Отдельные Дорожно-строительные бригады были созданы в 1969-1971 г.г.
Международная обстановка тогда была так накалена, что дело доходило до пограничных стычек с Китаем. Достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301"О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии" были созданы четыре дорожно-строительные бригады 11-ти батальонного состава, с численностью 5 тысяч человек в каждой в Военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР, которые были размещены и приступили в 1970 и в 1971 годах к строительству и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья и автодороги Актогай - Дружба в Казахстана с дальнейшей передислокацией после сдачи автодороги Иркутск - Чита и Актогай - Дружба на строительство автодороги Чита - Хабаровск - Находка.
Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР.
Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх дорожно-строительных бригад.
70-ю ОДСБр в 1969 году сформировало Главное Военно-строительное управление Минобороны (ГВСУ МО) и направило ее строить автодорогу Иркутск - Улан-Удэ, участок Байкальск - Посольское протяжённостью 204,3 км.
146-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Центральное управление Специального строительства Минобороны (ЦУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Актогай - Дружба с выходом к границе с Китаем в районе Джунгарских ворот протяженностью 180 км.
159-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное управление Специального строительства Минобороны (ГУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок Мухоршибирь - Глинка, протяженностью 178,5 км.
160-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное Военно-строительное управление Центра Минобороны (ГВСУ центра МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок река Блудная - Черемхово, протяжённостью 223,5 км.
В 1975 году для более оперативного руководства бригадами они были переподчинены Главному военно-строительному управлению Минобороны (ГВСУ МО).
Перед военными строителями была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автодорогу Иркутск - Чита - Хабаровск - Находка при тяжелейших условиях.
Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 - 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни 1 метра автодороги, болота с многометровыми выторфовками и сплошное бездорожье с 40-50 градусные морозами "красиво" дополняли общую картину производства дорожно-строительных работ.
Суровые социально - бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья , палаточные городки и вагончики еще больше усугубляли обстановку близкую к боевой.
Но воинские коллективы в этой тяжелейшей обстановке с честью справились с поставленными Партией и Правительством задачами.
Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).
Кроме автомобильной дороги было построено:
103 капитальных моста, 12 путепроводов, 480 водопропускных труб; 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги (ДЭУ - ДРП); 8 автозаправочных станций (АЗС); 3 автобусных вокзала, 2 станции технического обслуживания автомобилей и дорожных машин.
По мере окончания работ на своих участках ОДСБр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД "Чита - Хабаровск" (М58). Работы по строительству и реконструкции АД "Иркутск - Чита" в основном были закончены в 1981 году.
Интересные факты: При реконструкции и строительстве АД "Иркутск - Чита" (1970 - 1981 года) на участке река Блудная - Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв.
Но обстановка снова изменилась. 27 декабря 1979 года руководство страны ввело Ограниченный контингент войск (40 Армию) в Афганистан для оказания военной помощи Афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 армии передислоцировать 159 ОДСБр в Афганистан, что и было сделано в период января-марта 1980 года. Бригада успешно выполнила поставленную перед ней задачу. В боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из Союза тысячи тонн всевозможных грузов. В 1984 году она была переформирована в 58 автомобильную бригаду, а в 1986 после выполнения задач по обустройству войск была выведена в СССР и расформирована. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены боевыми орденами и медалями.
Остальные бригады продолжали успешно выполнять задачи по строительству автодороги "Амур". 160 ОДСБр по мере освобождения строительных батальонов была размещена в военных городках Васильевка, Екатеринославка и других, освобожденных 159 ОДСБр.
В 1977 году, закончив свой участок Актогай - Дружбе в Казахстане, на Дальний Восток была передислоцирована 146 ОДСБр и расквартирована в пгт Архара и Кундур Амурской области для строительства участка Архара - Пашково, автодороги Чита - Хабаровск.
Правительством страны в 1989 году, в связи с изменением экономической политики и перехода на хозяйственный расчет было принято решение о переформировании трех отдельных дорожно строительных бригад, ведущих строительство участков на автодороге "Чита - Хабаровск".
Директивой Заместителя Министра обороны по СиРВ от 14 февраля 1989 года № 156/1/0180 в с. Васильевка Амурской области - 1310 строительное управление в составе 3-х УНР (1330 УНР в Васильевке на фондах 160 ОДСБр, 1329 УНР в пгт Архара на фондах 146 ОДСБр и 1328 УНР в городе Чите на фондах 70 ОДСБр). Таким образом строительство западного и восточного участков автодороги "Чита - Хабаровск" продолжалось из одного центра и под единым командованием.
Строительное управление просуществовало 4 года, с 1 апреля 1989 года по 15 октября 1993 года, и в новых условиях производственно-хозяйственной деятельности успешно справлялось с с поставленными задачами по строительству участков автодороги, о чем свидетельствует неоднократное присуждение первых мест во Всесоюзном социалистическом соревновании среди строительных организаций ГВСУ МО. За этот период было построено и введено в эксплуатацию около 100 км автодорог с асфальтобетонным покрытием.
Но такие темпы строительства не могли устроить страну, которая стремилась в кратчайший срок связать добротной автодорогой Запад страны с Востоком. Тем более, что оставался самый трудоемкий участок Могочи - Сковородино, с огромными скальными выемками, со множеством мостовых переходов, выторфовкой и вечной мерзлотой.
И в целях ускорения строительства и ввода в действие федеральной автодороги "Чита - Хабаровск" Правительство страны приняло Постановление от 24 мая 1994 года № 537, в котором на Федеральное дорожно - строительное управление при МО РФ было возложено строительство автодороги. Приказом МО РФ от 18 сентября 1993 года № 443 и директивой ГШ ВС РФ от 23 сентября 1993 года № 314/3/1157 1310 СУ выведено из состава ГВСУ МО и передано в полном составе в ФДСУ МО.
В течение с 30 сентября по 15 октября 1993 года осуществлено переформирование старых и формирование новых дорожно-строительных частей. В г. Чите на фондах 1328 УНР разместилось прибывшее с Запада страны 1350 ТДСУ в составе 4-х УДСР (1440 - разместилось в Казаново, 1434 - в п. Жирекен, 1435 - в п. Сбега, 1394 - в п. Могоча). В с. Васильевка 1310 СУ переформировано в 1423 ТДСУ, в составе пяти УДСР (с. Васильевка - 1350 УНР переформирован в 1442 УДСР, п. Архара - 1329 УНР переформирован в 1441 УДСР, в Хабаровсе - 446 УНР в 1443 УДСР, п. Магдагачи 1437 УДСР (новый) и в г. Сковородино 1438 УДСР (новый). Это усиление, безусловно, увеличило темпы строительства в разы.
https://ok.ru/group/55099246117119/topic/156259978117375
Ну а дальше - это уже история Федерального дорожно - строительного управления, которую пишет ФДСУ при МО РФ.
Комментарии 3
Место проведения: Центральный дом Российской Армии. Москва, Суворовская площадь, 2, строение 1. Станция метро Достоевская. Регистрация участников: с 10-00 до 11-00 (справа от центрального входа). Кофе-брейк.
В плане встречи:
- возложение венка к памятнику Суворову А.В. и корзины с цветами к памятнику «Жена офицера»;
- торжественная часть в Краснознаменном зале ЦДРА с участием председателя МООВ ВСК генерала армии Гребенюка А.В., командующего 40 армии, председателя Совета Общероссий...ЕщёВетеран ОДСБр, ЦОПУ КС МО, полковник Алексей Чабатько: Первичная организация ветеранов военного дорожного строительства и боевых действий сообщает, что 14 сентября 2024 года при поддержке Межрегиональной общественной организации ветеранов военно-строительного комплекса (МООВ ВСК) состоится Встреча ветеранов 70, 146, 159, 160 отдельных дорожно-строительных и 58 отдельной автомобильной бригад. На встречу приглашаются также ветераны дорожного отдела ГлавКЭУ МО, дорожно-строительного отдела ГВСУ МО и 342 УИР.
Место проведения: Центральный дом Российской Армии. Москва, Суворовская площадь, 2, строение 1. Станция метро Достоевская. Регистрация участников: с 10-00 до 11-00 (справа от центрального входа). Кофе-брейк.
В плане встречи:
- возложение венка к памятнику Суворову А.В. и корзины с цветами к памятнику «Жена офицера»;
- торжественная часть в Краснознаменном зале ЦДРА с участием председателя МООВ ВСК генерала армии Гребенюка А.В., командующего 40 армии, председателя Совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ генерала армии Ермакова В.Ф. и других почетных гостей. Почетный караул. Вручение наград и ветеранского знака. Выборы нового состава Совета ветеранов первичной организации. Фотографирование.
- праздничный обед с музыкальным сопровождением артистов ЦДРА.
Для проведения всего комплекса мероприятий каждому участнику необходимо будет перечислить до 15 августа 2024 года 6500 рублей РФ на карту Тинькофф 5536 9141 1110 3689 Яско НаталИи Николаевны, которая привязана к ее телефону +7 (916) 428-64-89.
Для уточнения учетных данных ветеранов просим сообщить о себе следующее: ФИО, дату рождения, последнее воинское звание, время и место службы в бригадах, № и дата выдачи удостоверений участника боевых действий и инвалида (при наличии), госнаграды, место проживания, электронный адрес, № телефона. Данные направлять Чаботько Алексею Анатольевичу на pet-plast@bk.ru, WhatsApp +7 (980) 180-1750.
О перечислении средств просим тут же уведомить.