10 января Православная Церковь празднует память мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших
Гонение, начатое Диоклетианом в 303 году и длившееся до 311, было самым масштабным за все время существования в Римской империи Церкви Христовой. Целью гонения было: «Nomine Christianorum deleto» — истребление самого имени христианского.
Первый эдикт о гонении на христиан Диоклетиан издал в Никомидии 24 февраля 303 г. В нем было приказано уничтожить все христианские церкви, изъять и сжечь Священные Книги христианские и запретить все богослужебные собрания. Еще накануне была разрушена великолепная церковь в Никомидии, возведенная напротив царского дворца.
Христиан заставляли приносить языческие жертвы. Этой обязанности не избежала и покровительствовавшая христианам жена Диоклетиана Приска, и дочь его Валерия. Один ревностный христианин разорвал вывешенный в Никомидии эдикт против Церкви, и сразу же (24 февраля) был сожжен на костре, это был святой мученик Еветий. В Никомидии был обезглавлен местный епископ святой Анфим, а множество христиан - сожжены. Один епископ в Африке, Феликс Тубизский, когда у него потребовали выдать Библию, чтобы сжечь ее, ответил: «имею, но не отдам». Он был казнен мечом. А епископ Карфагенский Менсурий положил в той базилике, в которой предполагалось произвести обыск, вместо священных книг еретические сочинения.
Вскоре был издан и 2 эдикт (весной 303), который предписывал заключать в темницы предстоятелей Церкви: «тюрьмы... были теперь полны епископов, священников, диаконов, чтецов и заклинателей; места для осужденных за преступление не оставалось», — пишет Евсевий Кесарийский. Затем последовал 3 эдикт (осень 303 г.), направленный непосредственно против клира: «тот из клириков, кто принесет жертву богам, будет освобожден из темницы, а кто не согласится будет убит». Последний 4 эдикт, января-февраля 304 г., был направлен против всех христиан: «всем им, без исключения, приказано приносить жертвы богам».
Наступило страшное время. Один современник писал: «Если бы у меня были сотни уст и железное сердце, я бы все-таки не смог перечислить мучений, испытанных верными». Об ужасах гонения свидетельствует сожжение никомидийской соборной церкви вместе с собравшимися там на празднование Рождества Христова 20 000 верующими. О казнях в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте повествует Лактанций: «даже имея сто уст и язык железный я не смог бы перечислить все мучения, которые переносили христиане... Гвозди тупились и ломались, убийцы уставали и сменяли друг друга». Евсевий добавляет: «В то время и земля действительно плакала, и всеобъемлющее небо, оскверняемое кровью, испускало стоны, и самый даже день от такого дива облачился в одежду скорби».
Несмотря на огромное количество погубленных христиан, римское государство не только не добилось «истребления самого имени христианского», но, наоборот, прославило его в веках.
В Диоклетианово гонение пострадал за Христа знаменитый военноначальник, любимец императора Диоклетиана Георгий (Победоносец). Его мучения произвели такое впечатление в Никомидии, что множество христиан пошло на добровольные мучения. Церковь прославила его, как великомученика. В Никомидии пострадал и другой великомученик, врач Пантелеимон, память о котором так же, как и слава Георгия Победоносца, разошлась по всему миру. В Солуни пострадал начальник города, великомученик Димитрий Мироточец, в Илиополе — великомученица Варвара, в Халкидоне — великомученица Евфимия Всехвальная. И в это тяжелое для Церкви время при дворе императора Диоклетиана уже находился и возрастал Константин, будущий император, прекративший гонения на Церковь, а затем сам принявший христианство.
В публикации использованы материалы из книг и статей: Епископ Афанасий (Евтич) "Святой Царь Константин и Миланский эдикт", А. П. Косов (составитель) "История древней Церкви" и С. С. Куломзина "Две тысячи лет. История православной христианской церкви".
#свято_елисаветинский #сем #20000мучениковНикомедийских
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев