Айкануш Марк — одна из матерей армянского феминизма
Родилась в Константинополе 14 февраля 1884 года. Её отцом был Маркар Топузян, слуга-брокер из Вана. Айкануш посещала начальную и среднюю школу Есаян. Брала уроки армянского языка в течение пяти лет у лингвиста Акопа Гургена. Затем работала помощником учителя в детском доме армянской больницы Сурб Пркич в Едикуле в течение четырёх лет. Её первая статья была опубликована в армяно-турецком периодическом издании «Manzûme-i Efkâr». Благодаря этой статье она получила предложения от таких периодических изданий, как «Pürag», «Hanrakidag», «Püzantion» и «Panaser». Ей не было и двадцати лет, когда она заняла второе место на поэтическом конкурсе газеты «Масис». В 1905 году начала редактировать женский журнал «Цахик». В то время в журнале работали в основном мужчины, поскольку женщин-писателей было мало. Мужчины, писавшие в журнале, использовали женские псевдонимы. Зная о феминистских движениях во Франции, она хотела, чтобы журнал издавался только женщинами и для женщин.
Периодическое издание прекратило своё существование, когда Айкануш переехала с мужем в Смирну. Там она писала статьи на женские темы в местных журналах, таких как «Аршалуйс» и «Аревелк». В 1909 году они вернулись в Константинополь. Марк стала главой Литературной комиссии недавно созданного «Армянского националистического женского союза». Она готовилась открыть в провинции армянские школы и дать образование девочкам. В результате этих усилий число армянских школ в Анатолии увеличилось до 32. В 1919 году начала издавать выходящий раз в две недели феминистский журнал «Հայ Կին» (Армянка).
В 1923 году депутат Стамбула Мухиттин Устюндаг заявил на семинаре «Союза турецких женщин», что "гендерного равенства не существует, поскольку женщины не служат в армии". Хотя на это никто не отреагировал, Марк резко раскритиковала это в ежедневной газете «Hilal-ı Ahmer», написав: "Матери гибнут во время родов, а женщины также служат медсёстрами на полях сражений". Её периодическое издание продолжало выходить 13 лет, до 1932 года, когда оно было закрыто турецким правительством. Таким образом, она была редактор самого длительно издаваемого женского журнала в Османском Турции. Отмечается, что газета была вынуждена закрыться, поскольку её обвинили в поддержке «врагов турок» за поддержку союзников в годы после Первой мировой.
Айкануш выступала против "превращения женщин в мужчин во имя эмансипации". Она заявляла, что "женщины должны работать и добиваться своей экономической свободы", добавив, что "при этом нет необходимости в грубости и разрушении". Она считала, что "любовь в уме". Также отмечала, что "система образования формируется с точки зрения мужчин", и, что "участие женщин в этапе подготовки учебной программы является обязательным". Она считала, что "мужчины и женщины разные, но равны".
Умерла в армянской больнице в Едикуле 7 марта 1966 года. На смертном одре она сказала другу: "Пишите! Всегда пишите для родины, нации и человечества и будьте счастливы вместе с ними!". Похоронена на армянском кладбище Шишли в Стамбуле. На её надгробии написано название её журнала «Հայ Կին». Завещала свою библиотеку и всё своё имущество армянской школе Святого Креста. В 1954 году в Константинополе с большой торжественностью отмечалось пятидесятилетие литературной деятельности Айкануш Марк, в связи с чем были опубликованы её поэтические и публицистические произведения «Айкануш Марк: жизнь и работа». Айкануш Марк, как истинная армянка, усердно боролась за свои идеалы. Несмотря на трудности той эпохи, она смогла добиться признания женского голоса в армянской литературе и обществе, вдохновляя многих женщин и отстаивая их интересы.
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев