Поскольку учитывается здесь достижение достатка, а это достигается посредством стоимости так же, как достигается посредством пшеницы». См. «Аль-Мабсут» 3/107.
Более подробное пояснение от муфтия Египта, где за основу в выдаче фатв принят мазхаб имама Абу Ханифы:
Арабская Республика Египет
Министерство юстиции
Муфтият Египта
Офис муфтия
«Спросите же обладателей знания, если вы не знаете». Сура «Пчелы», аят 43.
Вся хвала Аллаху, мир и благословение тому, после кого нет и не будет пророков — нашему господину Мухаммаду, посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним наилучшим образом до Судного дня.
Мы ознакомились с запросом, поступившим 26. 06. 2016 г. от Египетского Министерства Исламских Дел под номером 301, относящимся к 2016 году. Он содержит вопросы: что является обязательным в закате аль-фитр? Как рассчитывается его стоимость? Можно ли выплачивать его деньгами?
Ответ.
Закат аль-фитр вменен в обязанность как очищение для постящихся и пропитание для нуждающихся. Единогласны правоведы в том, что обязательный размер в нем — са’ фиников или ячменя, и разошлись в его размере в пшенице. Большинство считает, что его обязательный объем в пшенице так же один са’, а ханафиты считают, что его обязательный объем — половина са’ пшеницы, или ее муки, или ее каши. Са’ — это мера измерения объема у мединцев, которая равна четырем муддам. У большинства са’ в весе приравнивается к 2,04 кг, а у ханафитов — 3,25 кг. А высчитывается его стоимость по наименьшей стоимости основного продукта питания в стране, поскольку основа в том, что больше чем это не относится к обязанности (бараату зимма) того, на кого возложено выполнение шариатских обязанностей (мукалляф).
А что касается его выплаты деньгами, то это разрешено согласно шариату и больше подходит для достижения шариатской цели, которая заключается в улучшении положения бедных и организации достатка для них в день праздника. А то, что в хадисе упомянуты несколько видов продуктов, то они упомянуты для облегчения и устранения сложности, а не для ограничения обязанности только ими. Как сказал пророк, да благословит Аллах его, его семью и ниспошлет мир: «Избавьте их от нужды обходить людей (с просьбами) в этот день». (1) Привел его Ибн ас-Са’д в «ат-Табакат» и ад-Даракутни от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. А избавление от нужды сейчас достигается деньгами, а не зерном, и потому в соответствии с этим дается фатва в наше время, поскольку это более соответствует целям шариата, и в этом больше пользы для творений.
И в соответствии с этим поступала группа праведных предшественников (саляфов) из старших сподвижников, таких как повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, его сын Абдуллах, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Муаз ибн Джабаль, Муавия ибн Аби Суфьян и другие, да будет доволен ими Аллах. И в соответствии с этим поступали многие табиины и праведные предшественники (ас-саляф ас-салихин). Такие как праведный халиф Умар ибн Абдульазиз — он написал об этом своим работникам в областях, аль-Хасан аль-Басри, Абу Исхак ас-Сабиы — имам из табиинов, проживавших в Куфе. И он передал это, отнеся это дело к тем, кого застал из праведных предшественников. А застал он примерно сорок сподвижников, из них: Али ибн Аби Талиб, Ибн Умар, Ибн Аббас, Ибн аз-Зубейр, Джарир аль-Баджали, да будет доволен ими Аллах. И (застал) других из старших сподвижников и табиинов.
Это мазхаб ханафитов, группы маликитов, то, что следует из слов тех, кто допустил это из шафиитов при отсутствии текста (от самого аш-Шафии). О разрешенности поступать в соответствии с этим дал фатву Шихаб ар-Рамли (2), и это одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада, и посчитал его более сильным Ибн Таймия, при условии, что в этом будет больше пользы (3). Также это мнение имамов приверженцев хадиса и асара, таких как Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахвия, Абу Саур. И это мазхаб имама аль-Бухари в его «Сахихе».
И именно так положено поступать, если имам (правитель) приказал это, считая, что в этом больше пользы.
Сказал имам ат-Тахави (4): «Выплата стоимости лучше, поскольку это более подходит для создания полезного эффекта для бедняка. Ведь он может купить на это то, в чем нуждается именно в это время. А причины упоминания (в хадисах) пшеницы и ячменя заключается в том, что в Медине в то время торговля велась посредством них. А в наших землях торговля идет посредством денег, и это самое великое из имущества, и выплачивать им — лучше».
И Пречистый Всевышний Аллах лучше знает.
Проф., д.н. Шаукы Ибрахим Аллям.
Муфтий Арабской Республики Египет.
30.06.2016 г.
См. https://pp.userapi.com/c604331/v604331257/14f02/-8O9z ..
______________________
(1) О слабости этого хадиса вынесли решение ан-Навави в «аль-Маджму'» 6/126 и Ибн Хаджар в «Булуг аль-марам», с. 177. Но нужно иметь ввиду, что у ученых ханафитского мазхаба подход к оценке доказательной силы хадиса отличается от подхода ученых других школ.
(2) Шихабуддин Ахмад ибн Хамза ар-Рамли аш-Шафии (ум. 957 г.х.), правовед, муфтий, предводитель шейхов шафиитского мазхаба в его время, учитель имамов мазхаба из последующего поколения.
(3) Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А что касается выплаты заката, искупления и тому подобного стоимостью, то известно, что мазхабе Малика и аш-Шафии это не разрешено, у Абу Ханифы — разрешено, а Ахмад, да помилует его Аллах, разрешил выплачивать стоимостью в одних случаях и запретил в других. …И более очевидным является то, что выплата стоимостью без нужды и преобладающего полезного эффекта не разрешена. …А выплата стоимостью по нужде или из-за преобладающего полезного эффекта, или справедливости — нет в этом проблем». См. «Маджму’ аль-фатауа» 25/82-83.
Сказал Бурхануддин Ибн аль-Каййим в «Ихтиярат Ибн Таймия» с. 138, перечисляя мнения Ибн Таймии: «И (его мнение заключается в том) что разрешено выплачивать стоимостью закат с имущества и закат аль-фитр, если в этом больше пользы для нуждающихся».
(4) Абу Джа’фар Ахмад ибн Мухаммад аль-Азди аль-Мисри ат-Тахави аль-Ханафи (ум. 321 г.х.) — мухаддис, хафиз, надежный передатчик, правовед, муджтахид в мазхабе имама Абу Ханифы. Ученые мазхаба, признавая его великое достоинство и превосходство, разногласят лишь о его степени в иджтихаде: он муджтахид мазхаба, который может противоречить имаму в некоторых вопросах, или муджтахид в отдельных вопросах, в которых нет постановления от имама.
_____________________
Можно добавить, что это также одно из двух мнений, передаваемых от шейха аль-Альбани. Более известно второе с запретом выплаты заката аль-фитр деньгами и критикой мнения о разрешенности этого. Но передано от него и следующее:
Вопрос: «Можно ли выплачивать стоимость заката аль-фитр вместо того, чтобы выплачивать самими продуктами?»
Ответ: «Тут вне сомнений ответ будет зависеть от обстоятельств и положения общества. Есть общества на которые повлияла городская жизнь и цивилизация, и люди не производят муку сами. И если дать какому-либо из бедняков пшеницу или ячмень, то он не будет нуждаться в этом, и ему придется продавать его, затем, получив деньги, покупать то из еды и питья, в чем он нуждается в день праздника. Тогда мы скажем: если мы будем держаться выплаты заката аль-фитр теми видами продуктов, которые пришли в шариатских тестах, то создадим бедняку неприятности и станем причиной вреда для него два раза. Первый раз, когда он станет продавать эти продукты и потеряет в их стоимости, затем во второй раз, когда он пожелает купить что-то другое. То есть у него будут неприятности.
Этот вопрос о закате аль-фитр не из тех вопросов поклонения, о мудрости которых нам неизвестно, неизвестна та польза в них к которой стремится шариат, чтобы мы сказали: «Так пришло в шариате, и нет для нас иного пути, кроме смирения, как и в других видах поклонения». Наоборот, это из тех постановлений, смысл и мудрость которых понятны. И нет сомнений, что Законодатель желал посредством этого пользы для бедняка. А пользе бедняка в подобной среде будет нанесен вред, если ты будешь держаться за выплату продуктами. И правильное мнение в том, на чем ханафиты — это разрешенность выплаты стоимостью в подобном обществе».
См. «Аль-Хави мин фатауа аш-шейх аль-Альбани» 1/332. Спросили шейха Абу Исхака аль-Хувейни про эту книгу, и он ответил: «Она составлена из записей шейха аль-Альбани»., см. http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showpost.php?p=643147 ..
И писал шейх Ахмад ан-Наджар о спорах, категоричности, обвинениях и обязываниях в вопросах заката аль-фитр со стороны тех, кто непригоден для рассмотрения этих вопросов:
«Из малой основательности, слабости в основах и отсутствия видения предмета на основе знания то, что научный поиск и рассмотрение фраз и смысла довода превращается в порочение одного из четырех имамов, выставление его мнения глупостью и полное отрицание наличия у него довода.
Если бы замолчали невежды, то, возможно, уменьшился бы размер и глубина разногласий. Однако им предоставили свободу действий, и они нашли тех, кто аплодирует им.
Мы просим у Аллаха избавления и чтобы Он уберег нас от подобного. О Аллах, дай нам понимание в Твоей религии.
Написал это Ахмад ибн Мухаммад ибн ас-Садик ан-Наджар». https://www.facebook.com/anaseeh/posts/640452806102601 Также он написал:
«У кого нет понимания, тот делает вопрос иджтихада — выплату заката аль-фитр продуктами или деньгами — вопросом единогласного мнения, в котором не разрешено иное мнение. Когда выдвигает себя (для постановлений о религии) тот, у кого нет понимания, то не удивляйся». https://www.facebook.com/anaseeh/posts/834289403385606 И написал шейх Мутляк аль-Джасир:
«Выплачивать закат аль-фитр деньгами или продуктами?
Этот вопрос повторяется и поднимается каждый год примерно в это время. И снова возвращаются к нему, и добавляют, словно наши ученые не решили его и не исследовали за прошедшие века.
Появляются ребята «шамилиты» и «гуглиты» с их «копировальной» пригодностью, «вставляльной» способностью и «фейсбучным» иджтихадом с цитатами, иснадами и словами ученых в поддержку того мнения или этого.
Затем разногласят ученые-«фейсбукисты» и ведут споры эти муджтахиды о текстах и хадисах, их достоверности и слабости. Обостряется их борьба и затягивается спор при невежестве и завышенном самомнении о своей ученой значимости, и что потом? — Озлобленность, разногласия и порой бойкот.
Господа, это — не фикх.
Это — бред.
Доводы и то, что из них извлекается, и подходы к извлечению, и причины постановлений, и определение указаний фраз доводов — это все дело специалистов, которые пригодны для этого!
Говорит выдающийся ученый аль-Баззар про своего шейха — шейх уль-Ислама Ибн Таймию, да помилует их обоих Аллах: «Я попросил у него, чтобы он написал книгу по фикху, в которой собрал бы выбранные им мнения и то, что он посчитал более сильным, чтобы она была основой в выдаче фатв. И он ответил мне в следующем смысле: «Ответвления фикха — с ними просто. Если мусульманин сделает таклид за одним из ученых, за которыми делается таклид, то разрешено ему поступать в соответствии с его словами, пока он не будет убежден в их ошибочности». См. «Аль-А’лям аль-‘алийя» с. 35. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=160 ..
Источник: https://muntaqa.info/fitr
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос-тановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выпл...ЕщёИмам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос-тановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, - его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.
Имам Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.
Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Ума...ЕщёДля кого является обязательным закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.
Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.
Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.
Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно”. См. «аль-Иджма’» 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах”. Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.
Нет сомнения,...ЕщёТакже ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман”. аль-Бухари 1503.
Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. См. «аль-Маджму’» 6/113.