Но является ли справедливость, основанная на равенстве душ и честной взаимосвязи с ближним, западной концепцией или изобретением? Отнюдь! В Бхагавад-гите Господь Кришна неоднократно провозглашает ту же самую идею справедливости — равенство всех душ и справедливое отношение к каждой душе.
Например, «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его» [4.11]
Повторяя слова Кришны в 4.11, ятха ... татха эва, #БхактивинодаТхакур в своей знаменитом бхаджане «Гурудев» молится своему духовному учителю: сакале саммана корите сакати дехо натха ятхаятха — «О господин, дай мне силы уважать всех, как они того заслуживают».
В действительности, равенство душ является главной темой Бхагавад-гиты. Как и в западной философии политики и морали, равенство является основой учения Самого Кришны о справедливости.
Вот пример того, что говорит Кришна о равенстве:
«Поистине, мудрый человек одинаково смотрит на всех живых существ» [5.18].
«Сосредоточить ум на равенстве означает победить материальную жизнь. Находиться в равенстве значит находиться на духовной платформе» [5.19].
«Высший йог сострадает всем душам» [6.32].
«Видеть истину значит видеть Кришну во всех существах» [13.28].
«Видя Кришну одинаково во всем, человек не вредит себе» [13.29].
«Равно относясь ко всем существам, человек достигает наивысшей преданности» [18.54].
Кроме того, сам Кришна являет собой идеальный пример справедливости, основанный на справедливом отношении ко всем душам. Таким образом, Он видит и относится ко всем одинаково и справедливо, в совершенном взаимоотношении и справедливости [4.11, 9.29, 13.28].
Кришна требует справедливости от земных лидеров и даже приходит в этот мир, чтобы восстановить справедливость, когда она ослабевает [4.7—8]. Не будем забывать, что дхарма — это основной санскритский термин для справедливости, и Кришна приходит, дабы восстановить дхарму.
Кришна учит справедливости еще одним важным способом — честно вознаграждая добродетель того, кто не поклоняется Ему. Чтобы понять этот принцип справедливости в отрешенности, давайте рассмотрим известный пример из западной философии. В диалоге Платона, называемом «Эвтифрон», Сократ задает блестящий вопрос самодовольному и лицемерному Эвтифрону:
«Любят ли боги добрые поступки, потому что они хороши. Или они хороши, потому что боги любят их?» [Эвтифрон, 10a].
Существует давняя традиция постановки монотеистической версии этого вопроса: любит ли Бог добро, потому что оно хорошо? Другими словами, налагает ли Бог свои прихоти и личный вкус на людей, или Он — справедливое, рациональное существо, которое дает каждой душе то, что она заслуживает, согласно объективным стандартам добра и зла?
Кришна подчеркивает в Гите, что верно последнее: Он равен и справедлив ко всем душам, справедливо относясь к каждому из них.
В «Бхагавад-гите» мы видим беспристрастную справедливость Кришны в действии. Он утверждает, что, если человек не поклоняется Ему, но все же в обычном смысле поступает благоразумно, то Кришна вознаградит этого человека. Вот доказательства:
Люди в гуне благости поклоняются полубогам [17.4]. Те, кто пребывает в гуне благости поднимаются на высшие планеты [14.18]. Благость проявляется в счастье [14.9]. Благость рождает счастье [14.17]. Поскольку благость сравнительно чистая, просвещающая и свободная от болезни [14.6].
Таким образом, Кришна учит с совершенной беспристрастной справедливостью, что те, кто поклоняются полубогам, но действуют добродетельно, получают земное счастье, мудрость и возвышение.
Подобным образом, Кришна вознаграждает даже имперсоналистов, которые изначально не признают Его верховную личность. [12.1—5] Арджуна спрашивает Кришну, кого нужно считать величайшим йогом? Того, кто поклоняется Кришне как Личности, или того, кто посвящает себя безличной истине? Кришна отвечает, что величайшие йоги персоналисты. Но имперсоналисты тоже, несмотря на все сопутствующие страдания, которые они на себя принимают, в конечном итоге достигают Кришны, если посвящают себя благу всех существ.
#ШрилаПрабхупада #БхагавадГита #ШримадБхагаватам #ШриИшопанишад #веды #вайшнава #гуру #шикша #према #садхана #бхаджан #адхикар #Радха #Кришна #КришнаВерховнаяЛичностьБога #ЧайтаньяЧаритамрита #ХареКришна #бхактийога #ИСККОН #ISKCON
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев