Так
завершился их многолетний роман и был узаконен сын - Владимир.
Матильда стала княгиней Красинской. Она не вернулась на сцену, и только однажды, в 64 года, исполнила в Лондоне коронный танец - "Русскую". И как!
Он стал сенсацией сезона. Ученики открытой ею за границей студии основали потом балетные театры по всему миру. Кшесинская пережила мужа на 15 лет и умерла в 1971 году - не в бедности, но и не в роскоши.
Может, потому что любила играть в рулетку, всегда ставя на число 17, за что получила прозвище "Мадам 17".
А превыше всего она ценила почетное звание "Заслуженной артистки Императорских театров", коим, по ее словам, была «выделена из всех прочих».
******
Она была балериной. И не просто «плясуньей», а превосходной, первоклассной балериной.
Ее заслуженно называли «великолепная Матильда» и «королева фуэте». Она вдохнула в балетное искусство новую жизнь, танец в ее исполнении являл собой живое экспрессивное действие.
Черноволосая, невысокая (160 см), очень миловидная и привлекательная, а главное – живая, беззаботная и неунывающая, такой была Матильда Кшесинская. Она любила мужчин, любила поклонников и флиртовала до самой старости с кавалерами, которые годились ей во внуки и даже в правнуки.
С цесаревичем Николаем они познакомились в марте 1890 года на выпускном акте Императорского балетного училища. Разгар их романа пришелся на 1892-1893 гг., Николай Александрович часто бывал сначала в доме, где она жила со своими родителями, а затем – в арендованном ею двухэтажном особняке на Английском проспекте.
Вероятнее всего, Матильда была первой женщиной, которую познал цесаревич. Но, долг царской фамилии никто не отменял, и в его жизни появилась Аликс (Александра Федоровна), которую он искренне полюбил и сразу разорвал отношения с Кшесинской.
Она, конечно, сходила с ума, поскольку заканчивалась вся ее сказка с прекрасным принцем, заканчивалось ее «привилегированное» положение в театре и все мечты о жизни и семье с российским императором.
Словом, случилось то, о чем все так давно ее предупреждали.
Далее, в порыве гнева и отчаяния, она направляла гнусные письма невесте цесаревича в Англию, где чернила и порочила его имя.
Аликс не стала их читать, и сразу же показала все письма Николаю, а тот, разумеется, был в негодовании и больше никогда уже с нежностью не вспоминал о «Малечке». Так была поставлена точка в этой красивой истории любви наследника российской империи и прима-балерины императорского театра.
Но жизнь Матильды Феликсовны на этом отнюдь не закончилась.
Страдать долго она не любила, и вскоре после разрыва с Николаем, нашла утешение в объятьях его двоюродного дяди великого князя Сергея Михайловича.
Он боготворил ее, носил на руках и осыпал роскошными подарками. Среди них были драгоценности и великолепный особняк на Каменно-островском проспекте в Петербурге. В этом особняке Кшесинская стала жить «одним домом» с Сергеем Михайловичем. Позднее, в революционном 1917 году большевики прогонят оттуда балерину, и в особняке расположится сам Владимир Ильич со своим штабом.
Параллельно с отношениями с Сергеем Михайловичем, пылкая Матильда начинает роман и с кузеном Николая II – великим князем Андреем Владимировичем. Уж очень любила балерина представителей этой царственной династии. Таким образом, образовался своеобразный «брак втроем», что не лучшим образом сказывалось на репутации примы, но ее это ничуть не смущало. Матильда любила эпатировать и не обращала внимания на укоряющие речи и взгляды.
От Андрея Кшесинская в 1902 году родила сына, правнука императора Александра II, которого назвали Владимиром, в честь деда малыша. Далее, разумеется, состоялся разговор со вторым «обожателем», князем Сергеем, который прекрасно понимал, что не он отец новорожденного. Мальчика Сергей признал как своего, стал воспитывать и любить не меньше, чем его мать.
«Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг» ("Воспоминания Матильды Кшесинской").
Но после отречения Николая II и смены режима, прежней жизнь оставаться уже не могла. Большевики объявили Кшесинскую «врагом народа» за ее связи с царственными особами, обвинили ее в использовании положения князя Сергея Михайловича, который занимал пост генерал-инспектора артиллерии и в раздаче за взятки военных заказов.
Посетив свой роскошный особняк, занятый революционерами, Матильда пришла в ужас, увидев подругу Ленина, А.М. Коллонтай, прогуливающуюся по саду в ее горностаевом манто. Балерина даже начала судебную тяжбу с большевиками за этот особняк, которая, очевидно, закончилась для нее ничем. Лишившись дома, Матильда искала приюта у друзей и знакомых, скитаясь из одного дома в другой.
Поняв, что прежнего шикарного будущего с поклонниками, шампанским и бриллиантами, в России ей уже не светит, бывшая прима императорского театра, летом 1917 году покинула Петроград вместе с сыном и переехала в Кисловодск, где ее уже ждал князь Андрей. До этого, на перроне Петроградского вокзала была сцена со слезами во время расставания с таким преданным ей Сергеем Михайловичем. Через год он был убит большевиками.
На юге тоже не все было спокойно и про жизнь в достатке и роскоши можно было забыть. Но, вот парадокс и преимущество Кшесинской – даже живя в разрухе, в дали от театрального блеска и светских приемов, она продолжала выглядеть великолепно: делала по утрам гимнастику, всегда следила за маникюром и прической.
А в России того периода был хаос, голод, тиф и паника.
В такой обстановке Матильда в 1920 году вместе с сыном, Андреем Владимировичем и его матерью покинули навсегда Россию, отплыв из Новороссийского порта за «пять минут» до прихода красных.
Вся дальнейшая жизнь балерины проходила в эмиграции.
По приезду во Францию Кшесинская и Андрей Владимирович официально оформили свои отношения, и князь усыновил своего же ребенка.
В 1926 году «парижский царь» Кирилл Владимирович, старший родной брат ее мужа, пожаловал ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году — светлейших князей Романовских-Красинских.
В 1929 году она основала в Париже балетную студию и достигла больших успехов на этом поприще.
В Европе она была знаменитостью, и даже легендой еще при жизни. Там все интересовались ею как диковинкой, как бывшей возлюбленной последнего российского царя.
О ней писали книги, у нее брали интервью и приглашали на светские приемы. Там она вернулась к столь любимой ею богемной жизни, к ее ногам вновь посыпались бриллианты, икра, устрицы и мужчины.
Она проводила время за игрой в рулетку (где получила прозвище «Мадам Семнадцать», постоянно ставя на это число) и посещениями знатных домов, где непременно была центром внимания.
Перешагнув 70-летний рубеж, бывшая прима, при участии своего супруга, написала мемуары, которые были изданы в 1960 году в Париже.
В эмиграции Матильда прожила очень долгую жизнь, без малого сто лет. Она пережила не только всех своих родственников, друзей и знакомых, но и поклонников ее театральных триумфов.
Умерла балерина в Париже в 1971 году, была похоронена рядом со своим мужем Андреем Владимировичем на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
В последний раз Матильда Ксешинская вышла на сцену в 1936 году в лондонском «Ковент-Гарден», где исполнила русский танец. Ей на тот момент было почти 64 года!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
В 1958 году, когда Большой театр триумфально гастролировал в Париже, на спектакль Лебединое озеро пришла очень пожилая женщина в темной шляпе с вуалью. Она сидела в ложе и рыдала от счастья, от той красоты, которую она увидела на сцене, от осознания того, что великий русский классический балет, которому она посвятила свою жизнь- жив. Она не могла не подойти за кулисы к артистам и поблагодарить их за увиденное балетное чудо. Когда незнакомка представилась- артисты старшего поколения ахнули. Даму в черной шляпе с вуалью звали - Матильда Кшесинская.
Матильде тогда было 86 лет. И многие были уверены, что некогда возлюбленной императора Николая Второго и несравненной примадонны Мариинского театра, уже нет на свете. В последний день лета, 31 августа 1872 года родилась величайшая русская балерина - Матильда Кшесинская(1872-1971). Полька по происхождению, дочь знаменитого танцовщика Феликса Кшесинского, судьба уготовила Мале вековую, полную драматизма, счастья и трагедий жизнь.
...ЕщёВ 1958 году, когда Большой театр триумфально гастролировал в Париже, на спектакль Лебединое озеро пришла очень пожилая женщина в темной шляпе с вуалью. Она сидела в ложе и рыдала от счастья, от той красоты, которую она увидела на сцене, от осознания того, что великий русский классический балет, которому она посвятила свою жизнь- жив. Она не могла не подойти за кулисы к артистам и поблагодарить их за увиденное балетное чудо. Когда незнакомка представилась- артисты старшего поколения ахнули. Даму в черной шляпе с вуалью звали - Матильда Кшесинская.
Матильде тогда было 86 лет. И многие были уверены, что некогда возлюбленной императора Николая Второго и несравненной примадонны Мариинского театра, уже нет на свете. В последний день лета, 31 августа 1872 года родилась величайшая русская балерина - Матильда Кшесинская(1872-1971). Полька по происхождению, дочь знаменитого танцовщика Феликса Кшесинского, судьба уготовила Мале вековую, полную драматизма, счастья и трагедий жизнь.
Прославленная Прима-балерина Мариинского театра, фаворитка и первая любовь императора Российской империи Николая Второго была женщиной непреодолимого очарования, слухи, домыслы и легенды о которой, дошли и до наших дней. Великая русская танцовщица ,главная соперница Анны Павловой и Любови Егоровой, она сама распоряжалась своим репертуаром.
Блистательная танцовщица-вытеснившая со сцены итальянских виртуозных танцовщиц-гастролерш, она была уникальной личностью, очень образованной и начитанной. Кшесинская первой увидела большой талант в Тамаре Карсавиной.
В 1902 году Тамара Карсавина была зачислена в Мариинский театр, правда в кордебалет, но в 1906 году Тамара переведена в разряд первых танцовщиц. Это произошло благодаря стараниям Матильды Кшесинской. Матильда Феликсовна обладая феноменальным чутьем на большие таланты, коим несомненно обладала Карсавина, прекрасно понимала, что театру нужны новые лица, новые яркие индивидуальности. В своих мемуарах Тамара Платоновна Карсавина с теплотой и нежностью вспоминает о Матильде. Матильда была противоречивым, но благородным, цельным человеком. У нее всю жизнь были очень сложные взаимоотношения с Анной Павловой, но прочитав сообщение о смерти Павловой, Кшесинская зарыдала навзрыд и в присутствии своего секретаря произнесла:" Белый лебедь улетел к себе на небеса". Павловой было всего лишь 49 лет....
Кшесинская была замужем за Великим князем Андреем Владимировичем Романовым. У них был сын, который, увы не оставил наследников и умер бездетным. Бежав во Францию, после революции из Петрограда, балерина оставила свои несметные богатства в Петрограде, городе, который боготворила и в котором любила и была любима . В Париже у нее была своя школа, ученицы ее любили. Но средств все равно не хватало. Жилось ей в Париже трудно. Семья Юсуповых всегда поддерживала ее. Матильда Феликсовна была интереснейшим и очень цельным человеком. Как и подобно ее другу Феликсу Юсупову, о России она не переставала думать до последнего вздоха своей долгой, прекрасной и все-таки вместе с тем трагичной жизни.
Свой последний приют Кшесинская обрела на Парижском кладбище Sainte - Geneviève - des - Bois в одной могиле с мужем и сыном. На могиле значится: "Светлейшая княгиня Матильда-(Мария) Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".
( Эдгар-Ки
...ЕщёКшесинская была замужем за Великим князем Андреем Владимировичем Романовым. У них был сын, который, увы не оставил наследников и умер бездетным. Бежав во Францию, после революции из Петрограда, балерина оставила свои несметные богатства в Петрограде, городе, который боготворила и в котором любила и была любима . В Париже у нее была своя школа, ученицы ее любили. Но средств все равно не хватало. Жилось ей в Париже трудно. Семья Юсуповых всегда поддерживала ее. Матильда Феликсовна была интереснейшим и очень цельным человеком. Как и подобно ее другу Феликсу Юсупову, о России она не переставала думать до последнего вздоха своей долгой, прекрасной и все-таки вместе с тем трагичной жизни.
Свой последний приют Кшесинская обрела на Парижском кладбище Sainte - Geneviève - des - Bois в одной могиле с мужем и сыном. На могиле значится: "Светлейшая княгиня Матильда-(Мария) Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".
( Эдгар-Кирилл Дальберг )