И вот в его воспоминаниях, опубликованных в 2006 году в VII выпуске «Невского архива», меня откровенно резанул один момент, написанный с каким-то исключительным снобизмом, откровенно свысока, к тем, кто стоял ниже на социальной лестнице.
Вот смотрите:
«… Очень распространено мнение, будто в классическую гимназию старались не допустить «кухаркиных детей». Действительно, когда я был близок к окончанию гимназии, Министерство народного просвещения выпустило в 1887 циркуляр с какой-то чиновничьей глупостью, намекавшей на это, но за все время моего пребывания в гимназии состав учеников был самый демократический. Из 50 учеников в первом и втором и 40 — в третьем классах у нас был огромный процент именно «кухаркиных детей».
В самом деле, тут были, кроме сыновей Раузера, и сыновья легковых и ломовых извозчиков, и мелких подрядчиков, и ремесленников, даже цыгане. Встречались самые необыкновенные фамилии вроде: Ауэ, Брейкина, Летипланда, Лениесса, Буховикова, Ерыкалова, Фалева, Оно, Камю, несвойственные тогдашней интеллигенции.
Если сыновья рабочих встречались в нашей гимназии сравнительно редко, то это объясняется двумя причинами — во-первых, чисто статистической, ибо рабочие даже в столичном населении составляли тогда ничтожный процент, и во-вторых тем, что рабочие предпочитали отдавать своих детей в чисто практические школы, а не в гимназию…
Однако, при своей врожденной некультурности, при часто недостаточных способностях так называемые «кухаркины дети» не шли дальше 4-го класса, добровольно возвращаясь в первобытное состояние, и таким образом сам собой осуществлялся естественный отбор. В первом классе у нас было четыре Семеновых. Я был из высшей интеллигенции, Павел Семенов — из средней интеллигенции, Гавриил Семенов — из мелкой интеллигенции, а Петр Семенов, живший в Галерной гавани — из неинтеллигентных слоев. Он был беден и … грязен …
Результат же был такой: из четырех Семеновых я достиг профессорского звания, Павел кончил университет и стал чиновником, Гавриил университет не окончил и, кажется, стал акцизным, а Петр не дошел и до 3 класса гимназии. «Естественный отбор» проявился сам собою…»
Комментарии 2