Амбарцум Лимонджян — величайший армянский композитор
Родился в 1768 году в Константинополе, в бедной семье, переехавшей в столицу империи из Харберда. Вслед за отцом, должен был стать портным, но поступил на службу переписчиком к армянскому архитектору Григору Пальяну. Затем, благодаря вокальным данным, оказывается в доме Ованеса Тюзьяна, где обучается музыкальному искусству. Помимо пения Амбарцум изучает армянскую церковную, греческую и европейскую музыку, в совершенстве овладевает тамбуром. Вскоре сам начинает преподавать, специализируясь в армянском церковном песнопении. Для фиксации мелодии изобретает собственную нотную запись, которая до начала XX века получает широкое распространение сначала в Константинополе, а затем на Южном Кавказе. С её помощью начинают записывать не только церковную музыку, но и национальные городские и народные песни. Стоит также добавить, что Амбарцум Лимонджян был учеником Деде Эфенди, одного из крупнейших османских классических композиторов.
Дальнейшую работу по совершенствованию системы армянской нотописи продолжили другие армянские музыканты, одним из которых был Комитас, который в основном использовал эту систему нотации в своих исследованиях и поездках по изучению армянской народной музыки. Благодаря «нотописи Лимонджяна» тысячи музыкальных произведений Османской империи, в том числе армянских, сохранились до нынешних времён. Лимонджян также сочинил множество турецких музыкальных произведений, которые турки по сей день регулярно исполняют, не подозревая, что их автор армянин.
Скончался 29 июня 1839 года в Константинополе. Похоронен на армянском кладбище Сурб Акоп. Считался главным музыкантом армянской церкви в Константинополе. Изобрёл новую армянскую нотопись, широко применявшуюся на Южном Кавказе в XIX веке, с помощью которой стал первым, кто осуществил нотную запись армянских церковных песнопений (в том числе гимнов — шараканов). Великий музыкальный теоретик, чья система нотации использовалась в качестве основной нотной записи для армянской и турецкой классической музыки до введения в XX веке европейских систем нотации и до сих пор используется Армянской Апостольской Церковью. Был знатоком различных восточных и западных музыкально-теоретических систем, занимался музыкальной просветительской деятельностью и преподаванием.
После начальной школы Амбарцум работал портным, но его любовь к музыке была столь большой, что в детстве он посещал армянские церкви, где получал бесплатные уроки музыки. Сформировавшись как композитор, Лимонджян вскоре приходит к убеждению, что национальная духовная песня при безвкусном исполнении правителей, особенно в трудные времена, подвержена искажениям и чуждым влияниям со стороны окружающей среды, чего необходимо избежать. "Наша церковная музыка, — писал Лимонджян, — возвышенна и прекрасна в своей простоте. Она не нуждается в излишней красоте и непристойному подражанию такому-то певцу, цыгану или еврею, чтобы продемонстрировать красоту своего голоса".
Лимонджян находит выход из сложившейся ситуации и создаёт новую систему армянской нотации. Так, в 1813 году миру стала известна «запись Лимонджяна». Система Лимонджяна во многом способствовала сохранению армянской духовной песни. Иными словами, благодаря ей были сохранены тысячи армянских песен. Она до сих пор сохраняет своё практическое значение, особенно при изучении средневековой музыки. В армянской музыке эта система постепенно вытеснила старую армянскую нотацию, использовавшуюся с XIV века. Новую армянскую нотацию сейчас преподают в Ереванской государственной консерватории, семинарии Геворгяна и других музыкальных учреждениях.
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев