С системой стабилизации и с ее основными возможностями знаком, пожалуй, практически каждый автомобилист. Однако есть ряд интересных функций, которые помогают водителям изо дня в день, но остаются в тени. О них мы сегодня и поговорим.
Но сначала напомним, что так называемая ESC (Electronic Stability Control), или ESP (Electronic Stability Program), - это отдельная система устройств, которая у всех современных автомобилей, по сути, одинаковая. Она включает в себя множество программных функций, часть которых активируются в базовой комплектации машины, а остальные автопроизводители специально предлагают за доплату. Поэтому, чтобы понять, есть ли та или иная опция в автомобиле, необходимо заглянуть в его спецификацию.
1.
В экстренной ситуации у многих водителей не хватает реакции или сил нажать на педаль тормоза до срабатывания антиблокировочной системы. Оказывается, это и необязательно, если есть так называемый ассистент торможения (Brake Assist). Электроника постоянно следит за тем, насколько быстро вы переносите ногу с педали газа на тормоз, и может автоматически поднять давление в тормозной системе до максимума, чтобы увеличить эффективность торможения и сократить тормозной путь машины.
При этом ESP еще и умудряется отслеживать перераспределение масс между передней и задней частью автомобиля. В частности, при резком торможении на переднюю ось приходится большая доля массы. ESP это “чувствует” и перераспределяет тормозные усилия так, чтобы передние колеса не блокировались раньше задних, а замедление происходило более эффективно. Подобным образом работает “еэспи” и в поворотах, где внутренняя пара колес загружена меньше, чем внешняя.
Система стабилизации даже умеет определять, насколько нагреты тормозные диски. Ведь, если они раскалены, то необходимо прилагать больше усилий для торможения. В этом случае ESP автоматически чуть больше смыкает колодки, чтобы водитель не почувствовал разницы. И продолжал прилагать то же усилие на педаль тормоза.
2.
А знали ли вы, что система стабилизации может увеличить эффективность торможения на бездорожье? Вот, к примеру, на некоторых автомобилях с активированным внедорожным режимом при торможении ESP специально допускает полную блокировку колес, чтобы собрать перед каждым из них “тормозную горку” из песка или грязи. На бездорожье такой прием позволяет быстрее погасить скорость автомобиля и значительно сократить его тормозной путь.
3.
Оказывается, что в дождливую погоду ESP “общается” даже с таким простейшим ассистентом, как датчик дождя. Если последний активирован, то система незаметно для водителя увеличивает давление в тормозной системе и периодически прижимает колодки к тормозным дискам, очищая их от водяной пленки. В мокрую погоду такая функция позволяет на порядок улучшить эффективность работы тормозной системы.
4.
Увидели сигнал на приборной панели о пробитом колесе, но датчиков давления в шинах нет? Опять же скажем “спасибо” системе ESP. Работает алгоритм довольно просто. Если колесо спустило, его радиус уменьшается и крутиться оно начинает быстрее. Датчики скорости вращения улавливают этот нюанс и сообщают электронному блоку управления о падении давления в том или ином колесе.
5.
На самом деле система стабилизации помогает даже рулить автомобилем. К примеру, если машина дестабилизировалась, ESP мгновенно оценивает ситуацию и посылает определенные команды на блок электроусилителя “баранки”. Тот в свою очередь небольшими толчками указывает, куда и на какой угол нужно повернуть руль, чтобы водитель мог быстро и безопасно вернуть контроль над автомобилем. Фантастика? Нисколько!
Нет комментариев