районом. Учет справок позволял изучать запросы и настроения крестьян, делать выводы и намечать планы проведения до кладов, бесед на определенные темы. В первое время жители заходили сюда робко. Это были преимущественно бедняки и маломощные середняки, искавшие решения вопросов о наделе землей, о возможности получения семенной и продовольственной ссуды из страхового фонда, о при обретении тягла, о льготах по сельхозналогу. Очень трудно было привлечь сюда женщин и девушек, ведь последним родители не разрешали уходить из дому в вечернее время. В райкоме партии и у комсомольцев возникла мысль: не попробовать ли про вести в Б.-Сосновской избе-читальне красные посиделки для девчат? Пусть сидят, вяжут или прядут в теплом и освещенном помещении. На первые посиделки пришли только четыре девушки. Немногие приходили и на следующие. А ведь сколько было индивидуальных бесед. сделано приглашений! И лишь когда создали при помощи учительницы кружок вышивания, дело с посиделками пошло.
Важное место в работе комсомольских организаций занимали вопросы борьбы со старыми обрядами. Взять свадьбу с венчанием в церкви, крестины. Расходы на них тяжелым бременем ложились на семьи бедняков и середняков. Ехать в церковь полагалось обязательно на лошадях, а если пойдешь пешком засмеют, особенно богачи соседи. На второй день свадьбы требовалось проехать жениху и невесте по селу, развешать на лошади. на кошевках и телегах приданое невесты - скатерти, полотенца, ленты и даже одежду. А где их взять девушке из бедной семьи? Обычно после свадьбы жизнь молодых людей становилась еще беднее.
И комсомольцы решили по примеру городских организаций устроить в Соснове красную свадьбу комсомольца Коли Молодцова. неосвобожденного экономправработника райкома комсомола, приехавшего из Перми. О событии афишировали, к свадьбе готовились. В школьном зале молодых усадили на сцене за стол, покрытый красной скатертью. Речь о свадьбе, как о важном событии, произнес агитпроп райкома партии. Далее пошли поздравления, вручение небольших подарков и все под музыку струнного оркестра. После торжественного гражданского обряда друзья и близкие молодоженов проводили их до дома пешком. В клубе осталась молодежь, слушала небольшой концерт, танцевала, хороводила.
РАССКАЖУ, как помогали комсомольцы главному хозяйственному строительству в деревне.
К середине двадцатых годов среднее крестьянство превратилось в основную производительную силу сельского хозяйства От комсомольцев требовалось вести свое единоличное хозяйство на культурной основе, показывать пример получения высоких урожаев, внедрения новых методов обработки земли. Комсомольцы сел Большая Соснова, Юрково, Б. Корелы, Петропавловска первыми стали применять массовое окучивание картофеля, приобретали сортовые семена вятка». - Создали небольшие комсомольские опытно-показательные участки. За достигнутые успехи комсомольские организации становились участниками районной сельхозвыставки 1926 - 27 гг., впервые организованной и проведенной под руководством райкома партии агрономом райземотдела, ныне персональным пенсионером М. Г. Волгиным.
Значительную работу комсомольцы проводили по охвату потребительской кооперацией широких масс деревни. Как правило, все комсомольцы являлись членами кооперации.
Для того, чтобы обеспечить снабжение хлебом, требовалось провести ряд экстраординарных мер и в числе их - удар по кулакам и спекулянтам, взвинчивавшим цены на хлеб.
Весной 1928 года в районе впервые проводились опытные заготовки хлеба. Партийной организации предстоял серьезный экзамен. Для организации работы из Перми приехала бригада. Началась трудная, кропотливая работа по выявлению хлебных излишков. В ней большую роль сыграли комсомольцы. До собрания населения по вопросу об участии в хлебопоставках многие из нас получили конкретное задание - сагитировать родителей выступить на собрании и заявить о согласии сдать хлеб. Такой почин давал свой результат. К злостным несдатчикам зерна приходилось применять принудительные меры, но таких было немного. К вечеру на сельских улицах можно было видеть, как готовились в крестьянских дворах телеги к отправке мешков с зерном в Оханск, на пристань.
Комсомольские организации активно участвовали в проведении самообложения населения денежным налогом для строительства в деревнях школ и клубов, в размещении крестьянского займа и других хозяйственно-политических кампаниях.
В 1928 году районные организации, выражая волю крестьян, вступивших в льноводческое товарищество, возбудили ходатайство перед окружкомом партии о необходимости постройки в районе льнозавода по переработке льно-тресты. Ряд комсомольцев добровольно изъявили желание участвовать в выявлении ресурсов льнопродукции в соседних Черновском и Очерском районах.
Так комсомольцы села под руководством партийной организации приобрели опыт организаторской работы в массах, который очень
пригодился B более сложной и трудной работе по коллективизации сельского хозяйства, начавшейся в конце 1928 года и охватившей 1929-30 годы. Но об этом - особый разговор
А. ГЛАЗОВ,