***
КОГДА-ТО свою книгу «Сам о себе» Ильинский посвятил «Володюшке и его товарищам». (Сын окончил иняз, работал в АПН). Там, в частности, Игорь Владимирович писал: «Познав чувство отцовства, я вдруг ощутил зависть к моим товарищам и коллегам, которые имеют ещё и своих духовных детей – учеников...» Неужто у него совсем нет учеников? Ильинский вздохнул:
– Случалось, кто-то из молодых актёров вдруг признавался: «А ведь я, Игорь Владимирович, ваш ученик!» Но это ученики всё же не прямые. Тут мое влияние, так сказать, косвенное... А из прямых учеников могу, пожалуй, назвать лишь одного, которым, кстати, очень горжусь, – Вячеслава Спесивцева. Как он рванул вперед! Какой чудесный театр создал – Молодёжный, на Красной Пресне... Тяга к новаторству среди молодых режиссёров сейчас всеобщая, хотя порой – не вполне оправданная. Что же касается Спесивцева, то его новаторство всегда интересно и талантливо...
Я поинтересовался: хотел бы Мастер сам оказаться во власти молодого режиссёра? Ильинский усмехнулся:
– Ехидный вопрос. Но вот со Спесивцевым, пожалуй, работал бы увлечённо... В игре его актёров нет ничего лишнего. Как советовал Гоголь, они творят дело. И это впечатляет. В этой деловой правде, по-моему, заключено самое ценное. И ещё очень важно, что эти молодые актёры не разжевывают всё зрителю, а дают ему возможность дофантазировать. Впрочем, великие актёры и раньше так играли. Помню, например, паузу, которую Владимир Иванович Давыдов в одном водевиле держал две минуты! Две минуты он ничего не делал на сцене, только думал, но – как думал! Зритель сам невольно начинал фантазировать: о чём это он там думает? И это всё было высшим классом!.. Во «Власти тьмы» я тоже пытаюсь, как могу, сделать подобное. Во время разгула Никиты мой Аким сидит на печке, молчит и лишь всё больше и больше сутулится... Но вот на днях посмотрел наш спектакль по телевидению и расстроился: операторы сняли этот эпизод монтажно, и внутреннее состояние Акима телезрителям не видно. Моим бы учителям это тоже не понравилось...
Среди своих учителей Ильинский называл не только Сахновского и Комиссаржевского, Мейерхольда и Станиславского, но и Маяковского. Почему?
– Потому что влияние Маяковского на мою творческую жизнь было огромно. И оно вовсе не ограничивалось личным общением, ролями, которые играл в его пьесах, и десятком его стихов, которые читал с эстрады. Самое главное: я всё время ощущал его присутствие – присутствие художника. Работая и в театре, и в кино, я прекрасно знал, ЧТО Маяковский одобряет, а ЧТО – нет, в общем, ощущал его как свою художническую совесть. Впрочем, так было не только со мной...
Комментарии 7
“– Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…” Я это стихотворение в исполнении Игоря Ильинского слушал на граммпластинке в раннем детстве десяток раз в день .пока она не затерлась до дыр.Его голос до сих пор звучит в моих ушах