Священное Писание 9 января: "Стефан, исполненный веры и силы (Деян. 6, 8)"
9 января, 2024 г.
Апостола первомученика и архидиа́кона Стефана (34).
Рядовое:
Евангелие от Марка, 11 глава
ВОПРОС О ВЛАСТИ ИИСУСА ХРИСТА
27 <Пришел Иисус> в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: «с небес», — то Он скажет: «почему же вы не поверили ему?»
32 а сказать: «от человеков» — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Первомученика:
Евангелие от Матфея, 21 глава
ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ. КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ
33 <Сказал Господь притчу сию:> был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего».
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его».
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
Рядовое:
Послание к Евреям, 7 глава
ХРИСТОС - ПРЕВЫШЕ ААРОНА. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ХРИСТА ПО ЧИНУ МЕЛХИСЕДЕКА ПЕРЕД ЛЕВИТСКИМ СВЯЩЕНСТВОМ. ВЕЛИЧИЕ СВЯЩЕНСТВА ПО ЧИНУ МЕЛХИСЕДЕКА
1 <Братия!> Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Первомученика:
Деяния апостолов, 6 глава
ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. СВИДЕТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. ПЕРВЫЙ МУЧЕНИК СТЕФАН
8 <В те дни> Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев, и Киринейцев, и Александрийцев, и некоторые из Киликии, и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ, и старейшин, и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестаёт говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела.
7 глава
ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ СТЕФАНА. ВРЕМЕНА ПАТРИАРХОВ
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе».
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живёте.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его по нём, когда ещё был он бездетен.
<…>
ВРЕМЕНА ОТ МОИСЕЯ ДО СОЛОМОНА
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живёт, как говорит пророк:
49 «Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?»
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, —
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию* и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
* <СЛАВА БОЖИЯ>
Схиархимадрит Кирик Афонский (Максимов) (1864-1938), подвижник, духовник, автор аскетических наставлений:
«При заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов; «чадца, ...болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос» (Гал.4:19)!
Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (1845-1913), схиархимандрит, Оптинский старец, духовный писатель, настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря:
«В Священном Писании уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубокий, за вторым – третий и т. п. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших» («глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша [небрегоша] зиждущии, сей бысть во главу угла? от Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею [нашею]») (Мф. 21, 42)
Преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1979), архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия, христианский философ, подвижник, писатель, автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной Церкви»:
«Бог Отец поставил Бога Логоса как фундамент космического устроения; так во всем космосе, так и в каждом отдельном создании и твари. Если это отвергается, то отвергается единственная истинная, божественная логика и вселенной как целого, и каждой твари как единицы. Без этого все тонет в бессмысленности и в необъяснимом людоедском хаосе. Но Своим воплощением, Своим вочеловечением Бог Логос снова становится краеугольным камнемъ вселенной, и каждой твари отдельно. А тем самым и единственной логикой, единственной логичностью их. Это – отъ Господа, не от вас, и поэтому дивно в очах ваших. Даже ваши очи не имеют смелости отрицать это».
(Толкование на Евангелие от Матфея.)
Нет комментариев