Геворг Чмшкян — один из отцов Армянского театра
Родился 7 марта 1837 года в Тифлисе. Окончил Тифлисскую армянскую духовную семинарию Нерсесян и Русское землемерное училище. В 1862 году начал выступать на сцене в Тифлисе. В 1863 году стал организатором, режиссёром и актёром нового армянского профессионального театра в Тифлисе. Труппа театра выступала с гастролями во многих городах Южного Кавказа, где в основном проживали армяне. В 1879 году Чмшкян съездил в Константинополь и пригласил в свою труппу великих Петроса Адамяна, Сирануш и других армянских актёров Константинопольского театра.
Геворг Чмшкян считается основоположником армянского сценического реалистического искусства. Выступал против псевдоисторической армянской драматургии, представленной тогда «Шушаник» и «Варданом» (трагедиями А. Кариняна): "нужно было забыть бесполезные исторические воспоминания, перестать ставить различных Шушаник, заняться современной жизнью армян с её хорошими и плохими сторонами". Во избежания превратного понимания, стоит отметить, что Чмшкян не отрицал роли историко-патриотических пьес в воспитании народа, а лишь отдавал преимущество реалистической драматургии, отражающей современную жизнь. Более того, в репертуаре театра Чмшкяна были исторические пьесы, способные воспитывать патриотические чувства народа, и он сам часто выступал в ролях армянских полководцев. По утверждению Театральной энциклопедии, "в своём творчестве он сочетал романтический пафос с правдивым изображением действительности".
Чмшкян стоял на прогрессивных позициях, пропагандировал на сцене драматургию Шекспира, Мольера, Сундукяна, Гоголя, Островского. Как актёр прославился в пьесах Сундукяна (Пэпо - «Пэпо»), Шекспира (Отелло - «Отелло»), Ф. Шиллера (Карл Моор - «Разбойники») и др. Играл драматические, трагедийные, комедийные и фарсово-водевильные роли. Среди его лучших ролей: Отелло, Шейлок («Отелло», «Венецианский купец» Шекспира), Пэпо («Пэпо» Сундукяна), Кречинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина). Творческая дружба Чмшкяна и Сундукяна способствовала реформированию и развитию армянского театра, усилению реализма на сцене. По утверждению современников, Чмшкян был лучшим исполнителем пьес Сундукяна.
Умер 10 января 1915 года в Петрограде. Признаётся одним из основателей армянского профессионального театра. Первым установил связь между восточноармянскими и западноармянскими театрами, развернул театральную деятельность в восточноармянских провинциях. Занимался переводом русских и французских пьес на армянский язык. Писал водевили, бытовые комедии, драмы («Приглашение на хаш», «Вместо семьи невеста», «В двух семьях»). В своей пьесе «Учительница» (1890) затрагивал тему женского равноправия. Писал статьи, рецензии и воспоминания об армянском театре. Геворг Чмшкян был одним из самых образованных и многосторонних деятелей армянского театра. "Режиссер для труппы то же, что душа для тела", — цитата Чмшкяна, которая по сей день пользуется популярностью в театральном мире.
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев