часть 2 Хазрат Инайят Хан.
Учитель не всегда учит простыми словами. У духовного учителя есть тысяча способов. Может быть, что своими молитвами он может направлять ученика, или своими мыслями, чувством, своим сочувствием, так что даже на расстоянии он может направлять его. И поэтому, когда ученик думает, что может научиться только при помощи слов и поучений, практик и упражнений, это большая ошибка.
Для того, чтобы к нему приходили только правильные ученики и правильные люди, суфий, живший в Хайдарабаде, устроил прекрасную штуку. Он нанял угрюмую женщину, которая сидела рядом с его домом, чтобы, когда кто-то приходил увидеть великого учителя, она начинала говорить о нем гадости, какой он злой, какой грубый, нерадивый и ленивый, не было ничего, что бы она не упомянула. В результате из сотни девяносто пять разворачивались и уходили, они не смели приблизиться к нему. Возможно, только пять человек приходило, чтобы составить о нем свое собственное мнение. А учитель радовался, что девяносто пять ушло, ведь того, за чем они приходили, там не было, оно было где-то еще.
Есть другая сторона этого вопроса. Первая вещь, которую учитель делает, это определяет, какова насущная потребность его ученика. Конечно, тот пришел искать истину и получить водительство на пути к Богу, но в то же время, психологической задачей учителя является подумать в первую очередь о насущной потребности ученика, говорит тот о ней или нет. И усилия учителя направлены на то, чтобы устранить эту трудность, потому что он знает, что она станет препятствием на пути ученика. Для души легко идти по духовному пути, потому что именно духовного пути ищет каждая душа. Каждая душа ищет Бога и каждая душа будет идти естественно при условии, что ничто не препятствует ей, так что самая насущная потребность — это устранить любые препятствия. Так что желание может быть удовлетворено, может быть побеждено или может быть устранено. Если оно удовлетворено, тем лучше. Если удовлетворять его неправильно, то его следует победить или устранить, чтобы расчистить путь. Учитель никогда не будет считать, что заботится только о духовном прогрессе ученика, о его достижении Бога, ведь если есть что-то, блокирующее путь ученику, то учителю будет нелегко помочь ему.
Учитель считает основным развить в ученике три качества: углубить сочувствие, показать путь к гармонии и пробудить дух красоты. Можно часто наблюдать, как без обучения некой определенной формуле, не получая никаких определенных уроков по этим трем предметам, душа искреннего ученика растет под руководством правильного учителя подобно ростку, о котором тщательно заботятся и поливают каждый день, каждый месяц, каждый год. И не зная того сам, он начнет демонстрировать эти три качества: постоянно растущее сочувствие, день ото дня увеличивающееся качество гармонизации, а также выражение, понимание и признание красоты во всех ее формах.
Можно спросить, а нет ли движения назад? Ну, иногда есть ощущение того, что идешь назад, подобно тому, как на море корабль может двигаться так, что кажется, будто идет назад, хотя на самом деле идет вперед, еще можно ощутить то же самое, когда едешь верхом на слоне или верблюде. Когда подобное ощущение возникает в жизни некоторых учеников, это только лишь доказательство жизни. Более того, ученик очень часто будет чувствовать, что с момента, как он стал учеником, он обнаруживает в себе гораздо больше недостатков, чем видел раньше. Может и так, но это не значит, что число его недостатков увеличилось, это всего лишь значит, что его глаза открылись шире и ежедневно он видит больше недостатков, чем раньше.
На духовном пути всегда существует большая опасность, которую ученик должен преодолеть: у него может развиться чувство возвышенности, что он знает больше других, что он лучше других. Как только человек думает, что он больше и значительнее, двери знания закрываются. Далее он не будет способен расширять свое знание, потому что автоматически двери его сердца закрылись в момент, когда он сказал: «Я знаю». Духовное знание, знание жизни, так опьяняет, так возвышает, дает такую великую радость, что человек начинает изливать свое знание перед каждым встречным, ведь оно бьёт ключом. Но если в то же время ученик может осознать, что он должен сохранять этот светоч, оберегать его, хранить внутри себя и позволить ему становиться глубже, то его слова станут не нужны, само его присутствие будет озарять людей. Но как только источник начал изливаться, а человек льёт бьющее из него в словах, то, хотя с одной стороны его тщеславие будет удовлетворено, но его энергия истощится. Тот маленький родник, что бил в нём, он излил перед другими и остался без силы. Вот почему истинного ученика учат запасать, сохранять вдохновение и силы. Говорящий не всегда мудр, мудр тот, кто слушает.
Первый период ученичества можно назвать периодом наблюдения, во время которого ученик с уважительным отношением наблюдает всё хорошее и плохое, правильное и неправильное, не выражая никакого мнения на этот счет. И каждый день это открывает ученику новые мысли относительно предмета. Сегодня он думает, что это неправильно, но молчит об этом, завтра он интересуется, как это может быть неправильным. Послезавтра он думает: «Разве это действительно может быть неправильным?», на четвертый день он может подумать, что это не неправильно, а на пятый, что это верно. И он может пройти тот же процесс с тем, что правильно, если только не будет выражать свое мнение в первый день. Только глупцы всегда с готовностью выражают свое мнение, мудрые держат его при себе. Держа его при себе, они делаются мудрее с каждым днем, а выражая свое мнение они постепенно делаются менее мудрыми.
Вторая наиболее важная для ученика вещь — это обучение. А как учиться? Каждое слово, услышанное учеником из уст учителя, является целой священной книгой. Вместо чтения священной книги любой религии от начала до конца он воспринял одно слово учителя, и это то же самое. Медитируя над ним, размышляя о нём, обдумывая его, он превращает это слово в росток, приносящий цветы и плоды. Книга это одно, а живое слово — совсем другое. Возможно, что целая книга может быть написана, вдохновленная одним живым словом учителя. Кроме того, ученик практикует все медитации, данные ему, и посредством этих упражнений он развивает в себе то вдохновение, ту силу, которые и должны быть развиты в нем.
А третий шаг вперед для ученика лежит в проверке вдохновения, силы, которую он получил. Можно спросить, как ее проверить? Жизнь может дать тысячу примеров каждой идее, о которой человек думал. Если он изнутри узнал, что определенная идея правильная или нет, то сама жизнь является примером, показывающим, почему это верно или почему нет. Если человек не становится просветленным, то объяснение можно найти, наблюдая за дождем: он падает на все деревья, но только в соответствии с откликом этих деревьев, они растут при приносят плоды. Солнце светит на все деревья, оно не делает между ними различий, но именно в соответствии с откликом этих деревьев солнцу, они получают пользу от его света. В то же время очень часто мюрид является вдохновением для муршида. Учит не муршид, учит сам Бог. Муршид только средство, и то, как высоко достигает отклик мюрида, настолько сильно он притягивает послание Бога.
Мюрид может вдохновлять, но может и лишать вдохновения. Если нет отклика с его стороны, или есть противостояние или утрата интереса, то вдохновение муршида скрывается, подобно облакам, которые не могут пролиться над пустыней. Пустыня влияет на них, но когда те же облака над лесом, их привлекают деревья и идет дождь.
Атрибуты ученика — это сохранение, вдумчивость, участие, баланс и искренность. Особое внимание следует уделить тому, чтобы во время ученичества не стать учителем, ведь очень часто растущая душа так сильно хочет стать учителем, что еще до окончания периода ученичества становится нетерпеливой. Следует помнить, что все великие учителя человечества, Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Заратустра, были великими учениками; они учились у невинного ребенка, они учились у всех, у каждого человека, кто был рядом. Они учились у каждой ситуации и каждого положения вещей в мире, они понимали и они учились. Именно желание постоянного обучения делает человека учителем, а не желание им стать. Как только человек думает, что «Я типа вроде учитель», он теряет почву под ногами. Потому что есть только один учитель — только Бог является Учителем, а все остальные Его ученики. Мы все учимся у жизни тому, чему она учит нас, а в тот день, когда душа начинает думать, что научилась всему, чему должна, и теперь стала учителем, она весьма сильно ошибается. Величайшие учителя человечества научились у человечества больше, чем научили сами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1