Эта официальная система клеймения применялась в 1806 году по указу первого императора Австрии Франца I. После того как император, король Богемии и Венгрии проиграл сражение с Наполеоном, а государственная казна обнищала, монарх ввел огромный налог на золото и серебро. Поэтому часть населения лишилась многих драгоценностей, которыми они, по сути, выкупали некоторые из своих ювелирных изделий.
Именно по этой причине многие монстранции, разновидность дароносицы в Католической церкви, в то время лишились подставки-основания. Подставки отвинчивали, оплачивая таким образом налоги на самое ценную – центральную часть переносных дарохранительниц.
-Какое клеймо изображено на ожерелье и браслетах, отсылает ли оно к чешской ювелирной мастерской или к более крупной художественно-промышленной фирме?
Это клеймо расположено внутри неровного ромба. Значок размером менее одного миллиметра немного повернут вправо. Наносили такое клеймо в 1806 году в Праге, поэтому мы наверняка знаем, что эта часть гарнитура тогда уже существовала. На сережках, перстне и пряжке для пояса такого значка нет, поэтому были выдвинуты две гипотезы: либо из-за величины упомянутого налога их наличие утаили, либо они появились годом-двумя позже, когда уже столь высоким налогом изделия из золота и серебра не облагались – например, в 1807 году. Мы склонны считать более вероятной вторую версию, учитывая, что владельцем гарнитура был министр финансов, человек состоятельный – высокая ставка налога, видимо, не была таким болезненным ударом по его карману.
В некоторых источниках упоминается, что прослеживается некая взаимосвязь этих драгоценностей со святовацлавским, или святовитским кладом, а именно с пекторальным крестом.
Мы долго искали и пытались определить, с какими предметами по способу создания и отделке схожи части исторического гарнитура. Наконец обнаружили в Святовацлавских королевских регалиях пекторальный крест, украшенный аметистом. Он весьма похож декоративной отделкой, древней техникой гранулирования, на перстень и пряжку для пояса из гарнитура Ульрики фон Леветцов. У пекторального креста также есть пражское клеймо, о существовании которого было уже известно, однако нет значка, по которому можно было бы определить мастера или цех. Так что мы, по всей видимости нашли произведение того же мастера, но имя его нам пока не известно, поэтому продолжим наши поиски в этом направлении.
Похищение гранатового колье баронессы
В 1988 году трое граждан Чехии выкрали гарнитур, но преступники были пойманы и чешскую уникальную коллекцию удалось вернуть музею.
Чешский геммолог Радек Гануш.
Нет комментариев