В Красной Армии – с 1919 года. Пилотом участвовал в Гражданской войне. В 1929-ом он первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. Одним из первых Водопьянов был удостоен звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев. В 1936-1941 годах возглавлял полеты в Арктику, доставил на льдину членов полярной экспедиции СП-1. Во время Великой Отечественной войны командовал авиадивизией дальней бомбардировочной авиации – участвовал в одном из первых авианалетов на Берлин в августе 1941 года. После войны занимался литературной деятельностью. Умер 11.08.1980 г.
Родился Водопьянов 18 ноября 1899 года в пригородном селе Студенки. В девять лет стал наемным работником - подвозил с карьера камень для строительства. Затем подручным печника и вновь подвозчиком камня - уже на металлургический завод. Он часто видел пролетавшие над домом огромные самолеты «Илья Муромец». Наверное, они и зародили в нем интерес к авиации, переросший в привязанность на всю жизнь. 18-летним парнем Михаил стал добровольцем Красной Армии. Служить поступил в Липецкую авиачасть. На первых порах подвозил бензин к самолетам. Потом стал помогать авиамеханику, изучая причины неисправностей различных систем самолета. А вскоре мог и сам ремонтировать технику, освоив профессии моториста и бортмеханика.
Уехав в Москву, стал бортмехаником летного отряда по борьбе с саранчой. Приметил старый, вышедший из строя учебный самолет. Отремонтировал его, начал выполнять тренировочные полеты и вскоре стал пилотом гражданской авиации. Открыл линию Хабаровск - остров Сахалин. В Каспийском море вел воздушную разведку лежбищ тюленей. Работая в транспортной авиации, летал по маршрутам Москва - Хабаровск, Москва - Ташкент и многим другим.
Зимой 1933 года в испытательном перелете его самолет разбился на Байкале. Водопьянов получил сильнейшее сотрясение мозга, перелом нижней челюсти, рассек надбровные дуги. Медики наложили ему на голову 36 швов. Он мог бы вообще никогда не вернуться в авиацию, если бы не сила воли и настойчивость.
Он не мог не принять участия в деле спасения людей с потерпевшего катастрофу «Челюскина». Водопьянов совершил к месту аварии три полета и вывез десять человек. Неимоверно трудно дались ему эти полеты. На деревянно-полотняном самолетике Р-5 без штурмана и радиста, по тяжелой трассе добирался он до места. Это было уникальное, героическое достижение.
Через несколько лет началась подготовка к полету на Северный полюс. И вновь главное действующее лицо – Водопьянов. Его назначали командиром летного отряда экспедиции, состоящего из нескольких тяжелых самолетов и одного самолета-разведчика. Самолет Водопьянова приледнился 21 мая 1937 года. Весь мир был восхищен этим подвигом.
В том же году Михаила Васильевича избирают депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа. Как депутат он сделал много добрых дел для своих земляков-избирателей. В частности, добился от Наркома здравоохранения выделения средств на приобретение оборудования для построенной в городе больницы НЛМЗ.
С началом войны Михаил Васильевич попросился на фронт, хотя имел тогда бронь как работавший в Полярной авиации. Вскоре была создана авиадивизия дальней авиации, предназначавшаяся для бомбардировки глубоких тылов противника и, в частности, Берлина. С 9 на 10 августа 1941 года дивизия под командованием Водопьянова отправилась в труднейший полет. Десять тяжелых самолетов Пе-8 поднялись с аэродрома в Пушкине под Ленинградом, взяв курс на Берлин. Среди наших самолетов были большие потери, но сам Водопьянов на головной машине долетел до Берлина и удачно отбомбился. И это когда фашистская пропаганда кричала о полной победе в Европе! В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации.
В послевоенное время Водопьянов издает несколько книг, становится членом Союза писателей.
Главной целью жизни Михаила Васильевича было беззаветное служение Отечеству. За заслуги перед трудящимися в августе 1969 года Водопьянову было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев