Заре Мутафян — выдающийся армянский художник
Родился 15 марта 1907 года в Самсуне. Во время Геноцида всю его семью убивают, а его восьмилетнего оставляют умирать. Своим выживанием он обязан курдскому жестянщику из Малатьи, который забирает его из колонны депортированных. Когда Первая мировая закончилась, его забрал американский приют для сирот на Ближнем Востоке, который затем переехал в Грецию, столкнувшись с растущей опасностью из-за неизбежного прихода к власти Турецкой Республики. Заре желал сделать карьеру скрипача, но в 1923 году итальянские ВВС атаковали Грецию и разбомбили остров Корфу, по ошибке задев детский приют, нанеся многочисленные жертвы. Чтобы избежать дипломатического инцидента с США, Муссолини предложил разместить сотню сирот в Италии, которых приняла армянская католическая конгрегация мхитаристов. Среди этих сирот был Заре. Вынужденный отказаться от игры на скрипке по состоянию здоровья, он обратился к живописи и начал изучать её в Академии Брера в Милане.
В 1937 году переехал в Женеву, затем в Париж. В начале Второй мировой арендовал большую мастерскую на улице Наварин в 9-м округе Парижа, где собиралась столичная армянская интеллигенция. Учитывая ограничения права на собрания, его мастерская часто служила местом культурной деятельности интеллектуалов, переживших геноцид. В первые годы пребывания в Париже он участвовал в нескольких групповых выставках, таких как салоны «Тюильри», «Осенних» и «Независимых». После войны, продолжая участвовать в главных коллективных мероприятиях, увеличил количество индивидуальных выставок в Париже, Марселе и других местах. В 1962 году совершил поездку по США с серией выставок по всей стране, от побережья до побережья: Нью-Йорк, Милуоки, Лос-Анджелес, Фресно. Затем выставился в Бейруте, затем представил в Париже серию картин, посвящённых пятидесятой годовщине геноцида.
В 1967 году получил приглашение выставиться в Ереване. По возвращении организовал множество выставок во Франции и Италии на тему «Армения глазами Мутафяна». Новое приглашение в Армению в 1971 году дало его вдохновению второе дыхание, и в последнее десятилетие его жизни большая часть картин отражает эту «вновь обретённую Родину», которая впоследствии стала темой его последней выставки в Нью-Йорке в 1979 году. На протяжении всей карьеры ему было посвящено множество критических статей, а также монография и сборник текстов. Его последняя индивидуальная выставка во Франции при жизни прошла в престижной обстановке Люксембургской оранжереи под высоким патронажем Сената и была посвящена теме моря, которая всегда его преследовала.
Параллельно с карьерой художника Заре Мутафян писал книги на армянском языке по истории живописи и эстетики. Его тексты об Армении были опубликованы после его смерти в двуязычной франко-армянской книге. Умер 11 мая 1980 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище Баньё в склепе армянских интеллектуалов. Отец известного историка Клода Мутафяна. Некоторые работы Заре Мутафяна хранятся в Национальной галерее Армении. Лауреат многих премий. Автор более 1000 работ. Мастер портрета и пейзажа.
Заре Мутафян старался не затрагивать тему Геноцида в своём творчестве, а в жизни и вовсе максимально её избегал. Стоило ему услышать о турках или Турции, как он начинал злиться. Известно также, что Заре никогда и никому не рассказывал о своём детстве. "В 1977 году я совершил путешествие в Малую Азию, приехал в Самсун, в Унью, то есть в места его детства. Он не хотел, чтобы я говорил с ним об этом, не хотел видеть фотографии. После его смерти я нашёл у него в доме открытку, которую я прислал ему с озера Ван, ныне в Турции. Это была церковь Ахтамар на озере. Фотографию он сохранил, но верхний правый угол был срезан: он не выносил эту печать в виде турецкого флага на обороте самой красивой из армянских церквей", — Клод Мутафян.
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев