Сырьянские места благодатные и очень любопытные, собственно, как и все, имеющие в своей истории непростые станицы.
Итак, чем же интересны Сырьяны?
Во-первых, церковным комплексом 18 века. Во-вторых, некоторыми моментами своей истории. В-третьих, великолепными пейзажами. Мы побывали в этих краях летом, и они сразу же в моем рейтинге интересных мест заняли самые достойные позиции. А теперь обо всем подробно.
Сырьяны входят в состав Белохолуницкого района. Когда сворачиваешь с федеральной трассы, ведущей к этому райцентру и далее в Пермскую область, попадаешь в совершенно спокойную атмосферу, свойственную великолепным пейзажам с русскими полями и перелесками. Катишься по практически безлюдной, ранее хорошего качества, да и ныне неплохой, асфальтовой дорожке. Напряженность внимания сама собой исчезает. До того момента, пока не покажется за поворотом прекрасный и одинокий силуэт храма в селе Прокопье. Это Вознесенская церковь середины 18 века.
Очень хорошо храм вписан в ландшафт – видно отовсюду. Немного необычный по своей архитектуре. Ксожалению, не действующий, заброшенный, без признаков восстановления. Смотрится очень крепким по форме сооружением, но вместе с этим довольно изящным. «Толстое» тело храма никак не режет восприятие.
После церкви асфальтовая лента поворачивает в сторону Сырьян, с каждым километром все более радуя картинами природы. Если до этого мы ехали почти по равнинной, прямой местности, то после Прокопья дорога медленным подъемом ведет на высоту. Двигаешься по широкой дамбе среди полей, созерцая великолепные пейзажи. Где-то далеко за ними брезжит ленточка Вятки. Десяток километров, и мы на месте! Никольская церковь (1746-54 гг) видна сразу, поэтому задумываться куда ехать не приходится. Конечно же, прямо к ней!
Впечатления
Первое, что бросилось мне в глаза, подъехав к храму – это декор каменных ворот. Тот фрагмент, который от них остался, настолько великолепен, что как-то непроизвольно разразилась неприятными словами в адрес тех, кто разрушил всю эту красоту. Конечно, не вслух.
Я вообще очень люблю резьбу по камню. Для меня это ремесло практически воплощение высшего умения, мастерства создания красоты на века. А потому так трепетно отношусь к декору каменных архитектурных объектов и в частности, к стилю «вятское барокко». В рамках других стилей таких шедевров не делали. И сейчас - тем более - не делают.
Второе, что восхитило, – это местоположение церкви. Высокий берег Вятки. В досырьянских местах, начиная примерно с Шестаково, река делает живописные и очень частые петли, и только приближаясь к селу дает более-менее ровную дугу, и храм, по идее, должен быть виден со всех речных поворотов.
Никольская церковь внешне в неплохом состоянии.Конечно, ей, как и всем культовым сооружениям, в советские времена досталось немало, но в руины она не превратилась. В отличие от шикарных ворот декорирована неброско. С главками, но без крестов. За храмом следят. Заходишь – чистота, следы обрушений прибраны, мусор выметен, поставлен стол с иконками, церковный календарь, искусственные цветочки... На первом ярусе фресок не сохранилось, на втором лишь несколько в очень плохом виде. Осквернены надписями в стиле подростковых озабоченностей. Что писать - об этом красноречивее меня выразят фото.
Колокольня (1700-1773 гг) отделена от храма. Специалисты считают это уникальным случаем в Кировской области, поскольку обычно эти два объекта соединены и составляют единое целое. В Сырьянах же мы видим церковный комплекс из трех отдельных элементов: каменные ворота (оставшийся фрагмент), храм и колокольня.
Колокольня необычна, больше напоминает башню, нежели звонницу. Пятиярусная каменная белая громадина с миниатюрным, почти секретным входом, будто заточена в ней провинившаяся царская дочка. Конечно же вход мы отыскали, и был велик соблазн подняться вверх. Наверно, виды бы открылись потрясающие. Но остановила хрупкость деревянных перекладин… Может, когда-нибудь в другой раз наберемся смелости, а пока уехали в восторге и от того, что увидели снизу.
Напоследок
Наше пребывание в Сырьянах по времени было ограничено. Хотелось прорватся в ныне несуществующее село Вагино, где сохранилась Троицкая церковь, построенная по проекту Ивана Чарушина, а также заглянуть в село Пантыл, где одиноко разрушается красивая церковь Дмитрия Солунского.
Попытка доехать до Вагино закончилась через несколько километров от Сырьян. «Дорога», ямистая грунтовка, проходит через лес, богатый брусникой и грибами. Пробираясь по многочисленным лужам неопределенной глубины, непросохшим даже в жаркую погоду, мы надеялись победить бездорожье. Но... оно победило нас. Тут я впервые пожалела, что в свое время не приобрели УАЗ Патриот.
Несмотря на то, что Рено Логан прекрасная машина, ее возможностей, к сожалению, здесь не хватило. Мы капитально засели, а потом в лужной грязи потеряли номер. Пока его вылавливали, таксы вывозились в этой самой чаче по самые уши. Пришлось отмывать запасной водой. Ребенок тоже был, мягко говоря, нечист. В общем, получили кучу эмоций - и позитивных, и негативных, и, переваривая это все, развернулись на маячившую башню сырьянской колокольни и попрощались с этими местами. До следующего лета.
На знакомой пылящей гравийке, километрах в 5 от Сырьян, нас ждал сюрприз, как подарок-утешение за «вагинскую неудачу»: почти прямо под колеса из травы вышла птица. Маленький куреныш. С любопытством и азартом выбежали из машины, чтоб рассмотреть это чудо, пока оно не скрылось с глаз. Но оно и не думало это делать. Шагал пернатый вяло, будто сам не знал куда и зачем. Думали, раненый. Осмотрели – цел. Отпустили в траву подальше от дороги. До Пантыла гадали кто б это мог быть, как звать-величать этого красавчика, уж очень эта встреча воодушевила, как и любая редкая удача увидеть представителя дикой природы…
Поскольку в орнитологии не сильны, прибыв домой, бросились сличать наши фото с изображениями полевых птиц. Куреныш был похож на куропатку, на перепела и на коростеля. Почитав особенности, сделали вывод, что это все же безобидный взрослый коростель, который устроен так, что почти ничего не видит днем, зато ночью вкушает все радости жизни. Интересно, что ж его разбудило в солнечный день и вывело на дорогу? Видать, бессонница :)
Как добраться
Из Кирова ехать по трассе на Слободской и Белую Холуницу. Затем повернуть по указателю на Прокопье. После него двигаться от церкви по главной дороге (уводит направо).
Немного истории
Сырьяны основаны как село в середине 16 века, в 1557 г. Не будет преувеличением сказать, что основано волей двух предприимчивых слободских мужиков, поскольку именно они, Ивашка Бакулев да Федька Филиппов, убедили проживавшие здесь семьи удмуртов принять христианство и организовать слободку. Удмурты, подумав, приняли на предложение слобожан и вместе с ними отправились в Москву к Ивану Грозному. Вернулись они с грамотой на основание села и трехлетним освобождением от налогов «в подарок», а так же с грамотой на строительство церкви. Вот так началась история села, названного Сырьяно-Николаевским. Любопытно все же, что ж толкнуло торговцев медом из Слободского организовывать этих удмуртов в село? Неужели то самое освобождение от податей на 3 года?!. Об этом история умалчивает, а факт остается фактом. Причем, очень интересным.
Второй любопытный момент в истории Сырьян связан с тем, что через село в 17 веке прошла ветвь «государевой дороги» - Сибирского тракта.
Приведу несколько ключевых фактов, которые обрисовывают объем ситуации, в которой развивались Сырьяны. Итак…
При Иване Грозном началось присоединение Сибири и активное освоение Приуралья и Западного Урала. В 1587 г был основан Тобольск, ставший впоследствии центром Сибирской губернии. В 1708 году по административной реформе Петра Великого Вятка вошла в ее состав. В 17 в. начинает активно складываться Всероссийский рынок. В рамках этого процесса формируются внутренние торговые связи. Понятно, что на пути из Москвы в Сибирь Вятку было не миновать.
Ветка «государевой дороги» из столицы прошла через Хлынов, Сырьяны на Кай (Кайгородок), Верхотурье, Тобольск и далее в Сибирь.
Конечно, это существенно изменило тихое-мирное существование сырьянских обывателей. Все, как говорится, завертелось-закрутилось: строительство ямской станции, постоялого двора, трактира, шумные ярмарки, новые занятия – ремёсла, промыслы, извоз. Все это в итоге задало совсем новый уклад и темп жизни. Вместе с тем увеличивало доходы местных жителей. И когда они стали на достаточно высоком уровне, сырьянцы начали строительство каменного храма.
И, наконец, третий, удививший меня факт. На строительство Никольской каменной церкви пожертвовал деньги Петр Федорович Чайковский, дед великого русского композитора. В 1795-96 годах он занимал должность городничего Слободского. Средства на сырьянский храм (правда, не знаю личные или казенные и почему именно на эту церковь) выделил немалые - 5000 рублей. Выделил очень кстати, поскольку в это время в Никольском храме полным ходом шли работы по восстановлению после пожара и благоустройству: делали новый иконостас вместо сгоревшего, перестилали белокаменные полы, строили каменную ограду с воротами. Деньги, разумеется, требовались немалые, и местные жители не могли финансово «вытянуть» такой объем работ своими силами. Так что, род Чайковских вписан в историю церкви буквами благодарности.
Информация и фото: kirovkray
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1