Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) проанализировали статистику Минпросвещения и пришли к выводу, что за минувшие восемь лет (с 2016 по 2024 годы) в России в десять раз выросла популярность альтернативного школьного образование.
Всплеск популярности семейного обучения и онлайн-школ пришелся на период коронавируса, однако тенденция сохранилась и после пандемии. Авторы исследования считают, что родителей привлекает возможность индивидуального подхода к обучению ребенка.
Помимо стандартного посещения школы, закон «Об образовании» предусматривает четыре альтернативные формы получения знаний. Это очно-заочное и заочное (ученик числится в школе, но посещает занятия выборочно), а также семейное обучение и самообразование (ребенок не записан ни в какое учебное заведение; он обязан лишь пройти аттестацию, предшествующую сдаче ГИА). Специалисты МГПУ исследовали альтернативное образование в России и обнаружили, что за восемь лет его популярность выросла в десять раз. Если в 2016 году только 17,9 тыс. школьников учились не очно (0,1% от общего числа учеников), то в 2023 году их стало 174,7 тыс. (1%). Данные собирались из открытой статистики федерального Минпросвещения, а также в регионах.
«Мы изучали образовательные сайты, которые предлагают и обучение детей, и сопровождение их учебы вне школы. Вот их основные предложения: индивидуальный подход, обучение маленькими группами по 10–15 человек, сопровождение логопеда и психолога в начальной школе. Можно сделать вывод, что именно этого и не хватает родителям в общеобразовательных учебных заведениях»,— отмечает автор исследования, руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева.
Ведущий эксперт Института образования ВШЭ Татьяна Мерцалова отмечает, что альтернативные форматы, как правило, популярны среди определенных категорий детей — например, спортсменов или музыкантов, которым неудобно посещать стандартную школу. Вторая возможная причина — работа родителей, которым приходится часто переезжать. «Семьи, которые без таких объективных факторов принимают решение учить детей вне школы, чаще всего глубоко погружены в вопросы развития своих детей. Они отправляют их на разнообразные дополнительные занятия и кружки, где есть коллектив, поэтому беспокоиться за недостаток их социализации не стоит»,— считает госпожа Мерцалова. Кроме того, она указывает, что статистика может быть не совсем корректной — например, существует практика, когда частные школы просто не регистрируются как учебное заведение: «В таких школах дети в небольших группах ходят в реальные классы, но сдают аттестации в других местах и значатся как учащиеся на семейной форме».
Ведущий эксперт Института образования ВШЭ Сергей Заир-Бек считает, что чиновники не готовы подробно анализировать статистику альтернативного образования — это очень сложно и дорого. «Предполагаю, что подробный анализ покажет: рост популярности альтернативных форм происходит только в избранных социальных группах с хорошим доходом и из городов. В сельской местности же, скорее всего, альтернативное образование не пользуется популярностью — и о нем могут даже не знать»,— заключает он.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев