Ерванд Кочар – один из выдающихся художников 20 века
Родился 15 июня 1899 года в Тбилиси, отец выходец из Шуши. В 1906-18 годах учился в Нерсисянновской семинарии, одновременно посещал школу живописи и скульптуры при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств, в классе Егише Тадевосяна. В 1918-19 годах обучался в Государственных свободных художественных мастерских в Москве, в классе Петра Кончаловского.
В 1921-36 годах жил в Париже. За 13 лет пребывания за границей участвовал в многочисленных выставках. Организовал 5 персональных выставок, удостаиваясь высоких искусствоведческих отзывов. Во Франции создал новый вид художественно-пластической выразительности «Живопись в пространстве», которое включает время, как дополнительное четвёртое измерение. Формировал новый язык искусства совместно с Пикассо, Матиссом, Браком, Леже и Кирико.
В 1936 году, на пике творческой славы, будучи одним из лучших художников Европы, Кочар, к всеобщему удивлению, возвращается на Родину, нисколько не сомневаясь, что покидает Париж навсегда. Но тут его обвиняет в формализме, что в то время считалось синонимом «врага народа». Уж очень «армянский европеец» не вписывался в советские рамки. Его начинают травить, его имя не включают в справочники, убирают из исследовательских трудов.
Его первая персональная выставка состоялась в 1965 году, лишь через 30 лет после возвращения в Армению. Запреты, тюремное заключение, изоляция, повлияли на его творчество, но в этом случае, видимо, сработал закон противодействия. Свою роль сыграла и «хрущёвская оттепель».
В эти годы были созданы полотна «Экстаз» (1960), «Ужасы войны» (1962), монументальные скульптуры «Орел Звартноца» (1955), «Меланхолия» (1959), «Муза кибернетики» (1972), «Вардан Мамиконян» (1975), ставший символом Еревана «Давид Сасунский» (1959), пространственные картины и другие шедевры. Творчество Ерванда Кочара — важнейшая веха не только в искусстве Армении, но и во всем европейском искусстве ХХ века. Сегодня его произведения украшают стены музеев и галерей многих стран, в том числе Лувра, музеев Манчестера, Лондона.
Символ Еревана – «Давид Сасунский» - памятник на все времена, символ бессмертия народа. Наверное, его одного было бы достаточно, чтобы имя Ерванда Кочара вошло в число крупнейших творцов эпохи. «Я долго вынашивал его образ и ждал, когда смогу создать его. И вот мне как-то позвонили и предложили изваять скульптуру. Было это в 1939 году, когда решили отметить тысячелетие народного эпоса о Давиде Сасунском. Десять веков было в запасе, а мне предложили, когда до юбилея оставалось полтора месяца», - рассказывал мастер.
Скончался 22 января 1979 года в Ереване. Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса. Именем Ерванда Кочара в Ереване названа улица. В 1984 году в Ереване открылся Дом-музей Ерванда Кочара (проспект Маштоца, 39/12), который представляет весь творческий путь художника. Только в музее Е. Кочара и в Центре Помпиду можно увидеть работы из серии «Пространственная живопись». Народный художник Армении (1965), Народный художник СССР (1976).
В 1999 году ЮНЕСКО отметило столетие Кочара как одну из «выдающихся дат» в мировом искусстве. В 2010 году Союз художников Армении открыл выставку, посвященную творческому наследию Ерванда Кочара, приуроченную к 110-летию со дня рождения художника.
— Вы очень странный человек, мсье Кочар, — говорил ему домохозяин мсье Доре. — Вот уже несколько месяцев не платите за квартиру, денег, значит, нет, денег нет, а вы поёте.
— Да, да,— отвечал тот, не растерявшись.— Мы, армяне, такой народ. Особенно любим петь в двух случаях, когда радостно и когда грустно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1