Пять любопытных моментов в романе "Мастер и Маргарита", на которые вы могли не обратить внимания
Главный роман Михаила Булгакова – неисчерпаемый кладезь загадок, сюрпризов и необычных фактов, связанных с ним. Мы уже писали о некоторых любопытных фактах из романа автора, спешим поделиться с вами частью таких находок.
Примус кота Бегемота Знаменитая фраза одного из хулиганистых сподвижников Воланда о починке примуса, как занятии обычном и безобидном, давно стала крылатой. А появилась она практически случайно. Собственно, столь же случайно Булгакова осенила идея сделать примус атрибутом – и оружием! – Бегемота. В тогдашней Москве не было не только электрических, но и газовых плит. Даже в новых и престижных многоэтажных домах готовили пищу и кипятили чайники на различных портативных устройствах, заправлявшихся керосином или бензином. Чаше всего – на примусе, в котором не было фитиля, а бензин за счет подкачки ручным насосом шел из резервуара под давлением в горелку. Агрегат был мощный, кипятил быстро. Но опасный – мог перегреться и взорваться. На примусах делали клапаны для сброса лишнего давления, но, если они срабатывали, через них выплескивался и тут же вспыхивал бензин. Однажды, когда Булгаков сидел дома и работал над рукописью, раздались крики «Пожар! Примус!». В соседской кухне как раз вышибло такой аварийный клапан и плеснуло вокруг горящим бензином. Пламя сумели погасить быстро. Но Михаил Афанасьевич уже об этом не думал – он записывал ту самую сцену в «нехорошей квартире» с чекистами, котом и примусом.
Азазелло не случайно дарит крем Еще один спутник Воланда – Азазелло – дарит Маргарите не что-то, а именно волшебный крем, превращающий ее в ведьму. И это отнюдь не случайно. Имя этого демонического существа Булгаков вычитал в Ветхом Завете. Среди приписываемых ему нехороших деяний было и то, что Азазелло (иначе – Азазель) принес на землю декоративную косметику. И научил красавиц еще в ветхозаветные времена пользоваться ею. Красить глаза и губы, румянить щеки, брови сурьмой подводить – и всё это ради соблазна. Да и зеркало, еще один инструмент суетной радости, люди тоже получили от него.
Две королевы Маргариту в книге королевой величают неоднократно. И даже – королевой Марго, что многих заставит вспомнить о романе Дюма с таким названием. Есть и прямые указания на биографию той самой королевы Маргариты из рода Валуа. Упомянутой в сцене купания кровавой свадьбой оказалась ее собственная, за которой последовала Варфоломеевская ночь. Но главное – та Маргарита сама была весьма образованна и собирала вокруг себя творческих людей, прежде всего писателей. А Мастер-то как раз литератор! Была во Франции и еще одна королева Маргарита из того же рода – сестра короля Франциска I. Она, кстати, приходилась родной бабушкой мужу упомянутой выше королевы Марго. И не только покровительствовала деятелям литературы, но и сама занималась творчеством. И в самой ее известной книге – сборнике новелл «Гептамерон» – часто говорится о безнадежной или трагической любви.
«Мастер и Маргарита» как письмо Сталину В поздних вариантах романа исследователи обнаруживают ряд реплик, относящихся непонятно к какому персонажу. О нем говорят разные герои. Даже Воланд в финальной сцене на Воробьевых горах произносил в одной из редакций непонятные слова, характеризующие чей-то суровый облик и нрав. Вроде бы нет в сюжете личности, к которой они могли относиться. Существует мнение, что, когда Булгаков сжег один из первых вариантов рукописи, он к ней возвращаться больше не хотел. И снова взялся за работу над будущим великим романом после того, как в 1937-м году ему внезапно позвонил сам Сталин. О чем они в точности говорили, свидетельств нет. Зато есть версия, что те самые странные фразы Булгаков адресовал лично вождю. Действительно, куда Воланд в той сцене смотрел – на Москву, ведь так? С Воробьевых гор и сейчас Кремль разглядеть можно, а тогда столичная застройка была гораздо ниже…
У кого впервые не горели рукописи? Мотивы, которыми Михаилу Афанасьевичу навеяло его роман, –тема неисчерпаемая. Понятно, что Булгаков хорошо знал ветхозаветные предания. И европейскую литературную традицию, посвященную тому, как князь тьмы может вмешиваться в человеческую жизнь. «Фауста» прежде всего!
Но был и почти современный Булгакову автор, творчеством которого он весьма увлекался. Это Густав Майринк, автор сложных и порой жутковатых романов о потустороннем. Его иногда называют европейским Эдгаром По. Хотя Майринк намного мистичнее и страшнее, чем американский отец ужастиков. Именно Майринк в книге «Голем» выстроил сюжет так, что герой и его любимая наконец-то встречаются, чтобы быть вместе, только за гранью реального мира, на той черте, что отделяет его от мистической бездны. Похоже на роман Булгакова, верно? Да и образ произведения, которое и огонь не может уничтожить навсегда, встречается у него в романе «Белый доминиканец». Конечно, Булгаков всё переосмыслил, но родство явно прослеживается.
Роман можно перечитывать неоднократно и всё- равно находить в нём новое и неизведанное. Он настолько многогранен, что не все грани открываются сразу. Шедевр! А тот «хулиганистый помощник», разумеется мой самый любимый персонаж. Умён и проказлив )
Я была знакома с очень интересным, эрудированным человеком, который очень любил Булгакова и его творчество . И даже написал несколько статей, которые позже переработал в две книги. И помню, что его очень удивляло, почему Булгаков совершенно не упомянул московское метро, ни в каком контексте. В отличие от всего прочего тогдашнего городского транспорта))
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мы искренне рады видеть вас активными участниками нашей группы. В свою очередь, мы стремимся создать атмосферу, которая будет вас увлекать и вызывать желание возвращаться сюда снова и снова. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотите найти ответы, но вам лень или нет времени искать их самостоятельно, у нас есть решение! Мы создали специальный «почтовый ящик», куда вы можете отправить свои запросы. Например, вас интересует, почему пингвины не живут в Арктике или любил ли Людовик XV танцевать? Напишите нам, и мы постараемся найти для вас интересные ответы на эти и другие вопросы. Если же вы увидели или прочитали что-то, что вас сильно взволновало, не стесняйтесь делиться
Мальтипу: «Плюшевые» мини собачки. Золотая жила для заводчиков-аферистов
Раньше людей разводили на деньги просто и банально — МММ, звонки из банков и правоохранительных органов... А как разводят сейчас? «Микро мальтипу из Кореи! Спешите купить самого редкого ультрапородистого щеночка всего за 1 500 000!». Да, вы прочитали правильно, полтора миллиона рублей за собачку! Как трёшка в Воркуте! Но цена — не единственный нюансик минибобиков.
Почему раньше считали, что женщина на корабле - к беде?
У разных народов женщина издревле считалась символом ведичества, ассоциировалась с магией и нечистой силой. Во времена инквизиции прекрасному полу пришлось особенно нелегко: за рыжие волосы, наличие черного кота и любовь к книгам можно было запросто отправиться на костер... К счастью, все эти поверья остались в далеком прошлом – наука, технический прогресс и эмансипация сделали свое дело. Однако память о прежних суевериях в народе сохранилась. Так, фразу о том, что "женщина на корабле – к несчастью", можно услышать и сегодня. Но откуда взялось это выражение? И что такого ужасного вытворяли женщины на кораблях? Попробуем разобраться.
Дело было в славные времена, когда Россией только начал правил юный государь Александр Павлович и все ждали от него великих свершений и больших перемен. Как-то раз, некий барин изволил пожаловать с визитом в одно из своих отдаленных имений: приехал посмотреть, как мужички без его присмотра справляются, чем живы, все ли в порядке с барским хозяйством, доглядывают ли как положено за домом, да блюдет ли староста хозяйский интерес.
Уильям Джон Хеннесси / William John Hennessy (1839 - 1917), Томастаун, Ирландия. * холст, масло, 1889 г. p.s. на картине изображена Берта Савойская - супруга императора Священной Римской империи Генриха IV. Во время конфликта между императором и папой Григорием VII Берта с сыном на руках простояла на коленях босиком в ледяном январском холоде трое суток, чтобы добиться для Генриха примирения с церковью.
Комментарии 2
И помню, что его очень удивляло, почему Булгаков совершенно не упомянул московское метро, ни в каком контексте. В отличие от всего прочего тогдашнего городского транспорта))