Он родился 12 марта 1937 года в Сухуми.Мама и бабушка замечательно пели и играли на гитаре. Зураб с детства пел вместе с ними.
Он мог бы стать знаменитым футболистом, с 15 лет профессионально играл в футбол, и в составе тбилисского «Динамо» стал чемпионом Советского Союза.Но тяжелые травмы, полученные в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры.
Он мог бы стать успешным инженером-геодезистом, закончив горно-геологический факультет Тбилисского Политехнического института и получив красный диплом.Но спустя всего лишь два дня после защиты уже сдавал экзамены в Тбилисскую государственную консерваторию, куда, правда, будущую звезду оперной сцены почти насильно затащили на прослушивание. После того,как Зураб спел на экзамене в консерватории, к нему подошел ректор и сказал: «Ты послан нам Богом».
Его семья отрицательно отнеслась к решению Зураба стать оперным певцом..
Впервые на сцене Большого театра Соткилава выступил в 1973 году в партии Хозе в опере Бизе «Кармен». Уже через год его пригласили в труппу Большого театра,где на долгие годы он стал золотым голосом.В Большом в разные годы Зураб исполнял партии Манрико в опере «Трубадур», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Измаила в «Набукко» и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в «Тоске» Джакомо Пуччини, Туридду в «Сельской чести» Пьетро Масканьи.В репертуаре певца были и российские оперы «Иоланта» Петра Чайковского, «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского.
Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в «Прекрасной мельничихе» Джованни Паизиелло и Арзакана в «Похищении луны» Отара Тактакишвили.
В последние десятилетия жизни Соткилава активно занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории. Он очень дорожил заветом Шота Руставели: «Что отдашь – твое, что оставил себе – потеряно». Поэтому всегда старался петь так, будто в последний раз.В
1979 году Соткилава получил почетное звание народного артиста СССР. По его словам, он спел все, что хотел спеть, не исполнив по принуждению ни одной партии, которая бы ему не нравилась. Особая его любовь — Верди. Во время гастролей на Западе Зураб Лаврентьевич одним из первых начал петь романсы Верди, которые у нас практически не исполняются. В мире Соткилава известен прежде всего как один из лучших исполнителей партии Отелло, за которую ему присудили звание почетного академика. В Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.
У Зураба Лаврентьевича очень много наград, премий и орденов,но дело вовсе не в орденах, а в том голосе, который очень многих заставлял любить, плакать, страдать и наслаждаться этим отнюдь не музейным искусством..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев