Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
Ростра- от лат. rostrum — нос, клюв— носовая часть античного корабля. Украшения носовой части корабля в древней Греции называли кариатидой. Характерны для Древней Греции украшения в обличье богов, причем отдавали предпочтение богине победы Нике. Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
В Древнем Риме носовую часть корабля украшали фигурами львов, драконов, сирен, изображениями богини победы Виктории, удачи — Фортуны, бога морей Нептуна. В древнем Риме такое носовое украшение именовалось рострой.
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам или просто изображению глаза, которое должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля.
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов. Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Несколько столетий спустя суда викингов часто демонстрировали устрашающие головы драконов во время своих набегов, приблизительно между 800 и 1000 годами нашей эры ( фото выше).
Тем не менее, общая практика использования носовых украшений достигла рассвета в 1500-ых годах, с развитием галеонов, которые могли пересекать океан. Как и вывески для трактиров, которые использовались для рекламы во времена, многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать. В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей. Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Носовые фигуры, почти полностью исчезнув к 1800-ым годам, вновь приобрели популярность после наполеоновских войн. Но они были меньшего размера в сравнении с полноразмерными фигурами, популярными в предыдущих столетиях.
Носовая фигура флагмана адмирала Нельсона «Виктория» начала девятнадцатого века.
Британский фрегат с поразительным украшением «Единорог» был спущен на воду в 1824 году.
Клиперы, которые плавали под парусами по торговым маршрутам всего земного шара в середине девятнадцатого века обычно имели полноразмерные носовые фигуры, но их делали не столь сложными в исполнении. До того как отправиться на реставрацию, чайный клипер «Кати Сарк» в Лондонском Гринвиче хранил огромное количество носовых фигур.
Носовая фигура клипера Кати Сарк
У первых пароходов иногда были носовые фигуры, но носовые украшения в большинстве своем вымерли с упадком парусного судостроения
Корабль королевского флота Великобритании «Rodney», спущенный на воду в 1884 году, был одним из последних британских линкоров украшенным носовой фигурой, хотя некоторые суда меньших размеров продолжали украшаться ими до первого десятилетия двадцатого века.
HMS Rodney
Украшение носа британского корабля «Warrior» той же эпохи.
HMS Warrior
Германский океанский лайнер «Император» спущенный на воду в 1912 году использовал большого бронзового орла в качестве носовой фигуры. Он придавал дополнительные футы длины кораблю и обеспечил возможность признать «Император» самым длинным судном того времени, победив британский корабль «Олимпик», того же типа что и «Титаник».
Носовая фигура корабля Император
Носовая фигура французского корабля
Носовые украшения изображали людей, но здесь есть лев…
И даже король морей Нептун собственной персоной на Испанском галеоне..
и даже носовое украшение «Аякса», построенного в 1809 году и участвовавшим во многих боях во время длительного конфликта с Наполеоном.
Носовое украшение в виде орла на USS Lancaster . Работа John Haley Bellamy в музее Mariners' Museum and Park в Вирджинии.
Носовые украшения кораблей, выставленные в Marinmuseum, in Karlskrona в Швеции.
Носовое украшение SS Great Britain ( 1845 год) в Бристоле.
Вырезанная из дерева голова морского дракона, расположенная в ванкуверском парке «Стенли» - точная копия носового украшения корабля «Императора Японии», который плавал туда и обратно от западного побережья Канады до восточной оконечности Азии с начала 1890-ых до 1922 года.
И раз уж разговор зашел об Азии, вот примеры носовых фигур из Таиланда. Они украшают баркас королевской семьи. Первая датируется серединой шестнадцатого столетия.
Надеюсь, вам понравилась подборка и вы открыли для себя что- то новое.
А красиво всё- таки, что ни говори. Жаль, что в прошлое ушла манера украшать носовую часть кораблей. Сейчас на кораблях Памятный адрес. Вот такие небольшие, сантиметров 20, плакеты. У меня из целая коллекция на чердаке )) сняла не так давно, ремонт делала
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мы искренне рады видеть вас активными участниками нашей группы. В свою очередь, мы стремимся создать атмосферу, которая будет вас увлекать и вызывать желание возвращаться сюда снова и снова. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотите найти ответы, но вам лень или нет времени искать их самостоятельно, у нас есть решение! Мы создали специальный «почтовый ящик», куда вы можете отправить свои запросы. Например, вас интересует, почему пингвины не живут в Арктике или любил ли Людовик XV танцевать? Напишите нам, и мы постараемся найти для вас интересные ответы на эти и другие вопросы. Если же вы увидели или прочитали что-то, что вас сильно взволновало, не стесняйтесь делиться
Советская историография старалась обходить личные связи Надежды Константиновны стороной (да это и верно, личное остается личным и не всегда должно появляться наружу). Персональное дело Надежды Крупской засекречено до сих пор. Тем не менее, пытливые историки могли натолкнуться на эти факты в воспоминаниях людей того времени и круга, в котором вращалась Надежда Константиновна, хотя его и основательно в свое время почистили.
Самый знаменитый раб в США, о котором писали все газеты. Необычная история Дреда Скотта
В середине XIX века этого парня в Америке знали все. Он был вторым по узнаваемости персонажем после президента. В ту пору Штаты еще вовсю эксплуатировали рабов, которые не имели ни права голоса ни своего мнения в глазах народа. Чем же прославился и смог заявить о себе Дред Скотт, что прогремел на всю Америку?
Вы заметили, что мы все чаще начинаем использовать слова и выражения понятие которых знаем только на ассоциативном уровне? Чего уж говорить об их происхождении. Я считаю, что это не правильно и все умные коты и кошки должны воспринимать язык не только как инструмент, но и как огромный культурно-исторический пласт.
"Миллионами Павликов" газета "Пионерская правда" называла последователей Павлика Морозова, чей поступок стал образцом героизма, верности, честности и самоотверженности.
"На смену ему идут и еще придут сотни и тысячи новых ребят" , — писала газета, публикуя чуть ли не в каждом номере истории о героических поступках пионеров с их портретами, датами, текстами доносов на учителей, друзей, колхозников, а главное — родителей.
Движение последователей Павлика Морозова стало настолько массовым, что в пионерской организации им. Ленина вызрела целая плеяда новых советских героев, которым ставили памятники, чьим именем называли пионерские отряды и о ком сла
«Она была еще молода, высока, белолица»: что писал Казанова об императрице Екатерине II
В 1765-1766 годах в России побывал знаменитый авантюрист XVIII века Джакомо Казанова. «Записки венецианца Казановы» вышли на русском языке в журнале «Русская старина» в 1874 году. Следуя этим воспоминаниям, Казанова несколько раз виделся с императрицей Екатериной II – они обсуждали переход России на григорианский календарь, которым пользовалась вся Европа, в то время как в Российской империи продолжали пользоваться юлианским.
Весьма неоднозначная тема, которая показывает, что в эпоху крепостного права замечательный и везде передовой человек, слуга царю и искренний патриот вдруг оказывался последним мерзавцем по отношению к собственным крепостным просто по той простой причине, что не видел в них людей - и это было вполне нормально для общества, в котором он жил. Вседозволенность по отношению к крепостным, в которой воспитывались поколения русских бар, была нормой. Зверское отношение, страшные наказания за любую ерунду, да и вообще по причине плохого настроения, распущенное поведение по отношению к крепостным женщинам, полное игнорирование личностей зависимых крестьян
Комментарии 4