В 1925–1933 годах Александр Фёдорович Шорин преподавал «Основы проектирования радиосвязи» в ленинградском Электротехническом институте. Тот же вуз он окончил в 1922 году, будучи уже опытным инженером и учёным специалистом. И уже через три года после выпуска стал профессором. В 1928 году сконструировал буквопечатающий телеграфный аппарат. В 1931 году возглавил кафедру проводной связи Электротехнической военной академии, а в 1934 году получил орден Ленина «за ценные изобретения в деле обороны».
Также Шорин занимался проблемами цветного кино, кардиографии, электроакустики, радиотехники... Но больше всего прославили его изобретения, связанные со звукозаписью. Одно из них даже было названо в честь автора шоринофоном.
По методу профессора Шорина
Работая в Центральной лаборатории проводной связи, профессор создал систему записи и воспроизведения звука, которую в первую очередь оценили кинематографисты, ведь появление звука в кино было прорывом. Шорин работал над своим изобретением совместно с «Совкино», а после его упразднения в 1930 году — с «Ленфильмом».
Изобретатель предложил добавить на киноплёнку оптическую фонограмму. Параллельно кадрам фильма шла дорожка переменной ширины, созданная с помощью ленточного осциллографа оригинальной конструкции.
Первыми заговорили «Бабы рязанские»
В аппаратной первого звукового кинозала, открывшегося на Невском проспекте в Ленинграде 5 октября 1929 года, стояли «немые» кинопроекторы «ТОМП-4», дополнительно оборудованные звукочитающей системой «прямого» чтения. Перед первыми показами выступал сам Шорин — «изобретатель советского звукового кино», как указывалось в программе. Показывали фрагменты из драмы «Бабы рязанские» Ольги Преображенской и Ивана Правова. Фильм снят в 1927 году, через два года авторы решили его частично озвучить. Интересно, что в этой картине сочеталось игровое и документальное кино. Некоторые эпизоды — например, свадебный обряд — киногруппа сняла тайком, скрытой камерой, как теперь говорят. Хотя трудно представить, как им это удалось при использовании техники того времени.
В дальнейшем систему Шорина использовал Григорий Александров для одного из самых популярных довоенных фильмов — «Весёлые ребята» 1934 года. Любопытно, что Александров за несколько лет до того с Всеволодом Пудовкиным и Сергеем Эйзенштейном предостерегал от злоупотребления звуком в кино: «Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа». Режиссёрам вторил и литературовед и киносценарист Виктор Шкловский: «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».
Как бы то ни было, в 1934 году произошёл полный переход советского кинопроизводства к звуковому кино.
Нет комментариев