Хазрат Инайят Хан
Часто люди путают два термина интеллект и мудрость; иногда они используют слово интеллект для мудрости, иногда мудрость для интеллекта. На самом деле это два совершенно разных качества. Знание, которое познается посредством знания имен и форм во внешнем мире, принадлежит интеллекту; но есть другой источник знания, и этот источник знания находится внутри человека.
Слова «внутри себя» могут сбить с толку некоторых людей. Они могут подумать, что «внутри себя» означает внутри своего тела; но это потому, что человек не знает себя. Человек имеет очень плохое представление о себе, и это держит его в неведении относительно своего настоящего я. Если бы человек только знал, насколько велико, насколько широко, насколько глубоко, насколько высоко его существо, он бы думал, действовал и чувствовал по-другому; но при всей своей ширине, глубине и высоте, если человек не осознает их, он настолько мал, насколько он сам себя считает.
Сущность молока — масло, сущность цветка — мед, сущность винограда — вино, а сущность жизни — мудрость. Мудрость — это не обязательно знание имен и форм; мудрость — это сумма тех знаний, которые человек получает как изнутри, так и извне. Интеллектуальный человек будет спорить, будет спорить, но очень часто о предмете, который он сам не знает полностью; и часто оказывается, что он делает это именно по той причине, что он не знает предмет полностью. Поверхностно аргументация таких людей заставляет верить, что они знают его, но именно по той причине, что они спорят, очевидно, что они этого не делают. Тому, кто знает, не нужно спорить; он знает; и он настолько удовлетворен этим знанием, что у него нет того голода, который испытывает человек, который спорит.
В природе след мудрости можно найти, изучая инстинкт: среди птиц — искусство вить гнездо, среди рыб — искусство плавать, а также наука, существующая среди животных и птиц, которые знают свое лекарство, когда они больны. В древних традициях Востока существует поверье, что медицину первым узнал медведь. Причина в том, что медведь знал, когда он был болен, куда идти и какую траву или лекарство найти и принять, чтобы добиться исцеления.
То, что мы называем интеллектуальным изучением, — это набор знаний, которые даны человеку как нечто, что нужно изучить, и он думает о них как о чем-то, на что можно положиться; но это не все знания; это лишь ограниченная часть знаний. Есть еще один аспект, который можно извлечь из сущности жизни. То, что называется инстинктом у животных и птиц, у низших созданий, тот же самый инстинкт, когда он развит у человека, становится интуицией. Неправда, как говорят некоторые психологи, что все, что знает ребенок, он усвоил, будь то благоприятное или неблагоприятное отношение, будь то хорошие манеры или плохие манеры. Если бы двух детей разных родителей или разных рас воспитывали без специального обучения, можно было бы обнаружить, что каждый из них проявлял бы разные манеры и наклонности. Если бы кто-то подумал, сколько человек учится из внешнего мира и сколько он учится изнутри, не было бы преувеличением сказать, что девяносто девять процентов человек учится изнутри и один процент извне — если это так. Не внешнее обучение заставляет человека стать действительно великим человеком или личностью в мире; именно внутреннее обучение помогает ему стать таким. Это вовсе не означает, что внешнее обучение не требуется, внешнее обучение как средство выражения в лучшей форме того обучения, которое человек получает изнутри; однако, если кто-то когда-либо чему-то научился, то он научился этому изнутри.
Интеллект, в каждой фазе своего развития, является шагом к познанию истины, и поэтому интеллектуальная деятельность не должна осуждаться как недостойное средство достижения истины. Тем не менее, самонадеянно со стороны человека пытаться оценить истину посредством интеллекта. Интеллект - это форма, которая формируется всем, что мы узнали и пережили, и через эту форму работает интеллект; интеллект - это качество знания.
Интеллектуальное знание во многом связано с мозгом, в то время как мудрость исходит из сердца. В мудрости работают и голова, и сердце. Можно назвать мозг вместилищем интеллекта, а сердце — престолом мудрости; но на самом деле они не находятся ни в мозге, ни в сердце. Мудрость можно назвать духовным знанием, но лучшим определением мудрости будет совершенное знание, знание жизни внутри и снаружи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев