КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО Буквально через неделю в нашей стране, опять с претензией на помпу будут отмечать "День памяти жертв политических репрессий", а там уже и до очередной годовщины. Как тут не вспомнить "невинно убиенного" настоятеля Тойкинской церкви Иакова Ваганова, которого в октябре 1918 года конвой отряда братьев Лещевых повел в Петропавловск, за то, что пол полом в церкви был обнаружен тайник с оружием, но так и не довел до места дознания. За месяц до этого на литургии указанный священник призывал Тойкинцев к вооруженному восстанию против Советской власти. Прихожане тойкинской волости своего попа, кстати иначе как Яшкой не называли, а все потому, что годом ранее он в сговоре с лавочниками устроил настоящий террор по отношению к жителям села. Так этот случай описан исследователем Гражданской войны на Урале Нарским И.В. в своем труде ""Десятая власть": В августе 1917 (то есть за два месяца до Отябрьской социалистической революции) по наущению священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы И Ваганова, который так же являлся волостным комиссаром села Тойкино и всей волости, прибывшая в село команда солдат во главе с прапорщиком Борисовым устроила массовую порку Тойкинских крестьян, обвиненных в незаконном изготовлении кумышки - слабого самогона распространённого среди удмуртского населения Вятской губернии. Поданная крестьянами коллективная жалоба Временному правительству Петроград, дает представление о масштабах и садизме экзекуции: "Всего избито более двадцати человек, причем некоторые при этом теряли сознание. Шестерых женщин позорно оголяли и были до их испражнения. Жить страшно. До приезда прапорщика Борисова с отрядом, никаких волнений в Тойкино не было. Просим не принимать таких жестких мер впредь." Эта порка была применена к крестьянам вовсе ни как наказание за пьянство в борьбе за благопристойный образ жизни. Они были наказаны, за то, что не ходили покупать водку в купеческие лавки, не принося им доход, а так же за то, что таким образом укрыли от продотрядов излишки свежего урожая переведя зерно в самогон. Да, да, продотряды и продразвёрстка это вовсе не "дьявольское" изобретение большевиков, а ноу-хау именно Временного правительства.
    4 комментария
    33 класса
    УНКВД. Город Челябинск. Опер-группа. ПРОТОКОЛ ДОПРОСА. 1938 год. Августа месяца. 28 дня. Я, оперуполномоченный Романенко, допрашивал в качестве обвиняемой гражданку Козицину М.М.. Фамилия - Козицина. Имя, отчество- Мария Михайловна. Возраст, год рождения -1898. Происхождение. Откуда родом.- Село Черновское. Черновского района Свердловская область. Место жительства - Город Челябинск, улица Пушкина, дом 35, квартира 10. Розы занятий - Город Челябинск. Госбанк, бухгалтер. Семейное положение - Замужем. Муж Козицин Михаил Васильевич. Арестован органами НКВД в 1937 году. Сын Юрий. 16 лет, Игорь. 14 лет, и Валерий 11 лет. Имущественное положение до и после революции - До революции крест
    4 комментария
    10 классов
    .
    0 комментариев
    1 класс
    ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала..... Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской области .Отец Трефилов Илья Андреевич 18.07.1904 года рождения, мать Анна Александровна 05.11.1900 года рождения. Отец Павла Ильича - Илья Андреевич, был интересной и неординарной личностью и достоин отдельного исследования - участник четырех войн и отец семерых детей, прожил долгую и достойную жизнь. В семье Трефиловых, кроме Павла, было еще четыре сестры: Нина, Валентина, Вера, Евгения,
    1 комментарий
    16 классов
    ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Напечатано в газете Пермские Губернские ведомости №" 48 от 17 июня 1881 года. Село Чистопереволочеое, Оханскаго уѣзда, расположено на лѣвомъ берегу рѣки Сивы (при­токъ р.Камы), въ18-ти верстахъ, вверхъ по теченію рѣки, отъ извѣстнаго торговаго пункта села Черновскаго ,гдѣ сосредоточена обширная хлѣбная торговля. Къ сѣверу находится село Большесосновское въ18-ти верстахъ; къюгу село Шлыковское, так же въ18-ти верстахъ.Такимъ образомъ с.Чистопереволочное служитъ средо­точіемъ между упомянутыми селеніями. Поводомъ къ основанію этого селенія, по увѣренію мѣст­ныхъ сторожилъ, послужило слѣдующее обстоятель­ство. Къ юговостоку отъ села, на разстояніи 2-хъ верстъ, идетъ небольшое возвышеніе, име­нуемое мѣстными обитателями Чекиной горой.Это возвышеніе идетъ полукругомъ на разстоя­ніи отъ 300—400 саженъ, образуя двумя своими отрогами родъ замкнутой котловины. На скло­нѣ этой котловины находилось нѣкогда селеніе, о чемъ свидѣтельствуютъ сохранившіяся до сихъ поръ руины. Жители этого селенія (назва­нія его не сохранилось), вероятно, по недо­статку воды,—на этомъ мѣстѣ нѣтъ воды,—ста­ли переселяться на берегъ р.Сивы, на мѣсто настоящаго селенія. Такимъ образомъ всѣ жители переселились, и старое селеніе, говоря просто­народнымъ языкомъ, было «чистопереволочено». Отсюда село и получило названіе села Чистопереволочнаго. Селеніе представляетъ незначительную группу сгрудившихся деревянныхъ крестьянскихъ по­строекъ, крытыхъ въ зачастую соломою. Только въ послѣднее время нѣкоторые изъ болѣе зажиточ­ныхъ крестьянъ стали строить дома болѣе пра­вильнойа рхитектуры. Въ селеніи находится дере­вянная церковь, небогатая особенно внутри, по­строенная лѣтъ сто тому назадъ (раньше село принадлежало къ Черновскому приходу) и, ветхое деревянное зданіе, въ которомъ помѣщается. В правленіе и такое же ветхое зданіе сельской Управы или «Расправы», въ которомъ теперь помѣщается Земское народное училище, основанное въ 1873 году. Число жителей во всей Чистопереволочной воло­сти, имѣющей два прихода, по статистикѣ ревизскихъ 1773 душъ, всего же насчитается до 2500. Жители селенія всѣ русскіе православнаго вѣро­исповѣданія, хотя въдѣйствительности хромаю­щіе между православіемъ и расколомъ, особенно старухи замѣтно уклоняются отъ обрядовъ право­славной церкви. Это народъ радушный и хлѣбо­сольный, но въ умственномъ отношеніи довольно низкостоящій. Поэтому немало достается пере­волочинамъ отъ различныхъ кулаковъ, которые, какъ чужея дные, высасываютъ кровь ихъ; что бы судить объ этомъ, достаточно привести слѣ­дующіе доводы. Всѣ болѣе выдающіеся кресть­янене мало сожалѣютъ о безграничной простотѣ своихъ собратій вообще, а переволочанъ въ особенности. Вотъ напримѣръ ежегодно крестьяне берутъ усебя въ селѣ кабакъ, на что даютъ приговоръ, Повѣренное лицо, которое обыкновен­но является въ село, что бы выпросить у кресть­янъ такой приговоръ, склоняетъ ихъ тѣмъ, что обѣщаетъ выставитъ міру ведра 2—3 водки— это приблизительно человѣкъ на 100; кромѣ того обѣщаетъ каждому участвующему въ приговорѣ награду въ размѣрѣ 1или 2 рублей. Эта при­манка, такъ ловко поставленная, попадаетъ въ цѣль. Повѣренное лицо, устроивъ такимъ обра­зомъ дѣло, т.е. обезпечивъ себя приговоромъ, отправляется. Межъ тѣмъ поставленные 2—3 ведра водки уже выпиты, да и деньги, выданные каждому, пошли туда же за кабацкую стойку (или прилавокъ).Но этого мало. Широкая нату­ра крестьянина неудовлетворяется: вслѣдъ запо­жертвованными рублями, идутъ такимъ же обра­зомъ деньги и изъ своего кармана. Праздникъ, такъ быстро составленный, оканчивается далеко не эфектнымъ зрѣлищемъ :шумомъ, ругательствами и, нерѣдко, дѣло доходитъ до потасовокъ. Надругой денькрестьянинъ встаетъ съ болью въ головѣ, порядочно измятый и преждевсего шаритъ въ карманѣ, при чемъ съ ужасомъ замѣ­чаетъ, что не достаетъ нѣсколькихъ монетъ, прі­обрѣтенныхъ его тяжелымъ трудомъ.Такъ распоряжаются переволочане съ наплы­вающими къ нимъ благами, тогда какъ другіе сосѣди ихъ получивъвыше упомянутымъ способомъ кушъ рублей въ 200—400 и даже болѣе, всѣе диногласно рѣшаютъ сдѣлать какое нибудь по­лезное для себя дѣло: купить пожарную маши­ну, или уплатить подать, или улучшить что либо въ своемъ сельскомъ хозяйствѣ. Впрочемъ съ открытіемъ въ селѣ училища, можно думать, воз­высится и уровень образованія. Число учащихся состоящихъ въучилищѣ и уже вышедшихъ изъ него довольно значительно, если принять во внима­ніе малочисленность населенія. Школьники охот­но учатся. Исключительное занятіе переволочанъ земледѣліе; занимаются скотоводствомъ и птицеводствомъ; нѣкоторые изъ зажиточныхъ крестьянъ занимают­ся пчеловодствомъ въ незначительной степени. Но это послѣднее полезное занятіе, по недостат­ку хорошаго ухода, стоитъ низко. Система удо­бренія земли здѣсь, какъ и во всѣхъ сосѣднихъ мѣстахъ, трёхпольцая; но почва безъ значитель­наго удобренія навозомъ не можетъ давать удовле­творительныхъ урожаевъ. Этому способствуетъ то, что на значительномъ пространствѣ волости почти совершенно истреблены лѣса. Изъ хлѣб­ныхъ растеній здѣсь сѣютъ: рожь, пшеницу, овесъ, ячмень, гречиху, горохъ; на половину сѣютъ ленъ. Въ урожайные годы хлѣбъ ро­дится въ количествѣ вполнѣ вознаграждающемъ земледѣльца за трудъ; избытокъ мѣстныхъ про­изведеній, какъ-то: ржи, овса, льна, льнянаго сѣмени и т.д. все продается на ближайшихъ рынкахъ. Какъ выше можно-видѣть, Чистопереволочная волость почти не имѣетъ лѣса. Насколько замѣ­чается недостатокъ въ лѣсныхъ матеріалахъ, достаточно сказатьто, что ежегодно выѣзжаютъ изъ Чистопереволочной волости семейства, остав­ляя свое хозяйство, и селятся на починкахъ въ Осинскомъ уѣздѣ, богатомъ лѣсами, которые ихъ главнымъ образомъ привлекаютъ. Ф.Я
    2 комментария
    25 классов
    К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ Статья из газеты "Знамя Труда" от 7 марта 1968 года № 29 "СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА" До середины 1940 годов Селетковская зона относилась к Черновскому району, следовательно заслуженный человек, о котором идет речь в статье имеет прямое отношение к нашему селу. В селе Петропавловск до сих пор помнят и почитают Селеткову А.П., как и в Большой Соснове Смородина И.А., им посвящают стенды в школах, пишут статьи в газетах, называют их фамилиями улицы... В селе Черновское так же были заслуженные и орденоносные учителя, но почему то мы о них не вспоминаем, ушли в забвение, как и не бывало.... СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Дувакина Августа Павловна направляется на работу Сарапульский уезд, в Петропавловскую волость, в деревню Селетки с первого января 1911 года в качестве учителя начальных классов...». Настороженно неуютно встретила деревня молоденькую учительницу, но Августа Павловна не отчаивалась. На другой же день пошла в школу и удивилась: школьников совсем мало, а некоторые из них ростом были выше своей учительницы. В чем же дело, почему школу посещают немногие? Августа Павловна пошла по домам, уговаривала родителей отдать детей в школу. Некоторые соглашались, но среди деревенских было большинство старообрядцев: они косо смотрели на учителей, недоверчиво относились ко всем мероприятиям, которые проводились в школе. Но постепенно таял лед упрямства родителей, наполнялись классы. А вскоре оказалось, что ребятишки сами не стремились к знаниям, учились плохо: сказывалось отрицательное влияние родителей. Материально старались задобрить учителей: несли им масло, яйца (это было заведено в церковно-приходской школе), но потом убедились, что новые учителя взяток не берут. Деревня была оторвана от остального мира. Газет никто не выписывал. Чтобы отправить письмо, его надо было отнести в Большую Соснову. Но события, происходившие где-то в глубине России, эхом донеслись в этот отдаленный уголок. Революция... Гражданская война... Советская республика в огненном кольце. Бывшие ученики Августы Павловны уходили на фронт. Власть в деревне часто меня-лас. Когда хозяевами в дерев не были кулаки, они беспощадно расправлялись с коммунистами и с семьями ушедших в Красную Армию: избивали до полусмерти, расстреливали, по нескольку дней не разрешали хоронить. И теперь Августа Павловна с горечью вспоминает: - Когда, бывало, услышу про очередную расправу, стыжу этих извергов, а им хоть бы что. И мне грозили не раз, побить, но не били. Черной бедой прошли по деревне войска Колчака. Кулаки охотно шли служить в колчаковскую армию, а бедняков и середняков ставили под ружье силой. - А в июле 1919 года при-шли красные сразу стало легче, говорит Августа Павлов-на. - Я все эти тяжелые годы не бросала работу в школе, хоть и трудно, очень трудно приходилось. Было у меня четырех классах восемьдесят человек, и каждому надо было так объяснить, чтобы понял. Но школу оставить не могла: считала немыслимой жизнь без нее... В 1929 году Августа Павловна переезжает в Русский Лем. Здесь новую учительницу встретили очень сердечно, сразу полюбили эту тоненькую женщину с толстой золотистой косой, уложенной на затылке тугим узлом. За что полюбили? Может быть, за то, что учительница не считалась со временем: работала в школе, вела ликбез и краеведческий кружок, а может, за то, что в любую минуту умела дать правильный ответ на «неразрешимый» вопрос. А может, просто за ее мягкий характер, за душевную простоту и приветливость. Шли годы. В деревне резко уменьшилась кулацкая эксплуатация, но от нее еще страдала крестьянская беднота. Выход из создавшегося положения был в претворении жизнь ленинского плана кооперирования. Этот вопрос был решен в декабре 1927 года ХѴ съездом ВКП(6). Об этом Августа Павловна узнала от дочери Нины, которая училась тогда в Оханском педагогическом техникуме. A вскоре ее вызвали в район. После этого она выступает на сельских сходках, ходит по домам, разъясняет преимущество коллективного хозяйства перед единоличным. Она собирала налоги, распространяла Государственный заем, вела учет населения, была единственным организатором и полномочным представителем Советской власти в д. Русский Лем. Все указания из района при ходили в деревню Пермяки, и Августе Павловне приходилось туда добираться верхом на лошади, а иногда и просто пешком. Откуда столько упорства и энергии брала эта хрупкая на вид женщина? Вступать в колхоз она агитировала не только у себя в деревне, но и в Кузнецах, и в Селетках. - в Русском Леме было больше бедноты, и вступать в колхоз соглашались охотнее, а вот в Селетках оказалось труднее. рассказывает Августа Павловна, - Более быстро стали расти колхозы во второй половине 1929 года. Тогда в коллективные хозяйства пошли середняки, которые составляли большинство крестьянства. Помню, первыми в Леме записались Ураков и Сальянков... Да, деревня переживала незабываемые дни. На сходках решали главный вопрос - об объединении крестьян в колхозы, спорили, убеждали колеблющихся. И ни одна деревенская сходка не начиналась без Августы Павловны. С 1930 по 1936 год в ее жизни произошли большие изменения: умер муж, оставив ее с четырьмя детишками. Правда, старшая, Нина, заканчивала пединститут. В эти годы Августа Павловна учительствует в Пермяках, Кузнецах; переезжает в Петропавловск. Здесь она работает в начальной школе, а потом учительницей русского языка и литературы в старших классах. Великая Отечественная вой на... Директор школы В. Н. Турицын ушел на фронт, передав школу В. В. Лымарю, но и тот через несколько дней получил повестку. Он принес Августе Павловне ключ от школы и сказал: -Вот Вам ключ, директорствуйте! И всю войну до конца она работала директором школы, вела уроки литературы и большую общественную работу. Отгремела военная гроза, вернулся бывший директор. Августа Павловна перешла в начальную школу, где проработала еще 11 лет. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в вскоре - орденом Ленина за долголетнюю работу в школе. Сейчас Августа Павловна Селеткова уже одиннадцать лет на заслуженном отдыхе. Выросли ее дети, разлетелись» из родительского дома: старшая, Нина Павловна Вотинцева, работает географом в Б.-Сосновской средней школе. Она заслуженная учительница РСФСР. - Сын, Борис Павлович, бывший летчик, сейчас на пенсии, Руфь Павловна кассир совхоза «Память Ильича», младший сын, Герман, - летчик. Обычная для ее поколения, нелегкая, завидная и счастливая судьба этой женщины. Счастье Августы Павловны я вижу в том, что она ощущала горячее дыхание революции и была непосредственным, активным ее участником. Нина ДРОБИНИНА, ученица 10 класса. с. Петропавловск.
    3 комментария
    47 классов
    МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ Оригинальное название - "Вместе с Партией, Из истории комсомола с. Б-Соснова" из газеты Знамя Труда от 03.09.1965 года. (Автор рассказывает о первых шагах и вехах комсомола в Большой Соснове, но в настоящее время большее внимание в статье вызывают те обычаи и явления на селе с которыми боролись комсомольцы) КАЗАНСКИЙ ТРАКТ Большая Соснова действительно большое село. До революции и несколько лет после, оно было волостным, славилось шумными новогодними базарами, торговлей льном и пшеницей, высокой трехпролетной церковью, да еще пересыльной тюрьмой для политических ссыльных и каторжников. В 1924 году здесь был образован район. В райкоме партии штат из четырех человек - секретарь, зав агитпропом, жекорганизатор и технический секретарь - все посланцы рабочего класса Перми. В райкоме комсомола трое: секретарь, зав. политпросветработой и пионерработник. В соответствии с задачами всей партии они в своей работе взяли курс на социалистическое преобразование деревни. В хмурый осенний вечер 1924 года в бывшем поповском доме (ныне столовая СПТУ) собрались девять комсомольцев. Это была воссозданная в конце 1923 года организация (первые комсомольцы села с 1919- 20 гг. разлетелись по фронтам гражданской войны ина учебу). Среди собравшихся Леня Сташков. Ира Сальникова, Петя Бажутин, Вася Чесноков, прибывшая из Перми библиотекарь Наташа Кудрявцева и другие. Обсуждались два вопроса: прием в комсомол и участие комсомольцев в предстоящем праздновании 7-й годовщины Великой Октябрьской революции. Собрание затянулось, но секретарь комсомольской ячейки Леня Сташков не спешил его заканчивать, а старался получить исчерпывающие ответы на вопросы, волновавшие комсомольцев и молодежь. Их да вали присутствовавшие на собранни секретарь райкома комсомола Гриша Черемин и работник ЦК ВЛКСМ А. Шардаков, очерец по рождению. Главной, усвоенной в тот вечер комсомольцами мыслью было: учиться, учиться и учиться, выполнять заветы Ленина и разъяснять молодежи политику партии в деревне. Собрание определило обязанности каждого по подготовке к празднику Октября. Ире Сальниковой поручили организовать кружок ликбеза (по ликвидации безграмотности). А. Глазову оформить наглядную агитацию в зале школы. В. Чеснокову и А. Наумову - создать струнный оркестр, Л. Сташкову выпустить первый номер стенгазеты «Юный коммунар». С поручениями все справились. Правда, хлопотливо было создать струпный оркестр. Но к школьным балалайке и мандолине присоединили свои инструменты бывшие красногвардейцы В. П. Наумов и Я. Г. Сальников, и в праздник Октября оркестр в составе пяти человек сыграл Интернационал». Жизнь требовала усиливать политико-массовую и культурно-просветительную работу среди населения, так как в селе властвовали церковные праздники, старые бытовые традиции. Летом праздники с утра отмечались хождением в церковь, а но второй половине дня гуляниями на лугах. Из окрестных мест в день так называемого престольного праздника - Владимирской божьей матери было паломничество в церковь верующих, священнослужителей и разного рода калек. Калеки - больные люди - располагались длинными рядами по обе стороны тракта вблизи церкви, выпрашивая у проходивших милостыню. Часть верующих после официального богослужения в церкви проходила в церковную ограду к могиле «святой Аннушки». Тут брали землю с могилы и лечили, болезни. Таким путем распространялись заразные заболевания. Как подступиться к религиозному засилью? Вспоминается беседа, которую провел с комсомольцами секретарь райкома партии, посланец рабочих Шпагинских мастерских в Перми Н. Герик, впоследствии в 1937 году необоснованно репрессированный. Он говорил: - Учитесь Записывайтесь слушателями деревенской политшколы передвижки. Мало распевать песню «Долой, долой монахов, долой, долой попов!..» и Надо научно и терпеливо разъяснять вред религиозных обрядов, несостоятельность религиозных толкований о жизни на земле. Беритесь за спортивную работу, за художественную самодеятельность, помогите молодежи скорее ликвидировать не грамотность, и она пойдет за вами. Эти слова нашли горячий от звук в наших сердцах. Почта все члены начали учиться и окончили партшколу-передвижку. Какая это была радость и волнение после окончания школы выступить перед группой на селения или молодежи с небольшим докладом, беседой! Автору этих строк было поручено выступить 18 марта 1925 года на базарной площади с докладом о Парижской Коммуне. Хотелось рассказать о коммунарах хорошо, доходчиво, призвать крестьян и молодежь к оказанию помощи борцам революции. Готовился серьезно, не хотел говорить по бумажке, выучил текст на память. Наступил час митинга. Красные флаги, транспаранты, написанные комсомольцами, привлекли к трибуне на площади десятки людей. Подражая старшим товарищам. начинаю говорить очень громко, не в меру жестикулируя (в то время так было принято выступать). И... к концу голос сорвался. А реплика моего старшего брата, стоявшего рядом с трибуной; «Не подать ли воды?, совсем смутила. Пауза. Наконец, тихим-тихим голосом я произнес заключительную здравицу в честь Коминтерна и партии большевиков. Райком партии и райком комсомола терпеливо помогали комсомольской ячейке готовить молодых агитаторов. С каждым месяцем накапливался опыт агитационно-массовой работы. К докладам, беседам, к постановкам спектаклей, концертов добавилась новая форма - живая театрализованная газета «Синяя блуза». CПОРТИВНО MACСОВАЯ РАБОТА началась с футбола, хотя не было для игры да же мяча. Бедняк-сапожник М. Шишов сшил нам по эскизу кожаный мяч. Поставили на базарной площади двое ворот. Играли без каких-либо правил, лишь бы больше мячей забить в ворота противника. Потом зародилась Мысль провести соревнование по легкой атлетике. И вот о дне соревнования расклеены афиши : победивший в беге получит премию пачку папирос «Сафо» и полфунта конфет. В бегах прямо по Казанскому тракту, конечно, без гаревой дорожки участвовали только два комсомольца П. Бажутин и В. Чесноков. Руководил первым соревнованием лично секретарь райкома партии. Сюда пришли многие жители села. В дальнейшем был построен стадион между школой и церковью, но кто-то подал мысль иметь в селе и сад для молодежи, использовав церковную ограду, где росли большие деревья. Был проведен целый комплекс мероприятия: беседы, доклады о вреде религиозных обычаев. Райком партии организовал диспут на тему: «Был ли Христос?». На диспут прибыли товарищи из окружкома партии, известный атеист Н. М. Семенов. Верующих представляли протодьякон из кафедрального собора г. Перми и несколько священников. Зал школы не вмещал всех желающих послушать диспут, который закончился поражением теоретиков от бога. Присутствующие крестьяне заметили явную растерянность представителей церкви. Вскоре в окружающие села и деревни были посланы коммунисты и комсомольцы для проведения индивидуальных бесед с верующими и получения от них личного согласия вскрытие «святой могилы Аннушки», на передачу церковного сада молодежи. Через два года по решению верующих была закрыта и сама церковь. Так - от малого до большого - комсомольцы доводили дело до намеченной цели. Серьезно комсомольская организация изучала военное дело. Началось с проведения стрельб на охотничьих ружей по тарелкам. Место луга под горой Курмыш, на которой и сейчас стоит над рекой старая- старая сосна. Из собиравшейся сюда молодежи много было желающих пострелять, но не было ружей, да и требовалось вначале изучить оружие. А империалистическое окружение нашей страны постоянно выдвигало задачу подготовки молодежи к активной обороне. И вот организовали ячейку Осоавиахима (ныне ДОСААФ), создали кружок по военно-прикладной гимнастике. С палками вместо ружей учились брать ружье на караул, на плечо, делать повороты на месте, в строю, в движении и даже вести штыковой бой. Были изучены винтовка (к тому времени из Перми прислали 5 винтовок), ее боевые свойства, законы полета пули. Новый размах политико-воспитательная культурная работа получила с открытием в районе изб-читален, преобразованных потом в библиотеки и клубы. Бюджетом предусматривалось открытие изб-читален при большинстве сельсоветов и в отдельных крупных населенных пунктах. Быстро были найдены помещения, но требовалось много сил, чтобы создать именно здесь центры всей массово-политической культурной работы. Сколько пережито забот и тревог, про ведено бессонных ночей комсомольцами К. Варовой, Старицыной (по мужу Власовой) и другими, прибывшими для работы избачами политпросветотделения по окончании Пермского педагогического техникума. Избач брался за все: за ремонт здания, побелку, за оформление наглядной агитации, за сбор простейшей мебели. Открыли, украсили избы-читальни, и наступили новые хлопоты. Надо было браться за основную массовую работу, за то, чтобы сделать избы-читальни притягательным местом для населения. Начали с организации столов справки. Собирали у населения вопросы и вывешивали их крупно написанными в читальне вместе с ответом. О количестве заданных вопросов и выданных справках избачи отчитывались перед районом. Учет справок позволял изучать запросы и настроения крестьян, делать выводы и намечать планы проведения до кладов, бесед на определенные темы. В первое время жители заходили сюда робко. Это были преимущественно бедняки и маломощные середняки, искавшие решения вопросов о наделе землей, о возможности получения семенной и продовольственной ссуды из страхового фонда, о при обретении тягла, о льготах по сельхозналогу. Очень трудно было привлечь сюда женщин и девушек, ведь последним родители не разрешали уходить из дому в вечернее время. В райкоме партии и у комсомольцев возникла мысль: не попробовать ли про вести в Б.-Сосновской избе-читальне красные посиделки для девчат? Пусть сидят, вяжут или прядут в теплом и освещенном помещении. На первые посиделки пришли только четыре девушки. Немногие приходили и на следующие. А ведь сколько было индивидуальных бесед. сделано приглашений! И лишь когда создали при помощи учительницы кружок вышивания, дело с посиделками пошло. Важное место в работе комсомольских организаций занимали вопросы борьбы со старыми обрядами. Взять свадьбу с венчанием в церкви, крестины. Расходы на них тяжелым бременем ложились на семьи бедняков и середняков. Ехать в церковь полагалось обязательно на лошадях, а если пойдешь пешком засмеют, особенно богачи соседи. На второй день свадьбы требовалось проехать жениху и невесте по селу, развешать на лошади. на кошевках и телегах приданое невесты - скатерти, полотенца, ленты и даже одежду. А где их взять девушке из бедной семьи? Обычно после свадьбы жизнь молодых людей становилась еще беднее. И комсомольцы решили по примеру городских организаций устроить в Соснове красную свадьбу комсомольца Коли Молодцова. неосвобожденного экономправработника райкома комсомола, приехавшего из Перми. О событии афишировали, к свадьбе готовились. В школьном зале молодых усадили на сцене за стол, покрытый красной скатертью. Речь о свадьбе, как о важном событии, произнес агитпроп райкома партии. Далее пошли поздравления, вручение небольших подарков и все под музыку струнного оркестра. После торжественного гражданского обряда друзья и близкие молодоженов проводили их до дома пешком. В клубе осталась молодежь, слушала небольшой концерт, танцевала, хороводила. РАССКАЖУ, как помогали комсомольцы главному хозяйственному строительству в деревне. К середине двадцатых годов среднее крестьянство превратилось в основную производительную силу сельского хозяйства От комсомольцев требовалось вести свое единоличное хозяйство на культурной основе, показывать пример получения высоких урожаев, внедрения новых методов обработки земли. Комсомольцы сел Большая Соснова, Юрково, Б. Корелы, Петропавловска первыми стали применять массовое окучивание картофеля, приобретали сортовые семена вятка». - Создали небольшие комсомольские опытно-показательные участки. За достигнутые успехи комсомольские организации становились участниками районной сельхозвыставки 1926 - 27 гг., впервые организованной и проведенной под руководством райкома партии агрономом райземотдела, ныне персональным пенсионером М. Г. Волгиным. Значительную работу комсомольцы проводили по охвату потребительской кооперацией широких масс деревни. Как правило, все комсомольцы являлись членами кооперации. Для того, чтобы обеспечить снабжение хлебом, требовалось провести ряд экстраординарных мер и в числе их - удар по кулакам и спекулянтам, взвинчивавшим цены на хлеб. Весной 1928 года в районе впервые проводились опытные заготовки хлеба. Партийной организации предстоял серьезный экзамен. Для организации работы из Перми приехала бригада. Началась трудная, кропотливая работа по выявлению хлебных излишков. В ней большую роль сыграли комсомольцы. До собрания населения по вопросу об участии в хлебопоставках многие из нас получили конкретное задание - сагитировать родителей выступить на собрании и заявить о согласии сдать хлеб. Такой почин давал свой результат. К злостным несдатчикам зерна приходилось применять принудительные меры, но таких было немного. К вечеру на сельских улицах можно было видеть, как готовились в крестьянских дворах телеги к отправке мешков с зерном в Оханск, на пристань. Комсомольские организации активно участвовали в проведении самообложения населения денежным налогом для строительства в деревнях школ и клубов, в размещении крестьянского займа и других хозяйственно-политических кампаниях. В 1928 году районные организации, выражая волю крестьян, вступивших в льноводческое товарищество, возбудили ходатайство перед окружкомом партии о необходимости постройки в районе льнозавода по переработке льно-тресты. Ряд комсомольцев добровольно изъявили желание участвовать в выявлении ресурсов льнопродукции в соседних Черновском и Очерском районах. Так комсомольцы села под руководством партийной организации приобрели опыт организаторской работы в массах, который очень пригодился B более сложной и трудной работе по коллективизации сельского хозяйства, начавшейся в конце 1928 года и охватившей 1929-30 годы. Но об этом - особый разговор А. ГЛАЗОВ,
    1 комментарий
    9 классов
    бабе Клаве
    2 комментария
    44 класса
    24.09.2024 года ушла из жизни Ляхина Клавдия Егоровна, долгожитель и старожил д. Лягушино, великая труженица, светлый человек, человек - легенда...........
    1 комментарий
    18 классов
    Новый проект
    1 комментарий
    23 класса

КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО

Буквально через неделю в нашей стране, опять с претензией на помпу будут отмечать "День памяти жертв политических репрессий", а там уже и до очередной годовщины. Как тут не вспомнить "невинно убиенного" настоятеля Тойкинской церкви Иакова Ваганова, которого в октябре 1918 года конвой отряда братьев Лещевых повел в Петропавловск, за то, что пол полом в церкви был обнаружен тайник с оружием, но так и не довел до места дознания. За месяц до этого на литургии указанный священник призывал Тойкинцев к вооруженному восстанию против Советской власти. Прихожане тойкинской волости своего попа, кстати иначе как Яшкой не называли, а все потому, что годом ранее он в сговор
КУМЫШЕЧНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ В ТОЙКИНО - 969353386777
  • Класс
  • Класс

ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ

Вот бывает так - дала Малая Родина стране человека, человек вырос, окреп, уехал и прожил достойную, яркую жизнь, где-то уже в стороне от нее. Давно уж нет деревни, где он босоногий пас гусей, постепенно ушли уже в мир иной одноклассники и другие сельчане, кто знал этого человека. А сам уроженец продолжал жить, о нем писали газеты, снимали телерепортажи, он до последнего был востребован и принимал у себя десятки гостей. И только Малая Родина, находясь в своей ежедневной, бытовой дреме уже ни чего этого не знала.....
Трефилов Павел Ильич , родился 28 декабря 1925 года в деревне Трефилята Басалгинского сельского совета Черновского района Сарапульского округа, Уральской об
ТРЕФИЛОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ - 968976679193
  • Класс

ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Напечатано в газете Пермские Губернские ведомости №" 48 от 17 июня 1881 года.
Село Чистопереволочеое, Оханскаго уѣзда,
расположено на лѣвомъ берегу рѣки Сивы (при­токъ р.Камы), въ18-ти верстахъ, вверхъ по теченію рѣки, отъ извѣстнаго торговаго пункта села Черновскаго ,гдѣ сосредоточена обширная хлѣбная торговля. Къ сѣверу находится село Большесосновское въ18-ти верстахъ; къюгу село Шлыковское, так же въ18-ти верстахъ.Такимъ образомъ с.Чистопереволочное служитъ средо­точіемъ между упомянутыми селеніями. Поводомъ къ основанію этого селенія, по увѣренію мѣст­ныхъ сторожилъ, послужило слѣдующее обстоятель­ство. Къ юговостоку отъ села, на разстоян
ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА - 968891111193
ОПИСАНИЕ СЕЛА ЧИСТОПЕРЕВОЛОКА 2й ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА - 968891111193
  • Класс

К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ

Статья из газеты "Знамя Труда" от 7 марта 1968 года № 29 "СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА"
До середины 1940 годов Селетковская зона относилась к Черновскому району, следовательно заслуженный человек, о котором идет речь в статье имеет прямое отношение к нашему селу.
В селе Петропавловск до сих пор помнят и почитают Селеткову А.П., как и в Большой Соснове Смородина И.А., им посвящают стенды в школах, пишут статьи в газетах, называют их фамилиями улицы... В селе Черновское так же были заслуженные и орденоносные учителя, но почему то мы о них не вспоминаем, ушли в забвение, как и не бывало....
СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА
Дувакина Августа Павловна направляется на работу Сарапульский уезд,
К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ - 968798609177
К ГЛЯДУЩЕМУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ - 968798609177
  • Класс

МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ

Оригинальное название - "Вместе с Партией, Из истории комсомола с. Б-Соснова" из газеты Знамя Труда от 03.09.1965 года.
(Автор рассказывает о первых шагах и вехах комсомола в Большой Соснове, но в настоящее время большее внимание в статье вызывают те обычаи и явления на селе с которыми боролись комсомольцы)
КАЗАНСКИЙ ТРАКТ
Большая Соснова действительно
большое село. До революции и несколько лет после, оно было волостным, славилось шумными новогодними базарами, торговлей
льном и пшеницей, высокой трехпролетной церковью, да еще пересыльной тюрьмой для политических ссыльных и каторжников.
В 1924 году здесь был образован район. В райкоме партии шта
МОЛОДЫЕ СЕЛЬСКИЕ АКТИВИСТЫ И МОГИЛА СВ,АННУШКИ - 968745570073
  • Класс
03:26
баба Клава 3
3 020 просмотров
  • Класс
  • Класс
Показать ещё