3 февраля Православная Церковь празднует память иконы Богородицы «Ктиторская»
«Ктиторская» икона находится в алтаре на горнем месте. Об этой иконе существует предание следующее. Когда в Ватопедскую обитель, опустевшую в 830 г., начали собираться прежние насельники, в десятый день августа месяца 862 года арабы, ограбившие остров Митилини, пристали к берегу Афона у древней обители Ватопедской.
До того, как грабители вломились внутрь, юный иеродиакон Савва взял икону Богородицы и спрятал в колодезе под помостом алтаря, затеплив пред образом свечу. Потом он закрыл колодезь мраморною плитою, в уровень с помостом. Арабы расхитили Ватопед, но икону не нашли.
Монахов агаряне увели с собой. Семьдесят лет иеродиакон томился в плену и наконец был выпущен и пришел в Святую Афонскую Гору в свою Ватопедскую обитель. Но братия его не принимали, и говорили – что стар, не может проходить послушания. Он же уверял их, что он сего монастыря монах, и был много лет в плену. Братия же ему не верили. Тогда он их спросил: «А где у вас Ктиторская икона?» Они ему ответили: «Мы не знаем; у нас в обители Ктиторской иконы нет». Он паки спросил их: «А знаете ли – что́ у вас в алтаре есть?» Они ответили – что не знают. Он же им сказал: «А я знаю, что там есть кладезь, а в нем икона Пресвятой Богородицы Ктиторская, которую я сам поставил, и зажег пред нею свечу»; и показал им место.
Когда разломали пол, то воистину нашли кладезь, и в нем икону стоящую, и свечу пред нею горящую. Тогда братия прославили Бога и Божию Матерь. И доднесь свеча та цела: очень толстая и громадная, обложена оловом или серебром; и в настоящее время она постоянно горит, но не уменьшается в объеме, так как иноки сверху подбавляют понемногу воску.
С тех пор каждый понедельник за вечерней, на память счастливого обретения, которое совершилось в понедельник, бывает торжественный молебен Богоматери в соборе, а на следующий день (вторник ) торжественная литургия, также в соборе, с коливом, и за трапезой возносится часть Божией Матери (так называемая Панагия). Такое постоянное празднование, в продолжение 9-ти столетий, свидетельствует истину события, глубоко запечатленного в преданиях обители Ватопедской.
В публикации использованы материалы из книг: митрополит Арсений (Стадницкий) "Дневник: Т. 1", схиигумен Парфений (Агеев) "Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Том 2", А. А. Маркова "Афон и его святыни", епископ Порфирий (Успенский) "История Афона".
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьКтиторская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев