Если человек не может признать, что духовный учитель — это личное проявление Верховной Личности Бога, он не сможет воспевать Святое имя Господа.
Кришна является в облике духовного учителя, чтобы вернуть к Себе обусловленные души. Если живое существо серьезно, Кришна действует через посредство духовного учителя, чтобы лично призвать такую душу и вернуть ее домой. Это руководство чрезвычайно важно в процессе преданного служения. Наше воспевание не возымеет великой силы при недостатке веры. У нас может быть какой угодно хороший учитель, но если мы плохие ученики, результата не будет. Однако, если мы искренни, Кришна через систему парампары придет к нам на помощь.
Трудно иметь правильные желания и понимание без должного общения, поэтому важную роль играет здесь квалификация как учителя, так и ученика. Авторитетный учитель передает послание огромной силы, но слушатель, чтобы получить благо, должен обладать способностью принимать его. Врач может прописать сильнодействующее лекарство, но ответственность за прием этого лекарства лежит все же на пациенте. Мы не сможем хоть сколько-нибудь продвинуться, если не обладаем достаточной искренностью и если не следуем предписаниям. Оба аспекта важны. Если у человека недостаточно веры, и если он не имеет должного руководства, то и повторяя Святые имена, он не получит ожидаемого эффекта. Это не механический процесс.
Если мы не понимаем, что это Сам Кришна устраивает все в нашей жизни, соответственно глубине нашего предания себя Ему, наше пение и повторение будут полны оскорблений, и далеко мы не продвинемся. Именно Кришна устраивает все для каждого живого существа соответственно желанию каждой личности предаться, а также соответственно тому, что каждый из нас оставляет про себя. Уж Кришна знает, Его не обманешь. Мало того, Господь хочет видеть, как мы пользуемся тем, что Он уже нам дал. Часто мы объявляем владельцами всего, что дал нам Кришна, себя. Однако когда мы придем к необходимости заявить о своей преданности одному только Кришне и о своем желании не отвлекаться более ни на что, мы сможем стать для Кришны всем и Кришна станет всем для нас. Он отдаст нам Самого Себя.
Чтобы научить нас служить Себе, Верховная Личность Бога является в облике духовного учителя.
Раньше мы упоминали о том, что духовный учитель — это своего рода дверь и мы стараемся попасть туда, за эту дверь. Духовный учитель — это тренер, который обучает нас, чтобы мы могли попасть за дверь. Как и любую другую задачу, эту задачу трудно исполнить без надлежащего руководства, а надлежащее руководство исходит как раз от авторитетного духовного учителя. Именно по этой причине Кришна, когда нисходит на землю, всегда принимает духовного учителя. Ему это не нужно, но Он хочет показать живым существам, насколько важно личное наставление и руководство. Будучи Верховной Личностью Бога, Он не нуждается ни в садху, ни в шастрах, ни в гуру. На самом деле, Он сам и составил шастры:
«Цель всех Вед — познать Меня. Воистину, Я — составитель Веданты и знаток всех Вед.»
Будучи составителем Вед, Он не нуждается в гуру, который помогал бы Ему понимать их. Сами Писания предназначены для того, чтобы познать Его. Тем не менее, Господь принимает духовного учителя, чтобы указать нам верный путь.
В наше время находятся люди, которые проповедуют и даже пишут книги о том, что наставник, или гуру, вовсе не нужен. Однако эти авторы, которые учат людей отвергать руководство, сами дают и теорию, и руководство. Они выдают себя за своего рода наставников. На самом деле, если мы последуем их рекомендации отвергнуть всех духовных учителей, то и их книги нам тоже нужно будет выбросить. Люди не замечают, насколько поверхностна и пуста эта идея. Во всех областях жизни людям необходимо руководство. Если у человека возникают проблемы с властями, он звонит адвокату. Если заболеет — спешит к врачу. Если хочет купить дом — обращается к риэлтору. Но когда дело доходит до самого важного аспекта нашего бытия — духовной жизни,— тут многие говорят, что в этом деле руководство им не требуется. Это довольно лицемерно. Они руководят другими и ищут руководства, когда речь идет о материальных вещах, а когда доходит до духовной жизни, они руководства избегают.
Живое существо не снискает истинного блага, прочитав даже сотни книг или делая вид, что исполняет преданное служение сообразно собственным представлениям.
Почему? Разве, прочитав сотни книг, человек не становится ученым? Почему Писания предостерегают, что чрезмерное чтение и свободный подход к служению чреваты падением? Читая слишком много разных книг, мы можем сбиться с пути и утратить целомудрие. Мы можем погрузиться в умствование, и это помешает нам сосредоточиться на должном. В то же время не следует превращаться в слепых последователей. Те, кто следуют чему-либо слепо, так же слепо могут и отвергнуть это в любой момент. Какое-то время они будут рьяно следовать своей идее, а потом настанет момент, когда что-нибудь пойдет не так, и они с тем же рвением примутся поносить дело, которому служили, и превратятся в самых ревностных его гонителей.
Бывает, нам приходится читать разные книги, если мы занимаемся определенным видом проповеди. Руководители и президенты храмов должны следить за новостями. Например, если идет война или восстание, посылать преданных в город опасно, и руководитель должен это знать, так что будьте в курсе, но помните, что чрезмерный контакт с материальной энергией оскверняет ум и сознание.
Вопросы и ответы
Вопрос: Какую ценность в сознании Кришны имеет пунктуальность?
Ответ: Каждый из нас в определенной степени влияет на других. В общине каждый отдельный человек участвует в формировании среды. Если преданные собираются, чтобы обсудить какие-то вопросы, а кто-то опаздывает, это весьма оскорбительно по отношению к тем, кто вынужден ждать, потому что в этом выражается недостаточное уважение к их времени. Если вы заставляете людей ждать, это все равно, что выразить им неуважение, принизив важность других их занятий. Когда все действуют пунктуально, можно успеть гораздо больше. Мы стараемся лучше осознавать время, потому что это время принадлежит нашему гуру. А время гуру — это время Кришны, и мы хотим использовать его как можно эффективнее. Однако время весьма относительно. В некоторых местах люди имеют тенденцию к большей пунктуальности, а в других обществах негласно принято, что если тебе назначили какое-то время, ты спокойно можешь прийти на час позже. Это зависит и от среды, и от культуры.
Вопрос: Не могли бы Вы разъяснить подробнее Принцип 38, в котором устанавливается положение духовного учителя?
Ответ: «Истинный духовный учитель не отличен от Верховной Личности Бога. Если человек не сможет признать, что духовный учитель — это личное проявление Верховной Личности Бога, он не сможет воспевать Святое имя Господа». Шраддха, то есть вера,— один из самых важных факторов в процессе предания себя. Не имея сильной веры, мы не сможем пробиться сквозь гуны материальной природы. Наша практика будет некачественной. Служение, которым мы занимаемся изо дня в день — это тренировка, упражнение в том, что мы вечно будем предлагать Кришне в духовном мире. Качество выступлений музыканта зависит от качества его упражнений под должным руководством.
Если человек не имеет веры, это очень огорчительно, а веру сохранить трудно, особенно если мы постоянно наблюдаем вещи, которые лишают нас веры. Не имея веры, мы всегда будем пытаться найти разумное объяснение и оправдание вещам, которые противоречат наставлениям Писаний, поэтому духовный учитель должен действовать так, чтобы не смущать ум неофита. Деятельность гуру должна вдохновлять учеников с радостью следовать методу, данному махаджанами, принимать садху и шастры. Если деятельность гуру вызывает слишком много сомнений, это повредит лиане преданности учеников. Рост учеников будет сдерживаться также, если наставник сам не является носителем послания.
Чтобы передача от гуру к ученику шла гладко, оба, и гуру, и ученик, должны быть достойны доверия. Продавец на рынке должен иметь настоящий товар, а покупатель должен быть готов заплатить настоящую цену, сознавая, что данная вещь стоит того, что за нее просят. Если этих двух факторов нет, будет слишком много смешанной преданности, которая может даже выбросить человека из процесса предания себя.
Вопрос: В свете вышесказанного, когда говорят, что авторитетный духовный учитель не отличен от Верховного Господа, то это потому, что духовный учитель является чистым преданным?
Ответ: Существуют разные уровни чистоты так же, как существуют различные уровни служения и сознания. Когда у живого существа возникает желание вернуться к Кришне, Господь в его сердце устраивает так, что оно получает должное руководство. Поэтому понятно, что истинный духовный учитель — это представитель Верховной Личности Бога, ведь он служитель Бога. Будучи служителем Бога, он указывает направление и показывает нам, как вернуться домой, в царство Бога. Духовный учитель обладает полномочиями посла, который может дать человеку разрешение на вход в духовный мир.
Кришна не недоступен, но из-за совершаемых нами оскорблений и нашей привязанности к материальной энергии мы медлим. Поэтому Кришна по Своей милости посылает нам общение с садху и гуру, чтобы помочь нам освободиться от этого безумия. В конце концов, все это происходит между живым существом и Кришной. Постепенно, следуя исцеляющему методу, мы снова обретаем способность действовать в своем естественном состоянии и в своей изначальной сварупе.
В этом и опасность, и могущество. Если гуру должен действовать как представитель Господа, то это очень большая ответственность для обеих сторон. Очень важно, чтобы ток, текущий от Кришны через духовного учителя, который несет послание, не был отягощен статическим электричеством отклонений. И важно также, чтобы все участники подчинялись парампаре, потому что любая отдельная личность мельче майи. Однако когда мы принимаем прибежище в системе, установленной Верховным Господом, победа над энергией иллюзии, которая представляется в Кали-югу почти невозможной, становится не только возможностью, но реальностью!
Вопрос: Если все происходит между Кришной и живыми существами, Его неотъемлемыми частицами, почему Кришна задействует гуру?
Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что любой наш успех или заслуга становятся возможными только по милости духовного учителя. Иногда он даже говорил: «Я не знаю Кришны. Я знаю своего гуру». Парампара — это цепь духовного наставничества, и Кришна Сам ясно указал на то, как мы можем познать Его. Например, в комнате есть дверь, ее местоположение разработано архитектором. Через эту дверь из комнаты можно выйти. Авторитетный духовный учитель — это своего рода дверь, и через эту дверь мы можем попасть к Кришне. Все делается для Кришны, и Кришна позаботился о том, чтобы у живого существа была дверь, чтобы оно могло к Нему прийти.
Вопрос: Преданные собираются вместе, чтобы образовать общину, однако у всех у нас разный уровень сознания и разная степень посвящения себя этому процессу. Как правильно занять преданных, если одни способны следовать принципам и идеалам больше, чем другие?
Ответ: В целом мы должны заботиться о том, чтобы преданные всегда были заняты служением Господу. Без служения мы не сможем очиститься. Поэтому до какой-то степени мы идем на компромисс. Шриле Прабхупаде прекрасно удавалось занимать служением всех. Какой-нибудь преданный, может быть, не очень хорошо моет полы, но мы знаем, что служение очищает человека. Поэтому мы позволяем преданному мыть полы так как знаем, что ему это поможет. Иногда преданные думают, что человек не очень строгий не должен заниматься служением. Если мы знаем, что он нарушает принципы, то наша обязанность, несомненно, вдохновлять его им следовать. Можно найти способы занять этого преданного служением так, чтобы помочь ему почувствовать себя более преданным, более значимым и более вдохновленным.
Вопрос: Если человек совершает служение и одновременно занимается греховной деятельностью, будет ли от этого какой-то прок?
Ответ: Мы всегда должны стремиться стать лучше, но если мы нарушаем какие-то принципы, предлагая свое служение в храме, мы этим оскверняем всю атмосферу. Поскольку мы еще нечисты, но стараемся стать чистыми, в уме у нас творится черт знает что. Мы пытаемся совладать с умом, но если мы совершаем какое-то важное служение, одновременно отклоняясь от принципов, мы наносим вред вайшнавам, потому что распространяем свое сознание на все окружение. К тому же мы подаем дурной пример, которому другие обязательно последуют. Отклоняясь, мы не только раним собственную лиану преданности, но и смущаем других.
Вопрос: Почему некоторые преданные так хорошо проповедуют, но так плохо себя ведут?
Ответ: Наилучший способ проповедовать — это подавать хороший пример. Настоящая проповедь имеет мало общего с произнесением слов. Мы, конечно, можем произносить много слов, которые тоже помогают общению, но самая сильная проповедь — это наш пример. Дела говорят громче всего, и нашим посланием должна стать сама наша жизнь. Наши поступки должны яснее ясного говорить о том, почему некоторые вещи более благоприятны для нашего Движения и для служения гуру и Кришне. Иначе мы превратимся в фарисеев и будем только постоянно нападать на других.
Даже находясь среди преданных, мы всегда можем найти способ выглядеть лучше других. Мы нападаем на преданных, которые на вид исполняют меньше служения, чем мы, и не понимаем, что, на самом деле, они могут быть намного серьезнее нас. Человек, который подметает полы Кришны и моет посуду, может больше очистить весь проект, чем тот, кто прямо служит Божествам. Он так старается выполнять свое служение как можно лучше, что это создает прекрасную среду для других преданных. Преданность такого человека может оказаться куда более зрелой, чем у тех, кто читает лекции и пытается проповедовать на каждом шагу. Иногда такое случается...
В некоторых случаях великие преданные не обнаруживают себя, как, например, Гаура-Кишора-дас Бабаджи. Он был неграмотным, но уровень его преданности был очень высок. Не всегда мы можем увидеть и распознать чистого преданного. Конечно, в нашем Движении есть преданные, которые чрезвычайно чисты, но далеко не всегда их видно, поскольку они не являются известными руководителями. Мы склонны думать, что величайшие преданные — это те, кто всегда освещен софитами или способен манипулировать множеством материальных вещей. Это необязательно так. В некоторых случаях Кришна дает человеку высокое положение, потому что, если не дать, он вообще не сможет остаться преданным. Такие преданные, если у них не будет возможности манипулировать материальными вещами, просто бросят преданное служение. Их ум и чувства будут увлечены другими областями деятельности.
Более того, человек, занимающий более высокое положение, не всегда самый духовный. Это может быть так, а может — и наоборот. Шрила Прабхупада был могущественным духовным прагматиком, он ставил людей в разные положения для разных целей. Любой управляющий так поступает. Не всегда человек получает высокое служение именно потому, что он самый духовный. Преданный может неплохо управляться с материальной энергией, поэтому его могут вдохновлять работать на этом уровне, в надежде, что он постепенно очистится.
Вопрос: Естественно ли для нас чувствовать большее вдохновение от общения с одними преданными, чем с другими?
Ответ: Да, мы видим, что преданные всегда с одними связаны больше, а с другими меньше, мы замечаем, что некоторые преданные вдохновляют нас больше, чем другие, с одними преданными мы связаны теснее, чем с другими. Однако чтобы понять, почему это происходит, нужно внимательнее взглянуть на себя, потому что, на самом деле, мы должны быть способны работать с любыми преданными за исключением, разве что, тех преданных или вообще людей, которые находятся под воздействием гуны невежества. Мы можем мысленно выражать почтение преданным, находящимся в гуне невежества, потому что они повторяют Святые имена, но нам необязательно общаться с ними. Мы хотим принимать общение тех, кто вдохновляет нас предаться. Наша дружба должна строиться на предании себя в ходе служения. Мы не должны дружить с теми, кто просто подпитывает наши слабости или чьи слабости подпитываем мы. Однако мы и не хотим впадать в сектантство, делить людей на друзей и врагов. Совершенно естественно, что к некоторым людям мы чувствуем склонность, поскольку нам хорошо с ними служится. Может быть, некоторые преданные больше книг распространяют, когда выходят на распространение вместе, а у других образ мыслей совпадает. Это естественно, но мы не должны стремиться все время кого-то исключать. Мы хотим быть слугами вайшнавов.
#БхактиТиртхаСвами 64 принципа устройства вайшнавских общин.
Глава 1: Принципы. Текст 38-40.
#ШрилаПрабхупада #бхактийога #харекришна #исккон #гуру #шикша #iskcon #исккон
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев