Внутренняя Жизнь сравнима с путешествием, и подобно ему она требует вдумчивого планирования для того, чтобы избежать бесплодного возвращения к исходной точке. На самом деле, эта предосторожность относится ко всем усилиям, духовным или материальным, поскольку только тогда они будут успешно осуществлены, когда планированию и подготовке было уделено большое внимание. Разница, однако, между мирским и духовным опытом заключается лишь в том, что земной ограничен промежутком времени, в то время как духовный отсчитывается шагами долгого жизненного пути.
Многочисленные обязательства удерживают нас на пути, и среди них есть одно, которое никоим образом нельзя недооценить. Под ним подразумевается наш долг перед другими людьми, осознанный или неосознанный, существующий в одном или другом виде. В долгу мы прежде всего перед родителями, суженными и детьми и более того перед друзьями, соседями и всеми знакомыми, которые вместе взятые образуют круг наших мирских обязательств. Более того, если человек не исполняет свои обязанности добросовестно, его долги начинают обрастать процентами.
Есть такое понятие как «внутренняя справедливость» или «совесть». К сожалению, человек не всегда осознает, как эта справедливость совершает свою мистическую работу, и в один день он может пожалеть, что ему недоставало проницательности. Выполнение этих обязательств чрезвычайно важно не только с человеческой точки зрения, оно необходимо при прохождении Внутреннего Пути; кроме того, оно является первой ступенью на пути к Божественному Осознанию.
Когда человек пробуждается и начинает осознавать полноту Внутренней Жизни, у него проявляется склонность находится в гармонии со всеми людьми, каково бы ни было направление их мышления, верование или интеллектуальный уровень; они поступают как родители, которые, принимая участие в играх своих детей, играют с ними, как будто бы сами были детьми. Внутреннюю Жизнь можно охарактеризовать как осуществление «Небытия» человека: сердце освобождается от самости; в то же самое время оно преисполняется предметом своего идеала. С одной стороны, законам Внутренней Жизни следовать легко, с другой же, чрезвычайно трудно, поскольку эго, постоянно вмешиваясь, создаёт препятствия на пути дальнейшего развития.
Находясь на Внутреннем Пути, человек беседует с каждым на его или её языке, то есть, общается с каждым на его уровне понимания, отвечая улыбкой на улыбку, проливая слезу за слезу, разделяя их радости и боли, наилучшим образом приспосабливая себя к тем условиям, в которых застаёт нас жизнь, проигрывая роли, которые были уготованы нам для представлений на мирской сцене, в то же время испытывая внутри себя трагедии и комедии природы человека. Естественно, поступая подобным образом, мистик покажется загадкой среднему человеку, который не в состоянии по достоинству оценить многосторонние черты такой бескорыстной личности.
Никто не приходит на Землю, чтобы жить на ней вечно. Все мы движемся вперёд. Одни осознают, что иллюзия проходяща, другие покоятся во снах. Тем не менее, оба вида иллюзий1 неизбежно приведут к одной и той же цели. Если это действительно так, то что же может быть настоящей целью странствия по Внутреннему Пути?
Возможно, она состоит в установлении духовного контакта с Богом, в создании своего идеала Бога, к которому можно обращаться. Когда мы называем Бога священными именами, соответствующими его атрибутам, такими, например, как Судья, Всепрощающий, Друг и Возлюбленный, а также многими другими качествами, которые были приняты различными религиями, мы открываем во всех этих предметах медитаций взаимосвязь с Богом, откладывающую глубочайший отпечаток на наше чувствующее сердце. Когда же сердце открывается Божественному Присутствию, вера в Бога становится ощутимой реальностью.
Внутренняя Жизнь заключается в обращении взора как внутрь самого себя, так и наружу. Вот поэтому человек взывает к Богу, Владыке Правосудия, когда мирские разочарования разбивают его надежды. Он обращается к Всепрощающему Богу, когда мучается угрызениями совести. Если человек ещё не постиг цели своего жизненного пути, то, каким бы благочестивым или религиозным он ни был, его жизнь подобна ребёнку, растущему без отца. В то же самое время тот, который раскрывает явь Бога, живущую в самом его сердце, он сам становится живым Богом.
Цель внутренней жизни состоит в том, чтобы тело, ум, сердце и душа жили вместе во всей полноте. Хотя все одарены телом, умом, сердцем и душой, почему же некоторые не живут полной жизнью, не испытали жизненной полноты? Ответ состоит в том, что всякий человек не всегда осознает Божественное Присутствие, которое само по себе является побуждающей силой, переживающей жизнь на всех уровнях сознания, использующей для этого каналы нашего существа.
Поэтому задача Внутреннего Пути заключается в том, чтобы установить в нашей жизни взаимосвязь с Богом. Благодаря этому взаимоотношению нам явится новое божественное понимание. Тот человек, который достиг осознания Бога, мало говорит о своей Внутренней Жизни, в то время как те, которые взирают на всё окружающее с презрением, выражают свои сомнения и опасения в нескончаемых дискуссиях. Для этого случая есть поговорка: когда спотыкаешься о кувшин, один, наполненный водой, не проронит и звука, в то время как другой, пустой кувшин, гремит как барабан.
Внутренний Путь – дорога свободы; из этого, очевидно, следует, что чувства неудовлетворённости, дискомфорта и злобы не должны беспокоить человека на этой стези. Поэтому он делает всё возможное, чтобы освободиться от огорчений, которые оттягивают его назад, не сожалеть о том, что не смог получить выгоду от мирских амбиций, наград и отличий, а также от мук ревности, ненависти, жажды мести и угрызений совести.
Повозка, в которой совершается путешествие, – энергия с двумя полярно противоположными концами: силы воли и мудрости. Эти две полярности должны быть синхронизированы для того, чтобы поддержать абсолютно уравновешенное состояние каждого уровня сознания, иными словами, сохранить равновесие ума и чувства, мысли и поступка, действия и настроенности на духовный лад.
Когда повозка катится по Внутреннему Пути, от путешественника ожидаются щедрые подношения таких драгоценных даров, как совершение вдумчивых поступков и быть примером, вдохновляющим тех, кто остался позади. Помимо этого, путник берет с собой в дорогу запасы энтузиазма. И затем, из уважения к святости путешествия по дороге Внутренней Жизни, он облачается в покровы молчания и прощается, оставляя позади только тёплые и счастливые воспоминания, которые могли бы вдохновлять его собратьев.
Живущий Внутренней Жизнью никогда не одинок, потому что Божественное Присутствие, которое всегда явлено, несёт в себе самом всё то, что в действительности существует. Когда приходит осознание этого духовного парадокса, все неясности исчезают. Только тогда Бог становится представимым как Любовь, Любящий и Возлюбленный. Любя Бога, нам раскрывается в любви, что сами являемся возлюбленными Господа; это же происходит тогда, когда, будучи людьми, мы осознаем, что в одно и то же время мы смертны и божественны.
Хидайят Инайят-Хан
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев