Священное Писание 24 января: "Милость превозносится над судом (Иак. 2, 13)"
24 января, 2025 г.
Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529).
Вечерня (перед утреней) -
Паремии (3) преподобного (приложение).
Утреня -
Преподобного:
Евангелие от Луки, 6 глава
ПРОПОВЕДЬ «НА РОВНОМ МЕСТЕ»: ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ: ГОРЕ!
17 …Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Литургия -
Рядовое:
Евангелие от Марка, 10 глава
БОГАТЫЙ ЮНОША: ОПАСНОСТЬ БОГАТСТВА
23 <Сказал Господь :> …Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28 И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
ТРЕТЬЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИИ
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.
Преподобного:
Евангелие от Матфея, 11 глава
ОТКРОВЕНИЕ БОГА ОТЦА ЧЕРЕЗ СЫНА О ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ
27 Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим;
30 ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.
Рядовое:
Послание Иакова, 1 глава
ИСТИННАЯ ВЕРА. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЛИЦЕПРИЯТИЯ
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Преподобного:
2-е послание Коринфянам, 4 глава
ОПРАВДАНИЕ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАВЛА. СЛУЖЕНИЕ ЧЕСТНОЕ
6 <Братия!> Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
СЛУЖЕНИЕ В ИСПЫТАНИЯХ
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы, живые, непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность* во славу Божию.
* <БЛАГОДАРНОСТЬ>
Преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) (1749–1809), афонский монах, богослов, толкователь канонов:
«Всё, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Антоний (Храповицкий) (1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей:
«…О братие! Тот, кто не любит и не хочет читать слова Божия, тот, видно, мало верит своему спасению, он, видно, и думать не желает о том, что ведь будет конец всем его заботам о наживе и обо всех земных вещах, что придет час, когда душа его выйдет из тела, ради которого он столько трудился, а между тем, вот оно сделается таким же прахом, какой ты выметаешь со двора! О, бедный человек! Какое жалкое безумие тебя ослепляет! Для чего ты отворачиваешься от той радостной вести, написанной в Евангелии, что Господь избавил нас от вечной смерти и обещает нам вечную жизнь?…»
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» («Братие моя, не на лица зряще имeйте вeру Господа нашего Иисуса Христа славы») (Иак. 2, 1)
Святой Беда Достопочтенный (672–735), монах ордена святого Бенедикта в монастыре святого Петра (Уирмат):
«Иаков показывает здесь, что адресаты его письма исполнены верой в Евангелие, но при этом пусты в том, что касается дел».
(О семи Кафолических посланиях.)
«Этот [стих] показывает, что те, кому писал апостол, хотя изобиловали евангельской верой, были, однако, лишены [добрых] дел. Ранее апостол учил их тому, что следует исполнять заповеди Господа о милостыне бедным, поскольку видел, что они поступают наоборот: что следовало делать для бедных, ради вечной награды, то они предпочитали делать для богатых, ради земной выгоды. Поэтому апостол обличает их заслуженно. К тому же, в этом начальном стихе апостол не случайно называет Иисуса Христа нашим Господом славы, чтобы мы помнили: следует больше подчиняться повелениям Того, Кто, будучи сиянием славы (Евр. 1:3), награждает вечной славой за всё, что делается для бедных из любви к Нему, чем угождать людям какого угодно высокого положения, о которых вообще сказано, что всякая плоть – трава, а всякая слава её – как цвет на траве (на траве полевой – Vlg.) (Ис. 40:6)».
(Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.)
Приложение:
Вечерня (перед утреней) -
Паремии преподобного:
Паремия 1
Премудрость Соломона, глава 5
ПРЕМУДРОСТЬ - ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА ВО ВРЕМЕНИ И В ВЕЧНОСТИ. ПРАВЕДНЫЕ И НЕЧЕСТИВЫЕ. СУД. ИХ ВЕЧНАЯ УЧАСТЬ
15 А праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего.
16 Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.
17 Он возьмет всеоружие — ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам;
18 облечется в броню — в правду, и возложит на Себя шлем — нелицеприятный суд;
19 возьмет непобедимый щит — святость;
20 строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев.
21 Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель.
22 И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их;
23 восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их.
24 Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных.
Глава 6
ПРИРОДА ПРЕМУДРОСТИ. УВЕЩАНИЕ ЦАРЯМ
1 Итак слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли!
2 Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами!
ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
3 От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения.
Паремия 2
Премудрость Соломона, 3 глава
ПРЕМУДРОСТЬ - ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА ВО ВРЕМЕНИ И В ВЕЧНОСТИ. ПРАВЕДНЫЕ И НЕЧЕСТИВЫЕ. ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ. НАКАЗАНИЕ
1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,
3 и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире.
4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
5 И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
6 Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
8 Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.
9 Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Паремия 3
Премудрость Соломона, 4 глава
ПРЕМУДРОСТЬ - ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА ВО ВРЕМЕНИ И В ВЕЧНОСТИ. ПРАВЕДНЫЕ И НЕЧЕСТИВЫЕ. ИХ СМЕРТЬ
7 А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое,
8 ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется:
9 мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости.
10 Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен,
11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.
12 Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.
13 Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета;
14 ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том,
15 что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Нет комментариев