по д. Туктагулово. Туймазинский район РБ.
Во-первых, она констатирует факт двусоставности его населения, которое состояло из двух общин – башкир и «башкир из тептярей», приписанных к двум отдельным приходам. Действительно, как указывал А. З. Асфандияров, Туктагулово было основано башкирами-припущенниками Айлинской волости итептярями неизвестного происхождения в вотчинах башкир Канглинской волости. Поскольку в селении не было вотчинников, то в метриках отсутствует такое самоопределение, как «‘асаба-башкурт», поэтому башкиры-припущенники именовали себя просто башкирами на фоне более низких по статусу «башкир из тептярей».
Во-вторых, та часть жителей Туктагулово, которая в ревизских сказках XIX в.значилась кактептяри, в метриках манифестирует себя в качестве «башкир из тептярей». Это говорит о том, что они в большинстве своем были «застарелыми тептярями» из числа этнических башкир, которые после упразднения их сословия пожелали вернуться в лоно родного этноса, тем более, что теперь это не влекло для них никаких дополнительных налоговых нагрузок.
Случаев подобного перехода из категории бобылей и тептярей – даже со всеми вытекающими из этого последствиями фискального порядка было немало. Например, в 1662 г. бобыли д. Бурлы Табынской волости Досмаметко (ДосМухаммед) Кочаков, Ишимко (Ишим) Досмаметев, Ишметко (Иш-Мухаммед) и Юртбагышков Итеевы просили сложить с них бобыльский ясак иналожить «окладной ясак Кипчакской волости с башкирцы», так, как «деды и отцы их и они Кипчакской волости». Как видим, указанные бобыли башкирского происхождения при улучшении своего материального положения вернули свой прежний статус вотчинников, т.е взяли на себя всю пол ноту башкирских повинностей. Нахождение в бобыльском сословии не мешало им сохранять свою в этническую и родовую идентичность как башкир рода Кыпчак. Интересно, что тептяри Туктагулово в течениеXVIII в. дважды выбывали «в башкирский род»: 43 чел. в 1763 г. и 62 чел. в 1794 г. К сожалению, нам неизвестно, к какой башкирской волости они относились. Возможно, в прошлом они были вотчинниками Канглинской волости. Когда же тептярское сословие было упразднено, они поголовно определились как «башкиры из тептярей», что и зафиксировала метрическая книга за 1893 г.
В-третьих, метрическая книга по д. Туктагулово за 1893 г. демонстрирует примечательный пример четкой дифференциации этнического и социально-должностного статусов. Дело в том, что в большинстве метрик эти два измерения накладывались друг на друга. Например, если житель того или иного селения является военным или духовным лицом, то вместо определения «башкир» обычно писалось только «солдат» или «указной имам». На этом основании некоторые авторы сделали скоропалительный вывод о том, что до XX в. национальной идентичности (этничности) у народов России вообще не существовало. Данный концепт очень удачно ложится на лекала «татаризма», утверждающего, что национальности конструировались в недавнем прошлом, особенно в советский период. Следовательно, такой очевидный конструкт, как «татарская нация», имеет одинаковый онтологический статус с другими давно сформировавшимися народами. Отсюда следует вывод, что этнические границы между татарами и башкирами условны, а последние являются теми же татарами в башкирском сословии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев