Самое начало сентября 1993 года, Центральный Дом Литераторов. Вечер посвященный 100 летию со дня Рождения Владимира Маяковского. Первый пролетарский поэт страны Советов родился 19 июля, когда лето в самом разгаре, но как мне потом уточнил дедушка, из-за сезона отпусков вечер решили провести в начале нового литературно-художественного сезона, а через каких-то три - четыре недели в Москве произойдет Штурм Белого дома, Расстрел Дома Советов, Ельцинский переворот 1993 года. ..
Я, как обычно был с бабушкой и дедушкой. Народу было много. Рядом с нами сидели Маргоша Анастасьева с Владленом Давыдовым, тетя Лена Добронравова с Антониной Гунченко, Татьяна Лаврова с сыном Володей. Произносятся речи, декламируются стихи поэта и вдруг абсолютно неожиданно на сцене появляется хрупкая, эффектная женщина с белоснежной головой в элегантном брючном костюме, одетая так, будто на нее работали лучшие Парижские дома мод. В зале повисла гробовая тишина и тут Маргоша Анастасьева шепчет бабушке так , что я все слышу: "Не может быть, она еще жива! Фантастика! Это же Нора, Нора Полонская!".
Знала бы достопочтенная московская богемная публика, что эта пришедшая к нам из другого века пленительная женщина, всеми покинутая и брошенная на произвол судьбы, живет в весьма трудных условиях ,в доме ветеранов сцены на Шоссе Энтузиастов, но породу, класс и благородство потерять нельзя, если твое имя - Вероника Витольдовна Полонская.
В тот памятный вечер 85-летняя Нора прочитала одно стихотворение Маяковского "Отношение к барышне" и произнесла:" С днем Рождения, Владимир Владимирович, простите меня за все, мы скоро встретимся". Зал был в оцепенении. Никто подобного не ожидал. Большинство ее уже давно похоронило. Ровно через год, 14 сентября 1994 года Вероники Витольдовны не стало.
Легендой при жизни Полонскую сделала строка в предсмертном письме -завещании Маяковского : "Товарищ Правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь- спасибо".
Названная в честь нетленной героини пьесы Генриха Ибсена " Кукольный дом" Нора была Вероникой только лишь в официальных документах. Имени Норы не было в святцах и родители решили выбрать похожее по звучанию имя и остановились на Веронике, но для родителей, друзей и знакомых она всегда была Норой, Норочкой....
Нора происходила из аристократической польско-русской семьи. Ее отец-этнический поляк Витольд Полонский был довольно известным театральным актером, но знаменитым его сделал кинематограф. Фильм Евгения Бауэра "Песня торжествующей любви сделала Полонского любимцем публики. Его партнершей в фильме была звезда номер 1 немого кино- Вера Холодная. Первой супругой Витольда Полонского была Вера Пашенная, впоследствии великая актриса русской сцены. В браке с Пашенной у них родится дочь- Ирина, единокровная сестра Норы, с которой у них будут довольно сложные отношения в течении жизни, но к концу жизни Ирины Витольдовны сестры сильно сблизятся. Матерью Вероники Полонской была русская дворянка, актриса Малого театра, Ольга Гладкова, внучатая племянница декабриста Михаила Бестужева- Рюмина и двоюродная племянница Дмитрия Ивановича Менделеева.
Нора была впечатлительным, непосредственным, очень живым ребенком, обожала своих родителей и они в ней души не чаяли. Норе посчастливилось сняться в немом кино вместе со своим отцом в фильме Бал Господень. Норе в ту пору было 10 лет . Через год ее отца не станет. Витольд Альфонсович умрет в результате пищевого отравления недоброкачественными продуктами. Ему было 40 лет.
В 16 лет Нора с блеском поступает в студию при Художественном театре. Ее педагогами были Юрий Завадский и Николай Баталов. Вместе с ней учатся Нина Ольшевская- мама Алексея Баталова и знаменитая в будущем женщина-режиссер театра имени Моссовета, Ирина Сергеевна Анисимова- Вульф, дочь выдающейся русской актрисы Павлы Вульф- наставника и друга Фаины Раневской. Ирина Сергеевна станет самой близкой подругой Норы на всю оставшуюся жизнь.
Станиславский и Немирович-Данченко с самых первых шагов Норы в студии обратили на нее внимание. В его спектакле "Наша молодость" Полонская исполнила главную роль. В театральной студии Нора знакомится с юношей по имени Миша. Фамилия его была- Яншин! Это была первая юношеская любовь. Они поженились, обвенчались в церкви Воскресения на Успенском Вражке. Шафером на свадьбе был Михаил Булгаков.
После окончания студии, Нору оставляют в Московском Художественном театре. В 1928 году Нора снимается в фильме " Стекляный глаз" - режиссером выступила Лиля Брик. Фильм имел огромный успех у публики. Полонская была необыкновенна хороша. Весной 1929 года на ипподроме Нора знакомится с Владимиром Маяковским. Вряд ли это встреча была случайной. На ипподром Яншина и Полонскую пригласили Лиля и Осип Брик. Вероятно они хотели отвлечь внимание Маяковского от Татьяны Яковлевой дю Плесси, оставшейся в Париже. Маяковский был в депрессивном состоянии, но все прошло не совсем так, как планировали Брики...
Маяковский не просто увлекся, а влюбился в Нору Полонскую. Уставший от прагматичного, рационального семейства Бриков, в Норе он увидел человеческую прелесть, женственность, очарование юности. Нора долго сопротивлялась, не хотела предавать мужа , но в конечном итоге сдалась. "Когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актерский дар. Помню хорошо, как он читал «Левый марш», раннюю лирику" вспоминала Вероника Витольдовна. Они часами бродили по Московским улицам, Владимир Владимирович не мог надышаться той внутренней свободой, исходившей от Норы, которая полюбила Владимира Владимировича, как она его называла, таким , какой он был со всеми его недостатками, странностями, фобиями. Она увидела в нем не просто гения, а наивного, душевного человека, а не материал для потребления, каким собственно его видели Брики...
Маяковский не мог не покорить Нору. Он хотел жениться на ней, чтобы у них была семья, требовал ее развода с Яншиным, но будучи 22- летней девушкой, Нора, уже тогда понимала, что из-за его психической неустойчивости их отношения могут прекратиться в любую минуту. 12 апреля 1930 года, Маяковский позвонил Норе в Художественный театр и сказал, что считает ее своей семьей о чем он сообщил в письме правительству, Нора ничего тогда не поняла. Через два дня 14 апреля Маяковский заехал за Норой и отвез к себе в коммунальную квартиру на Лубянский проезд. Он требовал, чтобы Нора ушла от Яншина, ушла из театра и принадлежала всецело только ему. Владимир Владимирович плакал, но Норе надо было срочно бежать на репетицию в Художественный театр. Немирович-Данченко не любил, когда опаздывают.
Нора вышла от Маяковского, дошла до парадной двери и услышала выстрел. Она бросилась назад в его квартиру, увидела лежащего Маяковского с кровавым пятном на груди.
Приехала карета скорой помощи, но Владимир Владимирович скончался до их приезда. За два дня до самоубийства Маяковский написал письмо Советскому правительству: "Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо." Предсмертное письмо Маяковского стало достоянием общественности.
Полонская не попросила для себя ничего, хотя имела все права, так как Маяковский указал ее в письме. Лилия Юрьевна Брик, боявшаяся делить наследство писателя с Норой "дружески" посоветовала не идти ей на похороны Маяковского, который погиб из-за нее. А в Кремль сообщила, какие права могут быть у той, которая, даже не пришла проститься с человеком, который ее любил. Актриса Лилия Юрьевна была первостатейная, еще лучше из нее получился режиссер собственной судьбы за счет в действительности талантливых и одаренных людей.
Полонскую вызывают в Кремль по поводу наследства, где Вероника Витольдовна официально отказывается от прав на наследие Владимира Маяковского. Нора прекрасно понимала, что если она согласится , то близкий друг, любовник и почитатель Лили Брик, влиятельнейший сотрудник НКВД Яков Агранов может ее уничтожить. Через три года после смерти Маяковского, Михаил Яншин оставил Нору. Он влюбился в знаменитую цыганку советского театра -Лялю Черную и ушел к ней. Из МХАТа Нора перейдет в театр Ермоловой, где прослужит 33 года.
Ее второго мужа театрального администратора Валерия Азерского репрессировали и расстреляли. Нору вместе с сыном Владимиром не тронули, возможно благодаря упоминанию ее имени в предсмертном письме Маяковского. Ее последним третьим супругом стал актер театра имени Ермоловой - Дмитрий Фивейский, порядочный и благородный человек, официально усыновивший ее сына Владимира, чей отец Валерий Азерский был "врагом народа". Брак с Фивейским стал для Норы счастливым, они прожили более 30 лет, в 1972 году Дмитрия Фивейского не стало. В этом же году уйдет из жизни ее самая близкая подруга Ирина Анисимова-Вульф. Валечка Талызина недавно рассказывала мне, как в гостях у Анисимовой-Вульф видела игравших в покер Нину Ольшевскую, Варвару Розалион - Сошальскую, Ирина Сергеевну, разумеется и Нору Полонскую. В этом доме Нору любили и всегда поддерживали.
Покойная Танечка Бестаева, 60 лет прослужившая в театре Моссовета и дружившая с Ириной Анисимовой- Вульф, Фаиной Раневской, которую сын Ирины Сергеевны, Алеша Щеглов называл Фуфой, рассказывала мне, что Фаина Георгиевна считала Полонскую, равно как и Брик виновными в смерти Маяковского. Одна грубо и жестко использовала, а вторая по неопытности просто не поняла, как была важна для Маяковского. Раневская считала, что в роковой для классика советской литературы день Полонская могла остаться с ним, поддержать его и не пойти на репетицию, если ты любишь человека, то сделаешь для него все .
Бестаева с Фуфой согласна не была, так как считала, что если ты мужчина и тебе 37 лет, а именно столько было Маяковскому то ты сам должен нести ответственность за свои поступки и уметь справляться с невзгодами, а не взваливать их на плечи 22 летней девушки, которая к тому же была замужем.
В кино Нора снялась у Пырьева в фильме "Конвейер смерти", где блистательно сыграла главную роль Элеоноры, пошедшей по неправильному пути , приведшему ее на панель. А годом позже сыграла свою самую значительную роль - Арины в производственном фильме Семена Тимошенко "Три товарища". Нора сверкнет в кино красками своего таланта еще дважды - у Сергея Бондарчука в Войне и мир, и уже в начале 80-хх в фильме Сергея Колосова " Мать Мария". Играть аристократок ей в общем-то было и не нужно. Она таковой и была.
Ее сын Владимир , ставший врачом уедет со своей семьей в США, Нора останется совсем одна на пенсию в 60 рублей и 50 копеек. Многие деятели культуры и искусства ходатайствовали за повышение Полонской пенсии, но в ЦК КПСС оснований для повышения пенсии женщине, ставшей частью нашей истории не нашли. Вероника Витольдовна переехала в Дом ветеранов сцены, где уже в начале 90-хх ее посетила Патриция Томпсон (урожденная Елена Владимировна Маяковская) единственная дочь поэта, родившаяся уже в США. Они очень трогательно встретились .
Елена Владимировна написала теплые воспоминания о Веронике Витольдовне. Полонская знала о ее существовании, еще когда была с Маяковским и не выдала ее местонахождение Лиле Брик, которая хотела найти дочь поэта и ее мать- русскую немку Елизавету Зиберт, даже в Америке. Нора написала книгу воспоминаний о Маяковском. В последний год ее жизни к ней приходили журналисты, о ней сняли документальный фильм. На экране мы видим полную непреодолимого очарования восхитительную женщину, уже исчезнувшей культуры, кокетливо улыбающейся и со слезами на глазах, когда ее спрашивают о ее чувствах к великому Маяковскому, которые были искренними и настоящими.
Полонская не хотела нажиться на имени поэта, считала это недостойным. Нора просто сохранила воспоминания о человеке, который был ей дорог и любим. В одном из своих последних интервью Нора скажет:" «Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу".
Женщина пережившая сталинский террор, самоубийство любимого мужчины, арест и расстрел мужа, отъезд единственного ребенка, все-таки была счастливым человеком.
Вероника Витольдовна прожила 86 лет, дожила до того времени, когда ее наконец услышали. Она сумела сохранить благородство былых дней и то неподдельное очарование, которым восхищались Станиславский, Немирович-Данченко, Завадский, Мандельштам, и конечно, первый писатель Страны Советов- Владимир Владимирович Маяковский, чьей последней любовью была женщина фантастической красоты-Вероника Витольдовна Полонская, - московская красавица, истинная мхатовка. Светлая Вам память, незабываемая Нора.
Эдгар- Кирилл Дальберг.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Почти ничего о ней не знала..
Лиля Брик....Итак о ней складывается неприглядное мнение,да еще в этой истории с Полонской....еще один негатив в образ Лилечки..