Хазрат Инайят Хан
Возлюбленные Господа, Я милостиво прошу вас принять участие в сегодняшней теме, которой является Цель Жизни.
Что касается главной цели жизни, то есть только одна; что касается внешней цели, то их столько же, сколько людей на свете. Есть только одна цель по той причине, что есть только одна жизнь. Несмотря на множественность ее проявлений, жизнь бывает только одна. Именно в этой мысли мы можем объединиться, именно эта мысль учит настоящей мудрости. Несомненно, главную цель жизни нельзя охватить разом, и поэтому лучше всего человеку преследовать в начале свою цель в жизни, и осуществив свою личную цель, он со временем достигнет осуществления внутренней цели. Когда человек этого не понимает, он думает, что надо чего-то другого достигнуть, поэтому он не осуществляет того, что непосредственно перед ним, и стоит на месте. Тот, кто еще не определился в своей цели, еще не отправился в путь. Поэтому прежде всего человеку необходимо точно для себя определить свою личную цель. Какой бы малой она ни оказалась, если она установлена, то он уже начал идти по жизни.
Мы видим на примере многих людей, что иногда за всю свою жизнь им не удается найти свое призвание, и что из-за этого происходит? В конечном итоге они признают свою жизнь неудачей. Всю свою жизнь они переходят от одного к другому, и, не зная предназначения своей жизни, они мало чего могут достигнуть.
Когда меня кто-нибудь спрашивает: «Почему нет у меня успеха?» — я всегда говорю в ответ: «Потому что вы еще не обрели своей цели». Как только чело-век находит назначение своей жизни, как он начинает чувствовать себя как дома в этом мире. До этого данный свет кажется ему чужим. Как только человек обретает свою дорогу, как он становится успешным: когда ему хочется чего-то достигнуть, все к нему приходит само по себе. Даже если бы весь мир против него поднялся, он бы имел такую силу, что смог бы опереться на свою цель и противостоять всему свету. Когда он идет к своей цели, он обретает такое терпение, что какие-либо не-удачи не способны его сломить. Несомненно, если человек не нашел своего пред-назначения, то он будет идти то к одному, то к другому, и ему будет казаться, что вся жизнь настроена против него. Тогда он начинает находить недостатки в людях, в его окружении, в планетах, в климате, во всем. Поэтому удача, успех принадлежат тому, кто имеет настоящую цель. Когда человек носит одежду, сшитую не по нему, он говорит, что она слишком узка или слишком коротка. Когда же ему удобно в платье, то она ему подходит. Поэтому прежде всего необходимо предоставить каждой душе свободу выбрать свою цель в жизни, и если он чувствует себя комфортно с этой целью, то он может быть уверен, что он на верном пути.
Когда человек вступает на путь, ему необходимо принять во внимание не-сколько факторов. Если ему необходимо развязать узел, а ему подают нож, чтобы его разрезать, то он многое теряет в жизни. Это незначительная вещь, но если человек ее не выполняет, то следует в обратном направлении. Это все равно, что сделать шаг назад. Я привожу вам небольшой пример, но если во всех его делах у человека нет терпения и уверенности идти вперед, то он очень многое теряет. Какую бы малую работу человек ни предпринимал, если он ее осуществляет, то многого добивается. Важно не столько, какую работу человек исполняет, сам факт осуществления придает ему силу.
А теперь мы подойдем к вопросу той цели, которая является целью всякой души: ее можно назвать духовным достижением. Всю жизнь человек может обходиться без неё, однако наступит время, когда он примется ее искать, возможно, себе в этом не признаваясь. Духовное достижение не является только лишь приобретенным знанием, оно является жаждой души, и наступит день в жизни человека, когда потребность души окажется сильнее всякой другой жажды. Несомненно, всякая душа подсознательно стремиться удовлетворить душевную жажду, однако погруженность человека в дела повседневной жизни настолько его занимает, что у него не оказывается времени обратить внимание на потребности души.
Определение духовного достижение можно найти при изучении человеческой природы, поскольку природа эта одна, будь он человеком духовым или материальным. Человек жаждет пяти вещей: жизни, знания, мощи, счастья и покоя. Постоянное томление, которое ощущается в недрах его «я», обращено к одному из этих пяти вещей. Что же человек делает, чтобы утолить свой голод? Чтобы удовлетворить желание жить, он ест, пьет и защищает себя от всех опасностей жизни, и все равно его жажда до конца не удовлетворяется, потому что он может избежать всех опасностей, за исключением одной, которую люди зовут смерть.
Чтобы удовлетворить следующее желание, которое называется мощью, человек делает все, чтобы обрести физическую силу, влияние и высокое положение; он ищет всевозможной силы и всегда сталкивается с разочарованиями, потому что с приобретением мощи десяти степеней ему приходиться тягаться с мощью двадцати степеней. Подумайте о тех великих нациях, чьи военные силы были столь значительны; никто не мог предполагать, что в один миг все они рухнут. Можно было подумать, что уйдут тысячелетия на их падение, столь могущественными они были. Нет необходимости всматриваться в историю, мы были тому свидетелями последние несколько лет; достаточно лишь посмотреть на карту.
Третьим типом жажды оказывается счастье. Человек старается ее утолить, доставляя себя наслаждения, не понимая, что радости этого мира не принесут того счастья, которого в действительности ищет его душа. Усилия человека тщетны. В конечном итоге он приходит к заключению, что все попытки доставить себе удовольствие приносят больше убытков чем пользы. Более того, не может принести удовлетворение то, что не вечно и что по природе своей лишено подлинности.
Теперь мы подойдем к желанию знания: оно предрасполагает человека к ученым занятиям, и на протяжении всей жизни человек может только и делать, что учиться и заниматься, но даже если он прочтет все книги во всех библиотеках, все равно вопрос «почему?» останется. На это «почему?» не могут дать ответа книги, в которых разбираются факты внешней жизни. Прежде всего, недра природы столь глубоки, а ограниченная жизнь человека столь коротка, что он не в состоянии испробовать всех глубин жизни. Да, можно сказать, что один человек по сравнению с другим более учен, но никто не добивается удовлетворения жизни путем изучения внешней стороны жизни.
Затем мы подходим к жажде покоя. Для того, чтобы обрести покой, человек покидает места, которые приносят ему беспокойства. Человек хочет уйти от людей, побывать в тишине и покое. Но человек не готов к этому покою: если бы он отправился в пещеры Гималаев, удалился от всего мира, даже там он бы не нашел покоя.
После этого объяснения пяти аспектов глубочайшей жажды человека, можно прийти к заключению, что все попытки удовлетворить все эти потребности кажутся тщетными. Как же тогда эти желания могут быть удовлетворены? Их можно утолить лишь путем духовного достижения, поскольку лишь оно способно удовлетворить эти пять различных потребностей.
Теперь мы постараемся дать ответ, как посредством духовного достижения можно будет принести удовлетворение этим пяти желаниям. Жажду жить можно утолить, если душа осознает свою вечную жизнь. С духовной точки зрения, смерть существует лишь в концепции, не в действительности. Смертность есть лишь отсутствие у души понимания собственного «я». Если человек всегда думает, что платье ему тождественно, и всю жизнь проводит с этой мыслью, то он посчитает себя умершим, когда платье придет в негодность. Тоже самое человек переживает в жизни. Физическое тело наполняет душу иллюзией, и она себя тогда отождествляет с этим смертным творением. Это все равно, что приравнивать себя со своим одеянием, потеряв который человек будет думать, что он сам себя потерял.
Тем не менее, если человек себя отождествляет со своим телом, и лишь в воображении думает: нет, нет, тело – лишь платье, то это интеллектуальное знание приносит мало пользы. Поэтому во все времена мудрецы занимались медитациями, чтобы предоставить душе возможность осознать свою независимость от физического тела. Как только душа начала ощущать, что жизнь независима от внешних одеяний, то она приобретает уверенность в своей жизни, она уже больше не боится того, что называется смертью. Когда приходит понимание этого феномена, то человек больше не называет смерть смертью, а лишь переменой.
А теперь мы подойдем к идее мощи. Настоящую власть нельзя получить, пытаясь ее добиться. Настоящая мощь заключается в становлении ею. Требуется усилие сделать коренное изменение в себе, а это изменение есть ничто иное как борьба со своим ложным «я», и когда ложное «я» распято, тогда наступает воскресение истинного «Я». Перед глазами мира это распятие воспринимается как отсутствие силы; на самом же деле, всемогущество обретается этим воскресением.
Что качается знания, то у него есть два аспекта. Одно знание приходит путем познания имен и форм этой жизни; его мы называем ученостью. Она не способна утолить голод знания. Она лишь оказывается ступенькой, ведущей к этому желанию, саму жажду она не в состоянии удовлетворить.
Внешнее знание только помогает прийти к внутреннему знанию, однако внутреннее знание сильно отличается от внешнего. Как же тогда его можно обрести? Ему учатся, познавая себя. Человеку открывается, что знание, которого он жаждет, и все, доступное для изучения, оказывается в нем самом. Поэтому чело-век находит в своем «я» нечто вроде вселенной и путем изучения своего «я» он приходит к тому духовному знанию, по которому томится его душа.
А теперь мы подойдем к вопросу счастья. Человек думает: «Если друг мой со мной любезен, тогда я счастлив». Однако таким образом нельзя стать счастливым. В этом ошибка, потому что лишение счастья принуждает человека винить других, считая, что они преграждают им путь к счастью, но на самом деле это не так. Настоящее счастье не приобретается — оно открывается. Человек сам есть счастье. Поэтому он и стремиться к нему. Лишь закрытые двери сердца лишают жизнь человека счастья. Если сердце лишено жизни, то и счастье там не живет. Иногда сердце живет неполной жизнью, живет лишь слегка и ожидает получить жизнь от сердца другого, однако истинная жизнь сердца состоит в том, чтобы жить независимо в своем собственном счастье, а это достигается благодаря духовному достижению. Тот, кто нашел внутри себя мир, может быть как в горной пещере, так и посреди толпы; в любом месте он ощущает покой.
Ныне встает вопрос, как эти пять вещей могут быть достигнуты. Как я говорил, прежде всего необходимо человеку выполнить то, что непосредственно стоит перед ним. Неважно, каким бы малым предмет этот ни являлся. Если человек и дальше идет по жизни, всегда выискивая настоящее, то он обязательно придет к истинному бытию.
Истину обретают благодаря любви к ней. Истина убегает от того, кто бежит от истины. Если же верно противоположное, то истина оказывается ближе то к человеку чем то, что ее лишено. Нет ничего более сокровенного в жизни, чем сама истина, и в любви к истине и в достижении истины человек приходит к той религии, которая является религией всех людей и всех церквей. Тогда не важно, к ка-кой церкви он принадлежит, какую религию исповедует, к какой расе или к какой нации принадлежит; осознавая истину, он становится всем, потому что он стоит со всем. До того, как человек достигнет этой истины, разногласия и разночтения будут стоять перед ним. Как только он эту истину обретет, как уже больше не будет недопониманий. Споры же возникают только между теми людьми, которые учились внешнему знанию. Для обретших истину не имеет значения, из какой страны они происходят, с северного или с южного полюса. Если они осознали истину, то находятся в единстве. Именно эту цель мы должны держать перед собой для того, чтобы объединить разобщенные слои человечества, поскольку истинное счастье человечества заключается в том единстве, которое достигается при вознесении над рамками, разделяющих людей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев