В последнее время пошла очередная волна его распространения. Мои дорогие, хочу вас предостеречь от обращения к этому тексту и напомнить: он не получил обязательного грифа Издательского совета Русской Православной Церкви как недопустимый для распространения среди верующих. Почему?
Дело не только в том, что сама форма акафиста – радостное славословие Господа, Пресвятой Богородицы или святого не соответствует скорби близких об умершем.
Главное в другом. Текст этого акафиста противоречит христианскому вероучению. Например, в нем есть явные заимствования из древнеегипетской мифологии, в частности из «Книги мёртвых». В частности, в акафисте есть прямое обращение к усопшему, характерное для древнеегипетского ритуального плача, которого не найти ни в одной канонической православной заупокойной молитве.
Не выдерживает никакой критики также содержащееся в акафисте утверждение, будто любой почивший может ходатайствовать за живых перед Богом (цитата:«…Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас»). Однако, по православному вероучению, после смерти только святые могут молиться за живых, остальные сами нуждаются в нашей молитвенной помощи. Или другой пример: в акафисте видим такие строки об умершем: «Иисусе, в наших слезах приими его покаяние». Хотя у усопших уже нет возможности покаяться и исправить свои грехи.
В тексте акафиста есть речевые обороты, характерные для языческих заговоров и заклятий, но никак не молитвенных текстов. Например, «Да сгинет навеки память грехов» (сравните языческое «да сгинет хвороба»). В Православной Церкви любая молитва – это просьба к Господу, Пресвятой Богородице, Ангелу или святым, но никак не заклятие и не требование.
Мы достоверно не знаем, кем и когда был написан этот акафист, являлся ли этот человек в принципе христианином. Но, вероятнее всего, текст изначально создавался для вирусной рассылки. И именно поэтому так агрессивно распространяется.
Не раз сталкивался с яростными защитниками этого акафиста, которые принципиально не хотят слушать никаких доводов. Это тот случай, когда свое личное мнение, свое «я» человек ставит выше мнения всей Церкви. Подчеркну еще раз: в силу существенных отступлений от учения Православной Церкви акафист за единоумершего не допущен к использованию.
Поэтому я вас очень прошу: сами его не читайте, не распространяйте и, по возможности, объясняйте другим, почему этого делать не стоит. А если хочется сугубо помолиться за близкого человека, который уже покинул этот мир, то есть молитвы в ежедневном молитвенном правиле, есть Лития, читаемая мирянами дома и на кладбище, есть Псалтирь и Канон за единоумершего (не путать с акафистом!). Чем чаще в храме и дома будут звучать молитвы за усопшего, тем лучше для его души. Всегда можно заказать в храме панихиду, сорокоуст, поставить свечку за упокой, почитать Псалтирь во спасение душ своих умерших родных и близких.
Священник Антоний Русакевич
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 35
накладывают .Уже Олега Газманова обгадили.Генерал- майора" Ахмат" Апти Алутдинова и то выставили с наложенной нейросетью речью