Священное Писание 22 февраля: "Бодрствуйте на всякое время и молитесь (ЛК. 21, 36)"
22 февраля, 2025 г.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.
Рядовое:
Евангелие от Луки, 21 глава
ПРОРОЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА И КОНЧИНА ВЕКА
8 <Сказал Господь:> Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. <…>
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА
25 И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
<…>
ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
БОДРСТВОВАНИЕ
34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
За упокой:
Евангелие от Иоанна, 5 глава
ОТЕЦ И СЫН - ЕДИНОСУЩНЫ. ВЛАСТЬ СЫНА
24 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.
ВОСКРЕШЕНИЕ К ЖИЗНИ И ВОСКРЕСЕНИЕ К ОСУЖДЕНИЮ
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТЦА О СЫНЕ
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Рядовое:
1-е послание Коринфянам, 10 глава
ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ВО СЛАВУ БОЖИЮ
23 <Братия!> Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля и что наполняет её.
27 Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести.
Ибо Господня земля и что наполняет её.
За упокой:
1-е послание Фессалоникийцам (Солунянам), 4 глава
УВЕЩАНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ И УЧАСТЬ УМЕРШИХ ВО ХРИСТЕ
13 <Братия!> Не хочу… оставить вас… в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
* <СУД БОЖИЙ>
Преподобный Нил Синайский (+ 450), отшельник, автор аскетических сочинений, ученик святителя Иоанна Златоуста:
«Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь свою язву, потому что это врачевство совета, как общее, подходит и ему, и тебе».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Исаак Сирин Ниневийский (VI в. – VII в.), епископ Ниневийский, отец Церкви, подвижник, автор аскетических творений:
«Вера же дела свои вменяет благодати, потому и не может превозноситься...»
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» («Не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Его, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5, 28-29)
Святитель Кирилл Александрийский (376–444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике, обличитель ереси Нестория:
«Этими словами указывает на время воскресения всех, когда, как написал нам божественный Павел, «Сам Господь в повелении, во гласе архангелове, в трубе Божии снидет с небесе» (1Фес. 4, 16) судить «вселенную в правде» (Пс. 97, 9) и воздать каждому по делам его. Впрочем, повторением того же самого руководствует неопытный ум иудеев к ясному уразумению того, что Он будет совершителем и гораздо больших чудес, чем какое было с расслабленным, и откроется как Судия вселенной. Исцеление одного из болящих благополезно противопоставляя воскресению мертвых, Он показывает большую и досточуднейшую силу, разрушающую смерть и уничтожающую тление всех, и потому совершенно справедливо как о меньшем чуде говорит: «не дивитесь сему». И мы отнюдь не должны думать, что этими словами Он умаляет блеск собственных своих дел или и слушателям повелевает не удостоивать удивления то, чему они справедливо бы стали удивляться, но желает, чтобы пораженные тем чудом (исцелением расслабленного) знали и верили, что доселе мало еще удивление к Нему, ибо Он воздвигает словом и Божественной силой не только болящих от малых недугов, но и самих уже потопленных смертью и пораженных неудержимым тлением. Вот потому-то и говорит, внося это «большее», что «грядет час, в который все сущие в гробах услышат глас Его». Кто словом привел к бытию некогда не сущее, разве не возможет заставить уже сотворенное возвратиться к существованию? Ведь то и другое есть действие одной и той же силы и досточудное в обоих случаях совершается одной властью.
Благополезно присоединяет и то, что «изыдут» из гробов – запятнавшие себя постыдными делами и проводившие дурную жизнь имея подвергнуться нескончаемому наказанию, а отличавшиеся доблестями благоповедения долженствуя в награду получить вечную жизнь. При этом, как мы сказали уже, Он и здесь представляет Себя раздаятелем подобающего каждому возмездия, а вместе с тем и убеждает – одних, из страха потерпеть ужасные наказания, отрекаться от зла и устремляться к желанию более благоразумной жизни, а других, как бы пронзаемых влечением к вечной жизни, – сильнее напрягать свое старание о благах».
(Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.)
Нет комментариев