Большевики отменили древнюю христианскую традицию, и вместо нее ввели пышное празднование Нового Года.
Но как же выглядело Рождество до революции?
Традиция праздничных новогодних ночей появилась в советской России лишь в 1930-х годах. Запретив религию и празднование Рождества, советская власть решила все же устраивать альтернативный праздник — Новый Год. В первую очередь для того, чтобы дети могли получить подарки. В СССР переняли главный атрибут Рождества — нарядную елку. Постепенно к празднованиям присоединились и все взрослые, которые привыкли к большому торжеству посередине зимы.
У рождественской елки, 1911
До революции русские православные праздновали Рождество 25 декабря, как и католики. В 1918 году большевики перешли на григорианский календарь, и праздник в России передвинулся на 13 дней, то есть на 7 января.
У рождественской елки, 1900-е
Рождество в дореволюционной России всегда было шире, чем просто ночное гуляние. Этого дня ждали с нетерпением. Накануне праздника начинались «святки» - безудержные гуляния и маскарад, которые продолжались еще две недели. Эта традиция имеет древние славянские корни.
По льду на санях в Юсуповском саду Санкт-Петербурга, 1900
Лев Толстой так описывает это веселое время в романе «Война и мир»: «Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры».
Ряженые в Юсуповском саду, 1900
Перед Рождеством во многих городах проводили благотворительные базары.
Немецкий базар, 1910-е
В первую очередь, нужно было позаботиться, чтобы всем детям достались подарки. Городские власти часто устраивали раздачу подарков малоимущим и беспризорным детям.
Раздача подарков для детей на елке в Градоначальстве, 1910-е Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
В конце XIX — начале XX века в моду вошла отправка рождественских открыток. Обычно к вопросу подходили ответственно, подписывали и относили на почту карточки заранее. А оформлением таких открыток занимались известные художники. Традицию переняли и в советское время.
«С Рождеством Христовым!», открытка 1910-х
Важным мероприятием был выбор рождественского дерева. Для этого дворяне посылали слуг в лес, ну а люди статусом пониже сами отправлялись на поиски небольшой елки.
На еловой просеке, 1910-е. Иван Авдонин
Городские жители чаще ходили на елочные базары, которые чем-то напоминали и современные.
Елочный базар в Екатерининском саду Петербурга, 1913 год. Карл Булла
Доставить огромную красавицу было проблематично— тут без извозчика или личного экипажа было не обойтись.
Елку везут домой, 1910-е. Георгий Несытов
Елку наряжали тайно и прятали от детей. Когда все было готово, их звали колокольчиком посмотреть на это рождественское чудо. И они часто были под большим впечатлением!
Дети у елки, 1910-е
Так писал о Рождестве в 1870 году Лев Толстой: «В день Рождества была великолепная елка. Мы с Ханной и детьми заранее золотили орехи, одевали кукол, клеили коробочки, делали цветы. Дьяковы навезли пропасть прекрасных игрушек, с особенным вкусом и любовью выбранных нашими дорогими друзьями. Днем все катались на коньках… и настроение было необычайно веселое и счастливое».
Рождественская елка, 1911 год. Петр Веденисов
«С незапамятных времен елки у Свентицких устраивали по такому образцу. В десять, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую для молодежи и взрослых, и веселились до утра. Более пожилые всю ночь резались в карты <...> На рассвете ужинали всем обществом», - описывает Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» дореволюционное празднование Рождества в дворянской семье в начале XX века.
Рождественская елка в доме артистки Веры Шуваловой, 1911 год. Александр Гринберг
«Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов струящимся сиянием, шурша платьями и наступая друг другу на ноги, двигалась черная стена прогуливающихся и разговаривающих, не занятых танцами. Внутри круга бешено вертелись танцующие», — пишет Пастернак.
Рождественская елка, 1913-1914 Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
К приготовлению рождественского ужина подходили очень ответственно. И как и сейчас — сильно заранее начинали выбирать и закупать продукты. До самой же рождественской ночи соблюдали строгий пост, а разговляться можно было и окороком, и икрой, и пирогами с разными начинками.
Автопортрет у рождественской елки, 1910-е. Георгий Несытов/Архив А.А.Акилова
Рождественские обеды и приемы устраивали и после праздника до самого Нового года.
Перед праздничным обедом, 1910-е
Про Рождество не забывали даже на фронте. Во время Первой мировой войны в 1914 году в рождественскую ночь даже затихли боевые действия.
Лютер придумал эту елку а Лютеране завезли в россию.. И фото немецкие выложены , в середине 19 века в глубинке елкой мало кто занимался .. Это в Петербурге немцы пропагандировали свой праздник , вот так и разошлась елка по всему миру
рождественская елка, с которой мы знакомы сегодня, берет свое начало в языческой традиции. Во время зимнего солнцестояния люди приносили в свои дома так называемые зимние майи. Эти зеленые ветви были знаком жизни, должны были отгонять зимних духов и обещали защиту и плодородие.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Э́лвис Аро́н Пре́сли (англ. Elvis Aaron Presley 8 января 1935, Тьюпело — 16 августа 1977, Мемфис) — американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Также известен как"король рок-н-ролла".
Помните «Арапа Петра Великого»?! Хоть в книге Пушкина, хоть в исполнении Высоцкого, хоть в реальности?! А чем «арап» отличается от «араба»?! Вроде бы одно и то же, просто «арап» - старое слово, «араб» - современное. Даже в научных сборниках царских слуг называют «арабами» на том основании, что «арап» - слово, которое вышло из обращения и даже в формулярном списке поздней империи писали «Араб Высочайшего двора». А ведь раньше разницу между этими словами понимали очень четко. В старых словарях XIX века «арап» - это слуга, а «араб» - темнокожий человек из африканских или восточных стран. Видимо, потому тем, кто служил арапами/арабами у российских императоров и стал
Почему в СССР так и не научились делать нормальные окна?!
В моем первом "семейном гнезде" были старые деревянные окна, установленные еще в советские времена, когда построили этот старый «брежневский» многоквартирный дом. У деревянных рам имелся один огромный плюс: щели в них были настолько большие, что мы зимой почти никогда не открывали форточку. Плюсом это было из-за того, что топили в том доме так, что зимой температура в квартире даже с незаклееными и незаткнутыми щелями почти никогда не опускалась ниже +25 градусов. Поэтому небольшой постоянный сквозняк через щели в окнах был даже приятен.
Кто придумал, что коней на переправе не меняют и что на самом деле имелось в виду
Вы наверняка слышали один из самых «железобетонных» аргументов в пользу «стабильности и несменяемости» - крылатую фразу «коней на переправе не меняют». Мол, дела и так сложные, не стоит тратить силы еще и на смену начальства… А ведь на самом деле автор этого ушедшего в народ выражения говорил совсем о другом.
Птенцы гнезда Петрова по воле беспокойного царя запросто отмахивали тысячи километров по бескрайнему русскому и европейскому бездорожью, когда по своей воле, а когда и в неволе, особенно, когда Петр Алексеевич упокоился от трудов своих тяжких, а его соратникам пришло время платить по счетам. Но даже в эту бурную эпоху приключения Михаила Петровича Аврамова оказались «не из последних», хоть про него самого и забыли. Ибо не Меншиков, не Голицын и даже не Щепотев. Всего лишь верный исполнитель приказов государевых, цейхдиректор и начальник Санкт-Петербургской типографии.
«Жаба душит»: что эта фраза означает на самом деле
В медицинских словарях рядом с понятием стенокардия значится его устаревшее название - грудная жаба - она сопровождается общей слабостью, потемнением в глазах, дискомфортом в области сердца давящего и сжимающего характера. Подобные симптомы волнения и лёгкого удушья присущи не только больным стенокардией и ангиной, но и человеку, переживающему стресс от нежелания расстаться с деньгами или иным имуществом в силу своей жадности.
Комментарии 6
Спасибо за интересный пост..
С Рождеством всех празднующих!