Шабловский Владимир Васильевич (1908-1941), один из руководителей обороны Брестской крепости. Попав раненным в плен, выбрав момент, он крикнул: «Кто не хочет оставаться в плену, за мной!» - и бросился с моста в обводной канал, за ним многие бойцы, где и был застрелен.
С.С.Смирнов (автор книги «Герои Брестской крепости») при написании книги «В поисках героев Брестской крепости» по автобиографии капитана Шабловского В.В., где были перечислены адреса родных, написал по всем этим адресам. И вскоре был получен такой ответ:
«Уважаемый товарищ Смирнов! Партийная организация Кузьковичской МТС Быховского района получила Ваше письмо и сообщает, что дочери капитана Шабловского, погибшего за нашу прекрасную Родину, не одиноки.
В деревне Грудиновке Быховского района проживает семья брата Владимира Васильевича, Авраама, — жена Елена Елисеевна, сыновья Леонид, Аркадий, Владимир, Виктор и Михаил. Леонид, Аркадий и Виктор работают в Кузьковичской МТС, расположенной в деревне Грудиновка, на базе бывшего совхоза. Аркадий и Леонид работают механиками, а Виктор - помощником комбайнера. Владимир и Михаил учатся в школе.
Брат героя Авраам в 1953 году умер. Ваше письмо читали жена и дети Авраама Васильевича, и они уже написали письма своим дорогим племянницам и сестрам с тем, чтобы установить родственную связь.
Секретарь партийной организации Кузьковичской МТС Быховского района Я. Вишневский».
Уже на следующее лето две дочери Шабловского поехали в гости к родственникам в деревню Грудиновка.
Я долго думал, включать этот материал, или нет. Поймет сегодняшний читатель, почему я включил человека, вроде бы и не причастного к Грудиновке. Подумаешь - брат, да сколько таких людей можно отыскать.
Надо понимать, что я жил все же в другое время, в 70-е годы прошлого столетия.
Годы, особое поколение, со специфическими мировоззрением, психологией, отношением к жизни. По-другому заложено в нас отношение к жизненным ценностям, интернационализму, дружбе.
Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.
Большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию. Встречи с ветеранами, шефство над ними, смотры строя и песни - все это фоном сопровождало школьную повседневность.
Какой футбол, если срочно нужно выпилить лобзиком определенное количества звезд из фанеры, покрасить их, прибить на углу сруба дома, где проживал ветеран войны. Казалось бы, ничего особенного, но именно такие простые моменты наивной детской радости люди хранят в своем сердце десятилетиями, как величайшую драгоценность.
Какой брат. В школе на уроках истории изучается биография капитана Шабловского, в кружке по истории начали оформлять «Уголок героя», собирая немногочисленные документы, письма, воспоминания.
Наша мораль для многих непонятна. А как мы гордились, что Грудиновка кровно повязана с Брестской крепостью! Так воспитывались мы в семьях, так воспитывала школа, общество и советские книжки.
ЖУРАВКОВА ЕФРОСИНЬЯ ФРОЛОВНА (1900-1987)
Комментарии 1